Blueprint
T

Отцы под надзором

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

На канале HBO стартовал сериал «Задание» — новый проект сценариста Брэда Ингелсби, автора «Мейр из Исттауна». По данным Warner Bros. Discovery, шоу собрало больше 3 миллионов зрителей за первые три дня и влетело в топ-5 сериальных дебютов за пятилетнюю историю стриминга HBO Max. Впереди только «Дом Дракона» (10 млн за один день), «Одни из нас» (4,7 млн за один день) и «Пингвин» (5,3 млн за четыре дня). Критик Мария Ремига рассказывает, чем «Задание» оказалось так актуально и почему привлекло столько зрителей.

Одну из главных ролей, агента ФБР, исполнил Марк Руффало, который стабильно сияет в образах борцов за справедливость (из относительно недавнего можно вспомнить роль в фильме «Темные воды» Тодда Хейнса). Его герой, Томас Брэндис, — бывший священник, отец, бердвотчер и садовод. В общем, человек интересный. Каждый день он отправляется в колледжи, где предлагает выпускникам присмотреться к работе в ФБР. В свободное время, помимо грядок и птичек, его заботят отношения с приемной дочерью-подростком Эмили (Сильвия Дионисио). Поскольку недавно у агента умерла жена, а приемный сын угодил за решетку, обстановка в семье, мягко говоря, напряженная.    


Из отдела профориентации Брэндиса возвращает серия ограблений наркоторговцев в пригородах Филадельфии, из-за которой в ФБР опасаются большой уличной войны. Банду, регулярно промышлявшую подобными ограблениями, возглавляет отец-одиночка Робби (Том Пелфри), который для отвода глаз работает водителем мусоровоза. Его брат умер, жена сбежала, и теперь он вынужден тянуть двоих детей и дочь погибшего брата, которая за ними присматривает. А дальше, как принято, все идет не по плану: ограбление обернулась массовым убийством сразу нескольких человек. А еще похищением большой партии фентанила вместо денег и ребенком, которого грабители забрали с места преступления, и теперь не знают, что с ним делать. 


Марк Руффало в роли Тома, агента ФБР

Брэндис возвращается к своей основной работе: собирает опергруппу из молодых, еще неопытных агентов и начинает расследование. Так что в каком-то смысле у него теперь две семьи, где нужно вечно за кем-то присматривать. Уставший родитель с горем на плечах — объект постоянного интереса Ингелсби. Такой была и Мейр, и героиня Джулианны Мур из недавней драмы «Долина Эха», к которому Ингелсби также написал сценарий. Но если в его главном хите с Кейт Уинслет речь шла о материнской доле, то в «Задании» суровый, но сочувственный взор Ингелсби падает на отцов. Это уже другой коленкор, даже при том, что обстоятельства схожие: напряженная работа в криминальной среде (Мейр работала детективом полиции), трудная семья, одиночество. Тут можно пошутить, что «Задание» — это «Мейр из Исттауна» для (точнее, про) мальчиков. И мальчикам, кажется, такой сериал действительно нужен. 


Матери — героини по определению, но с них и больше спроса. Поскольку женщинам всегда «разрешалось» быть более эмоциональными (но не слишком, а то общество осудит), их родительский путь как будто проще превратить в драму. И недостатка в таких сериалах в последние годы мы точно не испытывали: начиная от «Большой маленькой лжи» и заканчивая пронзительной «Уборщицей. Историей матери-одиночки». Отцы на первом плане, конечно, тоже были, — одни «Бесстыжие» чего стоят. Но пап всегда проще было задвинуть на колоритный второй план или сделать героями ситкомов.  


Эмилия Джонс в роли Мэйв

Но поскольку образ мужчины в массовой культуре пересматривают, смещая фокус на более ранимую, эмоциональную сторону, то и уставшие бати на экранах появляются все чаще. Самый яркий пример в 2025 году — герой Стивена Грэма в хитовом «Переходном возрасте». Любящий отец, который не уберег любимое чадо от совершения преступления: думается, ему с Томасом Брэндисом было бы о чем поговорить. По старой доброй мужской традиции герой Руффало держит все в себе, правда, напивается каждую ночь, но с кем не бывает. Ингелсби не дает точных рецептов, как правильно начать важный разговор с близкими, как отпустить свою скорбь, но он четко обозначает: рано или поздно это придется сделать, не важно, кто ты — агент ФБР или грабитель наркопритонов. Иначе можно сойти с ума. 


Жизненные траектории Робби и Томаса очевидно запареллелены: надломленные отцы по разную сторону закона. Одна из главных интриг сериала — когда и как они встретятся. Ингелсби писал «Задание» как
«”Схватку” рабочего класса». В фильме Майкла Манна 30-летней давности речь идет о конфликте между детективом полиции Лос-Анджелеса (Аль Пачино) и профессиональным преступником (Роберт Де Ниро). Две кинозвезды встречаются в кадре всего лишь один раз, в сцене диалога за завтраком в закусочной. Этот момент (актеры, к слову, снимались по отдельности) стал поистине легендарным. Так ли будет у Ингелсби? При этом его история — это не битва сильнейших, а как раз наоборот. В подкасте Filmmaker Toolkit он говорил: «Если “Схватка” — о лучших полицейских и преступниках в мире, то наш сериал — едва ли не о худших». 

