Blueprint
T

Королева Алиса. Фрейндлих — 90

ФОТО:
ТАСС, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

8 декабря исполняется 90 лет Алисе Фрейндлих. Редакция The Blueprint выбрала по 10 знаковых или просто любимых ролей актрисы в театре и кино.

[ театр ]

Миссис Селия Пичем. «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта, Театр им. Ленсовета, 1966,
режиссер Игорь Владимиров

Фрейндлих начинала в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, но позже считала его скорее школой. По-настоящему ее звезда зажглась в Театре им. Ленсовета, куда Фрейндлих перешла в 1961 году. Она вышла замуж за главного режиссера Игоря Владимирова, стала примой театра и была занята почти во всех спектаклях репертуара, который формировался во многом с учетом ее актерской индивидуальности. Коронным жанром Фрейндлих в этот период считалась мелодрама, но роль миссис Пичем, жены владельца фирмы «Друг нищего», доказала, что актриса прекрасно чувствует себя и в более эксцентричных сценических обстоятельствах.

[ кино ]

Маша. «Похождения зубного врача», 1967, режиссер Элем Климов.

Комедия, в которой цензура увидела издевательство над советским строем, вышла всего на нескольких десятках экранов и быстро легла «на полку». Фрейндлих сыграла пациентку героя Андрея Мягкова, у которой из-за больного зуба расстроилась свадьба, и спела под гитару несколько песен Новеллы Матвеевой и Юлия Кима.

[ театр ]

Малыш. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по повести Астрид Линдгрен, Театр им. Ленсовета, 1969, режиссер Нора Райхштейн

Одна из самых популярных ролей Фрейндлих в Театре им. Ленсовета — и снова расширение амплуа, актриса сыграла одинокого ребенка, который завел себе воображаемого друга. Спектакль, формально детский, имел успех и у взрослых.

[ кино ]

Аня. «Любить…», 1968, режиссер Михаил Калик.

В 1960-е Фрейндлих «везет» на запрещенные фильмы. Картина Калика — очень смелый и по теме, и по форме альманах, новаторски вводивший в игровое кино элементы документального и впервые в советском кинематографе начавший откровенный разговор о сексе, да еще и с цитатами из ветхозаветной Песни песней; все это было совершенно неслыханно. Фрейндлих сыграла девушку-кондукторшу, которую бросил парень, заставив перед этим сделать аборт, — надо ли уточнять, что о таком с советских экранов тоже не говорили. Картину варварски перемонтировали, а в 1971 году убрали «на полку». Калик сделал авторскую версию и показывал ее подпольно, на него завели уголовное дело и вынудили эмигрировать. «Любить...» фактически заново открыли уже в 1990-е, когда была (хотя и не полностью) восстановлена оригинальная версия фильма.


[ театр ]

Дебют Фрейндлих на сцене, которая остается ее «домом» и по сей день. Актриса сыграла советскую эмансипе, по выражению режиссера, «кипуче-деятельную блондинку». В БДТ она пришла уже на закате эпохи Товстоногова (его главные спектакли были поставлены в 1970-е), но все же успела сыграть в трех его премьерах.

Ирина. «Киноповесть с одним антрактом» Александра Володина — дебют в БДТ, 1984, режиссер Геогрий Товстоногов

[ кино ]

Баронесса де Шампиньи. «Соломенная шляпка», 1974, режиссер Леонид Квинихидзе

Двухсерийный музыкальный телефильм по мотивам французского водевиля с суперзвездным актерским составом: Андрей Миронов, Зиновий Гердт, Людмила Гурченко, Екатерина Васильева, Михаил Козаков и др. Безоблачный хит, образец буржуазного легкого жанра, так любимого советским обывателем. Фрейндлих обретает всенародную популярность, лучи ее обаяния наконец-то доходят до тех, кто живет вдали от ленинградских сцен.

