Blueprint
T

О чем говорят мужчины после встречи с Чубаккой

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Май в кино всегда проходит под знаком Каннского фестиваля, поэтому прокатчики перевыпускают проверенную классику. А новое кино занимается по большей части отношениями со сказочными сущностями, которые нам как-нибудь помогут.

«За облаками»

Перевыпуск фантастического аниме 2004 года с сюжетом из альтернативной истории: после Второй мировой Япония поделена между США и Советским Союзом, который строит на острове Хоккайдо загадочную мегабашню, уходящую в облака. Трое старшеклассников из американской зоны оккупации хотят раскрыть ее секрет и пытаются починить разбившийся небольшой самолет, но один из друзей внезапно исчезает. Дальше все очень наворочено: материя из других вселенных, пророческие видения в коме и, конечно, спасение мира. После отличного приема фильма на фестивалях и в прокате сюжет был адаптирован для манги, романа-новеллизации и даже театральной постановки. А бывший аниматор компьютерных игр Макото Синкай стал одним из самых коммерчески успешных режиссеров Японии.

С 1 мая

«Как соблазнить девушку, или О чем говорят мужчины»

«Легенды наших предков»

Режиссер Алекс де ла Иглесиа прославился в 2010-м «Печальной балладой для трубы», буйным гиньолем о многолетней вражде Белого и Рыжего клоунов, между которыми металась красивая глуповатая гимнастка, недвусмысленно олицетворявшая Испанию времен диктатора Франко. И дальше, в каком бы жанре Иглесиа ни снимал, в фильмах так или иначе мерцало безумие, герои непременно слетали с катушек и творили черт знает что. В новой дорожной комедии трое мужчин тоже готовы на любую опасную глупость ради внимания прекрасной попутчицы, но на этот раз история обходится без масштабных метафор и едет на чистом адреналине.

С 1 мая

Персонаж Александра Яценко, журналист из Екатеринбурга, переживающий развод, все время видит какого-то Чубакку. Мохнатый гигант ходит за ним по пятам и нудит: «Спаси мою семью!». Больше никто его, понятно, не видит, поэтому герой начинает подозревать, что поехал кукухой, вот и 12-летняя дочка заявляет, что ее папа псих. Но сказочный народ существует — и он в беде. Кажется, это уже фирменный сюжет финалиста The Blueprint 100 Ивана Соснина — в его предыдущем фильме «Пришелец» герой, которого все считали деревенским дурачком, строил из мусора башню с антенной для контакта с внеземными цивилизациями и не мог поверить, когда его послание в космос услышали. Вот и тут надо налаживать контакты — только со сказочными существами из фольклора разных народов, всякими Шишигами и Нёр-Ойками: ты поможешь им, а они — тебе. На людей-то особой надежды нет.

С 1 мая

«Очи»

Еще одна сказка о дружбе человека с неведомой зверушкой из дикого леса. Девочка Юра, живущая с отцом на острове Карпатия, находит детеныша очи — самых опасных местных существ, которые крадут у селян овец. Когда-то они напали на маму Юры, и после этого она ушла из дома. А папа Юры, кажется, слегка сошел с ума и организовал отряд скаутов для отлова диких животных. Маму играет Эмили Уотсон, папу — Уиллем Дефо, а картина выпущена флагманом американского независимого кино, студией А24; все эти обстоятельства, несомненно, делают ее потенциальным хитом майского проката. Как и многочисленные и очевидные отсылки к разного рода классике — от «Моего соседа Тоторо» до «Звездных войн». Хочется, конечно, спросить авторов, почему Карпаты у них остров, а Юра — девочка, но и в этих нетривиальных представлениях о Восточной Европе можно увидеть традиции: Альфред Жарри предуведомлял пьесу «Король Убю» фразой «Действие происходит в Польше, а значит, нигде». А персонаж Виктора Сухорукова из «Брата-2» искренне изумлялся различиям балканских народов: «Одно слово — румын!».

С 8 мая

«Жажда славы» 

«Призрак в доспехах-2: Невинность»

Спортивная драма про бодибилдера, который усердно тренируется, мечтает о славе и пишет письма своему кумиру. Но у парня проблемы с психикой и личной жизнью. По описанию не то чтобы вдохновляет — но приз главного американского кинофестиваля Санденс моментально повышает интерес. На самом деле спортивная драма — не такой уж примитивный жанр: тут можно вспомнить не только хрестоматийных «Бешеного быка» и «Рокки», но и относительно недавних «Рестлера» Даррена Аронофски, Moneyball (по-русски «Человек, который изменил все») и «Охотника на лис» Беннетта Миллера — фильмы о борьбе или бейсболе, которые оказались понятны и близки даже людям, очень далеким от этих видов спорта.

