T

Стиль в сериале

«Маленькие пташки»

На платформе more.tv вышел новый шестисерийный сериал «Маленькие пташки», поставленный по мотивам серии эротических новелл Анаис Нин. Действие историй создатели сериала перенесли в Танжер 1950-х, населенный людьми всех социальных слоев и едва ли не всех национальностей, так что цветущая сложность личных взаимоотношений здесь распускается на фоне политических интриг. Рассказываем, как создавались костюмы главной героини, которая по ходу действия из скромной «хорошей девочки» превращается в смелую и раскованную женщину.

1955 год. Юная американка Люси Сэведж (Джуно Тэмпл), дочь состоятельного производителя оружия, с воодушевлением покидает Нью-Йорк и прежнюю жизнь, которая давно успела ей опостылеть — своими условностями, скукой и невыносимыми зваными обедами. Люси отправляется в Танжер, где ее ждет жених, молодой и прекрасный английский лорд Хьюго Кавендиш-Смит (Хью Скиннер, он же Гарри из сериала «Дрянь»), брак с которым родители давно одобрили. Героиня надеется зажить совсем по-другому: она грезит о муже, который будет носить ее на руках и каждую ночь заниматься с ней сексом; о бесконечных вечеринках, танцах и новых друзьях.


К счастью или к сожалению, мечты исполняются лишь отчасти. Главное слагаемое, к ужасу Люси, из уравнения выпадает: новоиспеченный муж оказывается к ней абсолютно равнодушен. Чуть позже выясняется, что лорд Хьюго вообще-то гей, у него давно тайный роман с красавцем арабом, а на Люси он женился исключительно из желания соблюсти приличия — а еще в надежде, что ее состоятельный отец будет их с женой содержать, потому что сам Кавендиш-Смит хоть и дворянин, но абсолютно неплатежеспособен.

Героине приходится приспосабливаться к новой жизни и, как ни избито это звучит, искать себя. Благо вокруг не чопорный Верхний Истсайд, а бурлящий жизнью Танжер. С 1923 по 1956 год этот североафриканский город на берегу Гибралтарского пролива считался так называемой международной зоной, то есть был яблоком раздора между несколькими державами — Францией, Испанией, Великобританией, а позже еще и Италией, Португалией и Бельгией. Городом заправляли представители сразу нескольких государств (французы, впрочем, были самыми влиятельными), а по пестроте этнического состава населения его было впору сравнивать с мифическим Вавилоном. Здесь бок о бок жили французы, арабы, евреи, испанцы, англичане — и не только. В Танжере делали бизнес, скрывались от войн и кредиторов, пытались выжить, искали свободы и просто весело проводили время представители всех социальных слоев послевоенного мира — от богемы и аристократии до беглых уголовников. Люси Сэведж познакомится с необузданной Шерифой, звездой местного борделя и второй главной героиней шоу; будет ходить на разнузданные вечеринки, которые устраивает властная и эксцентричная испанская графиня Мандракс (Росси де Пальма); станет объектом интереса высокопоставленного французского военного, подружится со знаменитой на весь мир певицей и актрисой Лили фон Икс и будет принимать советы по стилю от любовника своего мужа. Все это под музыку Пегги Ли, Жака Бреля и Дины Вашингтон. В декорациях роскошных гостиных, террас у бассейна, полутемных гей-баров и узких шумных улочек. Лучшего места — и лучшей атмосферы — для девушки, которая мечтает узнать жизнь во всей ее полноте, нельзя и представить.

«Маленькие пташки» поставлены по мотивам одноименного цикла рассказов франко-кубино-американской писательницы Анаис Нин, которая в своих работах любила исследовать секс и женскую сексуальность, — чем заслужила славу одной из самых видных фигур феминистского движения ХХ века. «Пташек» Нин написала в начале 1940-х (в сериале действие перенесли на полтора десятка лет вперед), когда вместе с другими писателями (предположительно среди них был, например, ее возлюбленный Генри Миллер) участвовала в проекте под неофициальным названием «порнография за доллар» — литераторы сочиняли эротические новеллы для анонимного коллекционера, который платил им по доллару за штуку. Первоисточник откровеннее своей экранизации, но сериал подкупает другим — в частности, хорошей актерской игрой и превосходным визуальным рядом — это касается и декораций, и костюмов.


