Blueprint
T

САМ ТЫ САМЕЦ


«Трижды модель года» Дерек Зуландер и его заклятый друг и коллега Хэнсел снова повсюду, и дело не в том, что идет мужская неделя моды. Благодаря мемам в TikTok зрители вспомнили про Zoolander («Образцовый самец») — комедию Бена Стиллера с ним самим в главной роли, а также с Оуэном Уилсоном и Уиллом Ферреллом, а еще с Дэвидом Боуи, Стингом, Анной Винтур, Валентино Гаравани и Марком Джейкобсом в камео. Вспоминаем две части «Образцового самца» (самые смешные модные комедии в лучших традициях кэмпа!) и разбираемся, как с момента их премьеры изменилась модная индустрия.

Реальная
цена моды 



«Новый премьер-министр Малайзии пообещал поднять минимальную зарплату и навсегда покончить с детским трудом»




С этих слов начинается китчевая комедия Бена Стиллера. Пока в Малайзии ликуют и прижизненно причисляют нового премьера к лику святых, на задворках Нью-Йорка собирается экстренное заседание модного совета. На повестке — крах индустрии моды. «50% моей продукции изготавливается в детских мастерских на малайзийской границе!». «Сначала Малайзия, а потом? Вся моя линия белья производится во Вьетнаме. Да мы же разоримся!». Кто произносит эти фразы, толком не рассмотреть, но в силуэтах угадываются Карл Лагерфельд и Анна Винтур (сбивают только сигареты в руках этих известных противников курения). Изначально Бен Стиллер задумывал собрать модный совет из реальных представителей модной индустрии — но те предусмотрительно отказались.

Незаконное использование детского труда на производствах — прямо скажем, не самая очевидная тема для абсурдной комедии о моде. Которая, кстати, все еще актуальна: по оценкам, в наименее развитых странах работает каждый четвертый ребенок в возрасте от 5 до 17 лет. Многие из них — на текстильных и тканевых производствах. В 2001-м проблема детского труда, в общем-то, никого в модной индустрии особенно не заботила — но спустя несколько лет ситуация изменилась. Чего стоит один скандал с Gap в 2007 году. Тогда выяснилось, что часть одежды из детской линии GapKids отшивают дети — на фабрике в Индии. Чтобы восстановить репутацию, бренд учредил грант на улучшение условий труда и пообещал несколько лет содержать несовершеннолетних работников фабрики.




Trashion

«Сейчас я покажу тебе будущее моды — созданную из отбросов коллекцию Derelicte, навеянную бездомными, бродягами и проститутками»




Вряд ли сценаристы предвидели тренд на апсайклинг, когда вкладывали эту фразу в уста самого прославленного дизайнера и главного злодея во вселенной «Образцового самца» — Якобима Мугату. Коллекция Derelicte сделана из переработанного мусора и на самом деле вдохновлена не отбросами общества, а Джоном Гальяно. За полтора года до премьеры комедии креативный директор Dior по-своему интерпретировал лохмотья парижских бездомных, которых он часто встречал во время ежедневных пробежек вдоль Сены. Критики (тогда еще имевшие на дизайнеров сильное влияние) единогласно признали коллекцию самой противоречивой в карьере дизайнера. Возможно, самую дипломатичную формулировку выбрали Women’s Wear Daily: «Может, эту коллекцию и нельзя назвать оскорбительной — в ней все же чувствуется, что Гальяно относится к бездомным с симпатией и уважением». Активисты были настроены менее дипломатично: после кутюрного показа Dior весна-лето 2000 парижский офис бренда обступили с плакатами «Быть циничным — не круто» и «Уважайте бездомных».



На эту скользкую дорожку ступали не только Джон Гальяно и Якобим Мугату. В 2010-м Вивьен Вествуд посвятила бездомным показ (и тоже отхватила за это от прессы). А Йе в 2022-м и вовсе решил признаться всем в том, что на коллекции Yeezy его всегда (!) вдохновляют либо дети, либо бездомные.


Жаль, что Мугату не додумался окрестить свою идею Trashion (так потом стали называть вещи из переработанных материалов). Зато провозгласил одежду из отходов будущим моды задолго до Ванессы Фридман из The New York Times.


Феномен
мужчин-супермоделей


«Без Дерека Зуландера мужской моделинг был бы совсем другим. Он — лицо мира моды»





Не только Дональд Трамп такого высокого мнения о Зуландере. В комплиментах Дереку расплываются Виктория Бекхэм («Он — модная икона»), Том Форд («Я думаю о Дереке, когда работаю над коллекциями») и Натали Портман («Не будь он слишком красив, я бы начала с ним встречаться»). Вручение VH1 Fashion Award снимали на реальной церемонии VH1 Fashion Award: собственные массовка из знаменитостей и красная дорожка в бюджет не укладывались, поэтому съемочная группа напросилась подснять пару сцен во время рекламных пауз. Звездных гостей заранее ввели в курс дела и попросили сказать на камеру пару слов о том, какой Дерек Зуландер невероятный. Записали с первого дубля.


