Blueprint
T

Любовник, трикстер, злодей

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Леонардо ДиКаприо — 50. Олег Зинцов попытался вспомнить знаковые роли актера и понял, что уложиться в классический топ-10 почти невозможно, что-то важное будет упущено, проходных работ у ДиКаприо мало, он на пике карьеры и формы. Так что список субъективен, но лишь отчасти — нельзя же выкинуть «Титаник»!

«Что гложет Гилберта Грейпа»

1993

Инди-драма шведского режиссера Лассе Хальстрёма с двумя будущими звездами Голливуда — Джонни Деппом в заглавной роли и 19-летним ДиКаприо, играющим младшего брата героя, как принято писать сегодня, с ментальными особенностями, но в момент выхода фильма это называлось просто умственной отсталостью. Братья убивают время, стоя у дороги и наблюдая за туристическими трейлерами, пока их депрессивная мать объедается перед телевизором; младший то и дело лезет на дерево. ДиКаприо тут выглядит моложе своих лет, и его миловидность могла бы сделать фильм слащавым, но у актера получился чувственный, объемный и сложный образ, а результатом стала первая номинация на «Оскар» (путь к которому будет еще очень долгим).


«Быстрый и мертвый»

1995

Несправедливо забытый постмодернистский вестерн автора «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми с роскошной Шэрон Стоун в роли одинокого стрелка — Леди, приехавшей на состязание в скорости и меткости в приграничный городок, который контролирует безжалостный мэр по имени Джон Ирод. ДиКаприо играет его сына, уверенного, что сможет превзойти отца. Роль как будто не самая важная, но в ней уже хорошо видна двойственность актерской харизмы — персонаж по прозвищу Малыш комически олицетворяет словосочетание «слабоумие и отвага», но чертовски обаятелен. Даже суровая героиня Шэрон Стоун не устояла. В фильме к тому же высокая концентрация звезд состоявшихся и будущих: к первым, помимо Стоун, относится Джин Хэкмен в роли Ирода, ко вторым, помимо ДиКаприо, Рассел Кроу и приложивший руку к сценарию Джосс Уидон, один из ключевых авторов киновселенной Marvel.


«Ромео + Джульетта»

1996

В середине 90-х ДиКаприо — самый очевидный выбор на роль Ромео. Хулиганская картина австралийца База Лурмана — не столько экранизация пьесы Шекспира, сколько ремейк фильма Франко Дзеффирелли, образцово уважительной киноверсии хрестоматийного сюжета. У Лурмана вместо шпаг — пистолеты, монтаж в стилистике тогдашних клипов MTV, но у ДиКаприо и Клэр Дейнс — Джульетты тут идеальная актерская «химия», которая совершенно не зависит от антуража. За Ромео ДиКаприо получил награду «Лучший актер» на 47-м Берлинале. Старомодно костюмную экранизацию Дзеффирелли сегодня пересматривать скучно, а Лурмана — самое то.


«Титаник»

1998

Составляя пять лет назад список картин с ДиКаприо от худшего к лучшему, в журнале The Rolling Stone пошутили про «маленький фильм о тонущем корабле и айсберге, который все уже забыли», а потом, конечно, поставили «Титаник» на первое место. ДиКаприо и Кейт Уинслет действительно сумели наполнить своих картонных героев полноценными эмоциями, но все-таки сказать, что это кино лучшее в карьере юбиляра, — преувеличение. Десять лет спустя тот же дуэт сыграет в «Дороге перемен» Сэма Мендеса гораздо более сильные роли, и если «Титаник» — вершина карьеры ДиКаприо в амплуа героя-любовника, то у Мендеса он показывает умение играть взрослые горечь и разочарование.


«Поймай меня, если сможешь»

2002

ДиКаприо впервые работает со Стивеном Спилбергом и раскрывается в новом, возможно, самом интересном своем амплуа — трикстера. Авантюрная комедия основана на воспоминаниях (насколько правдивых, большой вопрос) известного в 1960-х афериста Фрэнка Эбигнейла-младшего, путешествовавшего по всей Америке, выдавая себя то за пилота, то за юриста, то за врача. Герой, постоянно меняющий маски, — настоящий актерский вызов, а ДиКаприо успевает отыграть в этой роли не только бурлеск, но и драму превращения травмированного разводом родителей романтичного подростка в уставшего циника.


«Начало»

2010

Научно-фантастический блокбастер Кристофера Нолана, в котором ДиКаприо возглавляет суперзвездный актерский состав (Марион Котийяр, Том Харди, Киллиан Мерфи, Майкл Кейн и другие) снова в роли мошенника с глубокой личной травмой — герой, переживший самоубийство жены, встречает ее на разных уровнях чужих сновидений, куда проникает вместе с командой помощников, чтобы внедрить наследнику огромной бизнес-империи разрушительную идею. Фильм полон аттракционов и спецэффектов, но внутри его захватывающего сюжета ДиКаприо и Котийяр отыгрывают очень чувственную и печальную лирическую линию.


«Джанго освобожденный»

2012

Квентин Тарантино предлагает ДиКаприо роль злодея — жестокого плантатора на американском Юге середины XIX века. Этот антигерой считает себя франкофилом, ученым и утонченным аристократом. Разумеется, он не говорит по-французски, излагает дикие антропологические теории о склонности черной расы к подчинению и развлекается, устраивая гладиаторские бои между рабами. 