Показать Танжер психоделической «столицей земных пороков» режиссеру Стэйси Пассон («Американские боги», «Карточный домик») помогали художницы Клэр Левинсон (отвечала за декорации в нашумевшем «Чернобыле») и Джо Томпсон. Самая известная работа последней — бенефис Фиби Уоллер-Бридж «Дрянь», где Томпсон отвечала за костюмы в первом сезоне — одевала главную героиню в лаконичный монохром и «вневременные» классические вещи. В «Маленьких пташках» поле для творчества было куда шире — предстояло подобрать сотни нарядов для героинь и героев из середины 50-х. Все они — не только Люси — так или иначе меняются и эволюционируют на пути к обретению внутренней свободы.

«Нет ни одного персонажа в этом сериале, который к последней серии остался бы таким же, каким был в первой, — говорит исполнительница главной роли Джуно Тэмпл. — Это кино о людях, которые учатся жить на свете такими, какие они есть, учатся обходить ловушки, в которые их пытается заманить общество. А еще о том, какими в 1955 году хотели видеть женщин, и о том, как мужчины якобы управляли миром».

Придумывать образы своих персонажей художникам отчасти помогали сами актеры. Так, исполнительница роли Шерифы, ливанская актриса Юмна Марван («Маленькие пташки» — ее первый англоязычный проект) признается, что наблюдала за работой настоящей доминатрикс — чтобы лучше понять, как должна выглядеть и вести себя ее героиня, самая популярная в Танжере проститутка, работающая с клиентами-мазохистами. Яркие и очень важные детали образа Шерифы — женщины, которая с первого взгляда поражает воображение Люси Сэведж, — придумала художница по гриму Жакетта Левон. Например, ладони героини ярко-оранжевого цвета: это следы хны, которую в те годы в Северной Африке часто использовали как антисептик — особенно работницы борделей. На лице Шерифы татуировки — знак принадлежности к одному из берберских племен, а во рту — золотые зубы: свидетельство достатка и сбережения на черный день.

Что касается самой Люси, то в начале шоу она одевается «нарядно» и довольно консервативно — как и подобало девушке из хорошей семьи: носит приталенные платья с пышными подолами, белые и нежных пастельных оттенков. Позднее по ходу действия героиня признается, что в Нью-Йорке одежду для нее всегда покупала мать. Часть костюмов Джо Томпсон нашла у коллекционеров и в винтажных магазинах. Например, платье, в котором Люси выходит замуж за Хью, — длинное, украшенное крупными оборками и с корсетом. Джуно Тэмпл позднее рассказала, что этот наряд был самым неудобным предметом одежды, который ей доводилось надевать: «Платье было невероятно тесным. Слава богу, сейчас мы, женщины, не обязаны втискиваться в крошечные узкие вещи и можем, например, сидеть свободно, как мужчины. Я бы даже сказала просто — как люди».


Поворотный момент для героини наступает, когда она впервые получает приглашение на вечеринку в особняке графини Мандракс. Она просит любовника мужа Адама Абазу составить ей компанию — в тот момент она еще не знает, что Хью и Адам больше, чем близкие друзья. Модник и эстет, Адам сообщает Люси, что для встречи со сливками местного светского общества она выглядит, мягко говоря, неподходяще, и ведет в популярный магазин одежды. В этой же сцене он произносит фразу, которой можно резюмировать отношение всех героев «Маленьких пташек» к стилю: «Одежда — как доспехи. А мы все на поле боя. Хороший костюм приносит удачу, защищает от любопытных взоров и помогает гордо проходить в ворота».

Адам помогает Люси стать лучшей версией себя: для вечеринки они вдвоем выбирают ей блестящее облегающее платье, в котором она сможет свободно танцевать — и, разумеется, сумеет привлечь всеобщее внимание. В середине 50-х такие наряды шил, например, Уильям Травилла, любимый дизайнер Мэрилин Монро — самую знаменитую блондинку в мире легко в таком представить. Правда, платье, которое использовали на съемках «Маленьких пташек», было сшито уже в наши дни — его создали специально по меркам Джуно Тэмпл, чтобы оно не сковывало движений.

Дальше по ходу действия гардероб Люси не меняется кардинально, но в нем появляются вещи, в которых до этого ее нельзя было даже представить. Например, в одной из сцен — когда героиня отправляется на встречу с партнером Хью по бизнесу, чтобы помочь мужу решить его проблемы, — она надевает белый топ без лямок и джинсы. Но, пожалуй, главным свидетельством произошедших с ней перемен становятся серьги, которые она начинает носить — крупные, в виде колец, — такие войдут в моду в 70-е, но для 50-х кажутся вызывающими. Это весьма символично, потому что в начале сериала героиня появляется в минималистичных украшениях и в крохотных серьгах в форме птичек — прямая отсылка к названию шоу. И раз уж Люси избавляется от аксессуаров, которые когда-то отражали ее суть, — значит «маленькая пташка» наконец вылетает из золотой клетки.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}