Почему главным героем комедии про индустрию моды сделали именно мужчину-модель? Продюсер Джоэл Голлен пожимает плечами: «Честно говоря, мы просто подумали, что так выйдет смешнее». Сам Дерек Зуландер — кэмповый герой, воплотивший главные предрассудки о манекенщиках, — появился на свет в 1996 году. Кстати, тоже на VH1 Fashion Award. Тогда смехотворный ролик про Зуландера с Беном Стиллером в главной роли придумал и показал на церемонии комик Дрейк Сатер. Он шутил, что Дерек Зуландер — среднее арифметическое между двумя главными мужчинами-моделями 1990-х: Марком Вандерлу и Джонни Зандером. Они (хотя и снимались для Hugo Boss, Valentino, Giorgio Armani и Calvin Klein) до уровня популярности женщин-супермоделей все равно недотягивали. Такова особенность моделинга — исторически сложившейся сферы влияния женщин. И в этом смысле Дерек Зуландер тоже рушит шаблоны. А еще он — первый мужчина-модель на обложке американского Vogue (ну, если считать, что в 2016-м Энни Лейбовиц сняла для журнала его, а не Бена Стиллера).  



Легендарный Blue Steel


«Мой самый известный взгляд называется Blue Steel — голубая сталь. Еще есть Ferrari, Le Tigre (он скорее годится для каталогов) и Magnum. Его я шлифовал последние 8-9 лет»





Magnum

Blue Steel

Ferrari

Le Tigre

Самый известный взгляд Зуландера — конечно, Blue Steel. И не только потому, что остальные три ничем от него не отличаются, хотя Дерек и считает иначе. «Я смотрелся в зеркало, пока причесывался, — вспоминал Бен Стиллер. — Жена увидела меня и спросила, почему я корчу такое лицо. Почему? Да я и сам не знаю, просто мне почему-то казалось, что так я выгляжу лучше. Это, конечно, было далеко от правды». Из ванной Бен Стиллер перенес свой фирменную гримасу на съемочную площадку «Образцового самца». Сценарист фильма Джон Гамбург предложил назвать ее «как-нибудь серьезно и пафосно», например, Blue Steel — в честь популярного в 1990-х фильма «Голубая сталь» с Джейми Ли Кертис. Кто же в 2001 году мог представить, что Blue Steel станет предвестником самой популярной гримасы для селфи в мире, где и селфи-то не существовало (это слово войдет в Oxford English Dictionary только в 2013-м).


Шутки на тему
булимии
и фэтшейминг


«Каждый день я пролистывала мамины модные журналы, разглядывала идеальных женщин и не могла понять, почему я на них не похожа. У меня началась... Булимия. Знаете, что вы делаете с людьми? Из-за вас они начинают себя ненавидеть»






Это чистосердечное признание журналистки Time Матильды Джефрис (ее роль досталась актрисе и по совместительству жене Бена Стиллера, Кристин Тейлор) вызывает у Хэнсела и Зуландера лишь смех. «Ну и подумаешь! Меня тоже часто тошнит после еды, — выдает герой Оуэна Уилсона. — Прекрасный способ сбросить вес перед показами». Сейчас за высмеивание булимии, как и любого другого психического заболевания, фильм могли бы и отменить. Но в 2001-м эта сцена была хоть и не самым удачным (мягко говоря), но все же признанием важной проблемы индустрии, о которой тогда открыто не говорили и уж, конечно, в глянце не рассказывали


А вот за шутки над лишним весом Дерека-младшего во второй части «Образцового самца» (2016) создателям прилетело сразу после выхода фильма — впрочем, до отмены не дошло. Критиковали сиквел и за Бенедикта Камбербэтча в роли небинарной персоны All (за карикатурность и за то, что All в фильме играет актер с неподходящей гендерной идентичностью). 



Любовь
Анны Винтур и признание
модной
индустрии


«Без меня, Дерека Зуландера, мода немыслима» 






Бен Стиллер вспоминает, что скетч про манекенщика Дерека Зуландера, показанный на VH1 Fashion Award в 1996-м, модные профессионалы не оценили. Одежду на съемки многие бренды выдавать отказались. Художнику по костюмам Дэвиду Робинсону удалось раздобыть только Gucci — для Зуландера и Матильды — и Mugler, чтобы одеть femme fatale Катинку Ингаборговинунунунуну в исполнении Миллы Йовович.


По словам Бена Стиллера, вторая часть «Образцового самца» могла бы и не случиться, не приди на помощь Анна Винтур (а за ней подтянулись и другие). Первый «Образцовый самец» практически провалился в прокате — во многом потому, что комедия вышла в американских кинотеатрах вскоре после трагедии 11 сентября и пришлась некстати. Критики тоже разнесли фильм в пух и прах (Washington Post, например, назвали его «комедией одной шутки»). В общем, снять еще одну комедию про модную индустрию без поддержки этой самой индустрии было бы нереально.


Анна Винтур договорилась с креативным директором Valentino Пьерпаоло Пиччоли о том, чтобы Хэнсел и Зуландер прошлись по подиуму во время Парижской недели моды, согласилась сняться «Образцовом самце 2» в камео — и подбила на это Валентино Гаравани, Марка Джейкобса, Томми Хилфигера и Александра Вэнга (которого тогда еще не успели отменить). А к премьере фильма поставила Бена Стиллера (или Дерека Зуландера?) на обложку Vogue вместе с Пенелопой Крус и запустила масштабное промо комедии на платформах журнала — на Vogue.com вышли десятки материалов про «Образцового самца», а на YouTube — «73 вопроса с Дереком Зуландером». «Бен — мой друг», — ответила Анна, когда журналистка The Cut Кэти Хорин спросила Винтур, почему та решила поддержать фильм. 



Valentino 2016


Хейтер в лице Карла Лагерфельда


«Мне не понравилось»






Заявил Карл Лагерфельд, когда его попросили поделиться мнением о фильме. Покорить дизайнера Бену Стиллеру так и не удалось — дизайнер сразу отказался сниматься: «Они хотели, чтобы я снялся в кино! Я не актер». А зря — может, стоило бы попробовать.



Ну и, наконец, мемы


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}