[ театр ]

Настя. «На дне» Максима Горького, БДТ, 1987, режиссер Геогрий Товстоногов

В мрачной товстоноговской трактовке пьесы главного пролетарского писателя Фрейндлих отвечала за трагикомические, как показалось некоторым критикам, даже фарсовые моменты. Актриса придала роли острохарактерный оттенок, в том числе за счет специфической языковой манеры — среди обитателей ночлежки ее героиню выделяло подчеркнутое провинциальное просторечие, в отличие от Актера или Барона, она не опустилась на дно, а просто не знала ничего другого. Премьеру подгадали к визиту в Ленинград генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, и он пришел на спектакль. Зрителей такого ранга в БДТ до этого не было.

[ кино ]

Анна Вырубова.«Агония», 1975, режиссер Элем Климов

Двухсерийный исторический фильм о заговоре против Григория Распутина, на десятилетие провалившийся в производственный ад, как называют такие истории в Голливуде. Снимать картину начинал еще в 1966 году Анатолий Эфрос, затем проект передали Климову, съемки закончились в 1974-м, но фильм не был допущен к прокату, и в 1978-м его вернули режиссеру на доработку. Советские зрители увидели его лишь в 1985-м, до этого «Агония» успела получить приз международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ на фестивале в Венеции. Фрейндлих сыграла близкую подругу императрицы, которая впоследствии постриглась в монахини. Кинокарьера актрисы упорно стремится к формуле «большие режиссеры, фильмы с трудной судьбой».

[ театр ]

Леди Мильфорд. «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, БДТ, 1990, режиссер Тимур Чхеидзе

Первый спектакль, поставленный в БДТ новым худруком, разумеется, не мог обойтись без Фрейндлих. Смена эпох, смена стиля — Чхеидзе не осовременивает классику нарочито (актеры одеты в исторические костюмы), но делает это за счет динамики, ритма, и звезды БДТ, включая Фрейндлих, показывают, что могут и готовы принять новые художественные координаты.

[ кино ]

Людмила Прокофьевна Калугина. «Служебный роман», 1977, режиссер Эльдар Рязанов

Самая известная и уж точно самая знаковая кинороль Фрейндлих. Строгий директор (никаких феминитивов!) какого-то «статистического учреждения», человек без возраста и пола, которого сотрудники за глаза называют Мымрой, преображается и расцветает благодаря очевидной нелепости: робкий подчиненный (Андрей Мягков) пытается подкатить к ней с корыстной целью повышения по службе, но в итоге, подвыпив, прилюдно высказывает все, что думает о начальнице. Журнал «Советский экран» признал Фрейндлих актрисой года, а две песни из фильма в ее исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — мгновенно стали хитами. Забавно, что ретроспективно на рубрику «Стиль в фильме» тянет именно «стародевичий» образ Фрейндлих из «Служебного романа»: костюм условной фабрики «Большевичка» и тяжелые очки в роговой оправе.


[ театр ]

Не главная (в московском «Современнике» Фрейндлих сыграла Раневскую), но яркая роль в спектакле, который Шапиро позже перенесет в МХТ им. Чехова. Фрейндлих опять использует острохарактерную речевую характеристику героини — ломаный русский как знак отверженности.

Шарлотта. «Вишневый сад» Антона Чехова, БДТ, 1993, режиссер Адольф Шапиро

[ кино ]

Королева Анна Австрийская. «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Трехсерийный музыкальный телефильм, имевший три продолжения (1992, 1993, 2008), можно считать почти эталонным образцом советского кэмпа — в отличие от «Соломенной шляпки», режиссер которой пытался придать французскому водевилю видимость глубокомыслия, Юнгвальд-Хилькевич пошел вразнос и сделал нелепое кино, которое стало культовым, в том числе благодаря актерскому составу: Фрейндлих оказалась тут в блистательной компании Маргариты Тереховой, Вениамина Смехова и Олега Табакова, на фоне которых исполнитель главной роли Михаил Боярский казался выскочкой, что, впрочем, совершенно соответствовало сюжету.