Плохие папы в плохом мире. Ингелсби изучает нелегкую жизнь пригородов с оптимальной дистанции: без осуждения и романтизации. Место, где легко цвести патриархату, трещит от грубой силы по швам, — от насилия начинает мутить даже Робби, чья «работа» связана с ним непосредственно. «Задание» четко демонстрирует, что пресловутая токсичная маскулинность не имеет ничего общего с настоящей мужественностью на примере Мэйв, племянницы Робби, которая в какой-то момент старается взять ситуацию в свои руки. После неудачной попытки отдать похищенного во время грабежа ребенка полиции она возвращается домой и открыто задает Робби вопрос — «во что ты нас втянул?». Для этого требуется куда больше смелости, чем кажется.


Робби гораздо проще ударить человека во время очередного ограбления, чем честно поговорить с дочерью (или племянницей). Доходит до нелепого: когда Мэйв влетает с парнем в свою комнату, где Робби искал самокрутку, мужчина резко прячется за шторой. Парочка начинает раздеваться, и он, не выдержав, извиняется и выходит на свет. В порыве побыть «хорошим отцом», Робби старается спокойно все разрулить, но разговор оборачивается скандалом с последующим вышвыриванием кавалера. Хотя, казалось бы, что тут такого? В ситкоме это стало бы поводом для комичной сцены, но здесь сквозь откровенно неловкую ситуацию проступает полная растерянность Робби перед дивным и страшным миром отцовства. Брэндис в этом плане продвинулся дальше, но он все равно не в состоянии справиться с личной катастрофой и ощущает себя в состоянии свободного падения. Отцовство — это еще и про ответственность, и вот тут с мужчин спрос исторически был очень высок: защитники как-никак. В «Задании» выясняется, что мужчины не всегда могут уберечь от беды не то что свою семью, но даже собственную нервную систему. И это ложится на них такой громадной виной, что не помогает даже регулярное вспалывание грядок и бутылка вина перед сном.


Элисон Оливер в роли Лиззи, коллеги Тома

Контраст между Томасом и Робби работает блестяще не в последнюю очередь благодаря актерам. Джеремайя Зейгар, один из двух режиссеров «Задания» (второй — телевизионная постановщица и актриса Салли Ричардсон-Уитфилд), с самого начала предложил Руффало роль Тома. Но руководство HBO сомневалось, что после изнурительной работы над сериалом «Я знаю, что это правда» (2020), где Марк сыграл сразу две роли, он согласится на еще один проект платформы. Однако актер, прочитав сценарий, мгновенно дал согласие. И предложил свое видение персонажа, где его глубочайшая боль выражается скорее в деталях, тяжелой походке и взгляде.   


«Том был священником, но потерял веру в Бога. Он потерял веру в мир. А Робби, в свою очередь, потерял жену, но бросился мстить, и это дало ему цель», — объясняет Зейгар. Жизнь Робби полна красок, радости и семьи. Жизнь Тома — это огромная зияющая пустота». Зейгар разделяет потускневший мир Томаса и все еще стремящийся к солнцу мир Робби даже чисто визуально. Домашний быт агента снят в более холодных тонах, тогда как сцены в доме преступника довольно красочные. У него даже бегают курицы! И, в отличие от персонажа Руффало, который предпочитает обитать в закрытых, контролируемых пространствах, будь то штаб-квартира или его собственный дом, Робби много времени проводит на природе — неукротимая стихия ему больше по душе. Том Пелфри (вы можете его помнить по роли Джо Манкевича в «Манке» Дэвида Финчера) двигается резко, свободно, то и дело демонстрируя отличную физическую форму. Его герой как будто хочется забыться в потоке дел и событий.   


Том Пелфри в роли Робби

Несмотря на то что «Задание» целиком написано Ингелсби и буквально дышит его излюбленными темами (родительская вина, ответственность, криминальные разборки), Зейгару тоже не привыкать исследовать проблемные семьи и кризис маскулинности. В его прорывном фильме «Мы, животные» (2018) главный герой Джон разбирался с собственной сексуальностью и пытался понять, что такое мужественность, а в недавнем «Прорваться в НБА» (2022) умудренный опытом Адам Сэндлер тренировал новичка-баскетболиста — тоже вполне себе семейная динамика.


Дисфункциональная или просто неидеальная, швами наружу, семья кажется самой популярной ячейкой общества на современном телевидении. «Наследники», «Праведные Джемстоуны», «Медведь», «Переходный возраст». Все эти популярные шоу показывают, что зачастую ад — это свои. Даже «Больница Питт», выигравшая недавно «Эмми», демонстрирует, как рабочий коллектив может иногда заменять семью. И что характерно, главный герой там — в некотором смысле отцовская фигура. «Задание» органично вливается в этот поток. Захватывающая криминальная спираль — всего лишь предлог поговорить о самом главном, хотя просто следить за детективной линией здесь тоже интересно.


Зейгар описывает это более поэтично: «Думаю, именно это и круто в работах Брэда: он берет жанр и использует его как движущийся поезд, пассажирами которого становятся люди, которых вы никогда раньше не встречали. Маски, стычки, преступления, наркопритоны — он использует эти знакомые нам приемы, чтобы исследовать что-то совершенно новое. Это прекрасный способ передать глубокие, сильные, болезненные эмоции, с которыми мы, как общество, не особенно привыкли сталкиваться на телевидении и в кино». Что ж, вместе с Томасом Брэндисом мы учимся не бояться этих эмоций. Возделываем свой сад и следим за птицами.


Марта Плимптон в роли начальницы Тома

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}