С 8 мая

Еще один перевыпуск, который не хочется пропускать, — сиквел культового аниме Мамору Осии, задавшего в середине 1990-х моду на киберпанк в кино. Снятый в 2004-м, через девять лет после оригинала, «Призрак в доспехах-2» стал первым и единственным в истории аниме, которое участвовало в конкурсе Каннского кинофестиваля. Главный герой, оперативник Бато, киборг с человеческим мозгом, занимается расследованием убийств, совершенных роботами для секс-услуг, и тоскует по героине первого «Призрака в доспехах». Фирменный прием Мамору Осии — соединение технологий и футуризма с лирикой и меланхолией — работает в сиквеле так же успешно, как в оригинале. А бассет Габриэль, собака Осии, которую он рисует во всех своих фильмах, грустно смотрит на зрителя прямо с афиши.

С 15 мая

«Верный друг»

Логично, что бассет Мамору Осии передает эстафету в майском прокате догу по кличке Аполлон, которого героиня Наоми Уоттс получает в наследство после смерти старшего друга в исполнении Билла Мюррея. Собака, тоскующая по хозяину, разносит ей всю квартиру и приносит массу других проблем, но в итоге человек и животное вместе справляются с травмой потери. Да, это выглядит очень сентиментально, но давайте держать в уме две вещи. Во-первых, обаяние Нью-Йорка, где разворачивается действие фильма. А во-вторых, удивительно точное наблюдение режиссера Уита Стиллмана, мэтра современной комедии нравов, продолжателя традиций Вуди Аллена и французской «новой волны», который как-то заметил: «В каждом хорошем фильме есть Билл Мюррей».

С 15 мая

«Последний император»

«Человек с кино-аппаратом»

Повторный прокат одной из самых титулованных картин итальянского классика Бернардо Бертолуччи, получившей в 1988 году «Оскары» во всех девяти категориях, в которых была номинирована, включая «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру». В биографии последнего императора Поднебесной, взошедшего на трон двухлетним мальчиком в 1908 году, Бертолуччи искал ключ к эпохе войн, революций и становления диктатур ХХ века. Лента стала первым западным художественным фильмом, который власти КНР разрешили снимать в стенах Запретного города в Пекине. За музыку «Последний император» получил еще и «Грэмми». Саундтрек писали моднейшие люди 1980-х — Рюити Сакамото и лидер Talking Heads Дэвид Бирн.

С 15 мая

В 2014 году британский журнал Sight & Sound назвал эту экспериментальную ленту Дзиги Вертова, снятую в 1929 году, лучшим документальным фильмом в истории. Это демонстрация практически всех операторских и монтажных техник, которые кино использует по сей день. Конечно, «Человека с киноаппаратом» можно посмотреть в интернете, но перевыпуск на большом экране дает шанс на более аутентичное впечатление: можно представить, как реагировали на эту революцию первые зрители и что вообще это было — открытие нового, неведомого художественного языка.

С 22 мая

«Черные священники»

Этапный для Южной Кореи фильм, после которого в стране началась буквально одержимость оккультными хоррорами. А так как теперь их к нам завозят и оптом, и в розницу, особенно интересно познакомиться с первоисточником заразы. Осенью планируется выпуск продолжения франшизы — фильма «Черные монахини».

С 22 мая

«Зона интересов»

Экранизация романа одного из важнейших британских писателей современности Мартина Эмиса. Стивен Спилберг назвал эту ленту одним из лучших в новом веке фильмов о холокосте. Герои — комендант лагеря смерти Аушвиц Рудольф Хёсс и его семья: жена Хедвиг и их пять ребятишек, живущих в заботливо обустроенном райском уголке, где земля так удачно удобрена пеплом крематория, а лай собак, крики и выстрелы за стеной составляют привычный «белый шум». Фильм получил второй по значимости каннский приз — Гран-при — и два «Оскара». В России был показан на Московском еврейском кинофестивале, но выйти в прокат, как тогда казалось, шансов не имел. Удивительно, но все же выходит, видимо, все рифмы с современностью после долгих согласований сочтены случайными.

С 22 мая

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}