Тут прямо видно, как ДиКаприо упивается ролью, какой у него вкус к гротеску, как нравится ему быть сладким и гадким и как точно он делает подачи партнерам — прежде всего замечательному австрийскому актеру Кристофу Вальцу, который играет невозмутимого немца, выбравшего в напарники по «охоте за головами» освобожденного раба.


«Волк с Уолл-стрит»

2013

Из всех фильмов Мартина Скорсезе, в которых снялся ДиКаприо («Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Отступники»), этот все-таки самый бешеный. Прототип героя — реальный биржевой мошенник Джордан Белфорт, который за несколько лет развел инвесторов на $200 млн, но благодаря сделке с ФБР просидел в тюрьме всего 22 месяца. У Скорсезе он выдает пророческую аллегорию, когда объясняет суть работы брокера первым сотрудникам своей только что открытой компании: вы должны загарпунить чертова клиента, как чертов капитан Ахав чертова кита (речь идет, конечно, о «Моби Дике», основополагающем американском романе). После чего сюжет вслед за героем погружается в адреналиновое, кокаиновое, барбитуратное безумие. Персонаж ДиКаприо употребляет вещества с утра до ночи, и, в сущности, не важно, на каких финансовых схемах навариваются фантастические прибыли. В какой-то момент ДиКаприо начинает это объяснять, но потом машет рукой в камеру: да какая разница. Белфорт разводится, женится, обдалбывается до коматоза, покупает машины, вертолеты, яхты, дома. А когда им начинает интересоваться ФБР, переводит деньги в швейцарский банк (где сидит такой же мошенник в исполнении Жана Дюжардена) и обдалбывается еще круче. Как китобойная шхуна в романе Мелвилла, компания Белфорта — аллегория Америки. Но уже не трагическая. Классический сюжет виртуозно пристроен к комедии, а ДиКаприо играет героя, про которого иногда кажется, что его Моби Дик — это прежде всего его собственный член.


«Выживший»

2015

Долгожданный «Оскар» (после пяти номинаций) ДиКаприо получает за героизм. Чего только не пришлось ему вытерпеть на съемках этого фильма. Он выбирался почти что из могилы. Залезал голым в свежевыпотрошенную лошадь. Прижигал порохом рану на шее. Жевал коренья. Кусал живую рыбу. Ел мясо животных! А ведь вегетарианец. «Выживший» длится 156 минут, и большую часть из них зритель проводит наедине с героем ДиКаприо. Действие происходит зимой 1823 года на территориях, сегодня принадлежащих штатам Монтана и Южная Дакота. ДиКаприо играет легенду американского фронтира — охотника и проводника Хью Гласса, прожившего несколько лет среди индейцев. У него тут очень достойный антагонист в исполнении Тома Харди, но в целом впечатления от картины обеспечивает по большей части камера Эммануэля Любецки, который снимает так, что буквально закачаешься. Верхушки деревьев кружатся в кадре примерно каждые двадцать минут. Широкоугольный объектив делает и без того величественные пейзажи величественными до неприличия. Главный образ фильма — дыхание: тут дышат не только герои, но и пейзаж. В 2016 году «Выживший» получил три «Оскара» — помимо актерского еще за лучшую режиссуру (Алехандро Гонсалес Иньярриту) и, конечно, за лучшую операторскую работу. Но все-таки фильм оставляет ощущение скорее спорта высоких достижений, чем картины, которую захочется пересмотреть через много лет.


«Однажды в... Голливуде»

2019

«Джанго освобожденный»

2012

Квентин Тарантино предлагает ДиКаприо роль злодея — жестокого плантатора на американском Юге середины XIX века. Этот антигерой считает себя франкофилом, ученым и утонченным аристократом. Разумеется, он не говорит по-французски, излагает дикие антропологические теории о склонности черной расы к подчинению и развлекается, устраивая гладиаторские бои между рабами. 

Новая встреча ДиКаприо с Тарантино, в которой актер играет отчасти автошарж — выдуманную звезду телевизионных вестернов 1950-х Рика Далтона. К 1969-му карьера Рика достигла плинтуса. Он перешел на амплуа злодеев. Он постоянно курит, кашляет и пьет. У него отобрали права за нетрезвое вождение. Умудренный голливудский агент сочувственно хлопает его по плечу и предлагает снова вскочить в седло и стать героем — но в Риме у какого-то Корбуччи. Это почти оскорбление. Выйдя из ресторана, Рик плачет на парковке. Утешить его может только единственный друг, каскадер, дублер и верный помощник Клифф Бут, которого играет Брэд Питт. Эти два героя почти равноценны, у каждого есть несколько ударных эпизодов, но задачи ДиКаприо, пожалуй, сложнее — например, есть сцена на съемках вестерна, где он должен работать в паре с девочкой-подростком, которую по сюжету держит в заложниках, и за эти несколько минут актер успевает показать почти всю широту своих амплуа — от гротескного злодея до по-настоящему драматического героя. Ну а в финале именно ДиКаприо, на радость публике, в буквальном смысле жжет, поливая из огнемета участников банды Чарльза Мэнсона, вторгшихся в дом соседей — режиссера Романа Поланского и его беременной жены Шэрон Тейт, что во вселенной Тарантино делать крайне опасно и глупо.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}