[ театр ]

Леди Макбет. «Макбет» Уильяма Шекспира, БДТ, 1994, режиссер Тимур Чхеидзе

У Фрейндлих тут фактически главная роль — именно леди, а не Макбета, Чхеидзе делает центральной фигурой. Критики описывают ее как «средоточие болезненных слабостей и унизительных маний». Фрейндлих триумфально поднимается на высшую ступень театральных жанров — трагедию.


[ кино ]

Жена Сталкера. «Сталкер», 1979, режиссер Андрей Тарковский

В одном из главных фильмов Тарковского (и вообще-то всей мировой кинофантастики) у Фрейндлих довольно скромная роль с точки зрения сюжета, но во многом именно она ставит там эмоциональную точку — тем удивительней, что ее монолог был чистой импровизацией, и это один из примеров настоящего чуда в истории кино.


[ театр ]

Москалева.
«Дядюшкин сон»
по Федору Достоевскому, 2008, режиссер Тимур Чхеидзе

Первая дама уездного города Мордасова пытается выдать замуж за престарелого князя К. свою дочь Зину против ее воли. В роли престарелого князя — Олег Басилашвили, в роли дамы — Фрейндлих, и это счастливый случай встречи на сцене давних друзей (не первый, конечно, но важный с точки зрения значимости ролей). У Басилашвили — «Золотая маска» за лучшую мужскую роль, но Фрейндлих, конечно, полноправный «соавтор» этого триумфа.

[ кино ]

Харита Игнатьевна Огудалова. «Жестокий романс», 1984, режиссер Эльдар Рязанов

Двухсерийная мелодрама по мотивам пьес Александра Островского «Бесприданница» и «Без вины виноватые» была признана журналом «Советский экран» лучшим фильмом года. Фрейндлих снова в звездной компании: Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко. Ну и песня про мохнатого шмеля с нами уже навсегда.

[ театр ]

Этель Тэйер. «Лето одного года» Эрнеста Томпсона, БДТ, 2010, режиссер Андрей Прикотенко

Спектакль по американской пьесе «На Золотом озере», которую 1981 году экранизировали с участием Генри Фонды, Кэтрин Хепберн и Джейн Фонды. История разлада и примирения пожилых супругов идеально подошла для совместного бенефиса Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. Спектакль до сих пор в репертуаре БДТ.

[ кино ]

Прасковья Федоровна. «Простая смерть», 1994, режиссер Александр Кайдановский

Дипломная режиссерская работа выдающегося актера, экранизация повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Вторая после «Сталкера» встреча на съемочной площадке Фрейндлих с Кайдановским — теперь в качестве режиссера. В 1987 году фильм взяли в каннский конкурс «Особый взгляд».

[ театр ]

Алиса. «Алиса» по мотивам сказок Льюиса Кэрролла, БДТ, 2013, режиссер Андрей Могучий

Вольная фантазия на кэрролловские темы, поставленная новым худруком БДТ специально для Фрейндлих, которая играет отчасти саму себя — Алиса в спектакле постоянно двоится, она и героиня, и актриса, совпадение имен, конечно, символично и смыслообразующе. Есть и вторая Алиса — юная, которая проводит потерянную и одинокую героиню Фрейндлих в Страну чудес, где тоже все как-то постарели, пожухли и загрустили. Но Алиса находит способ вернуться к себе — осторожно собирая осколки долгой жизни, соединяя фантазию и реальность, превращая сказку почти что в исповедь. И чья она — героини или актрисы, уже не разобрать, не разлепить, как и должно быть в по-настоящему современном театре, который выстроил Могучий вокруг примы БДТ.


[ кино ]

Галина Михайловна Белецкая. «Большой», 2017, режиссер Валерий Тодоровский

Современная сказка про Золушку из провинции, попавшую в Московскую государственную академию хореографии, где она соревнуется со столичной штучкой из богатой семьи. Фрейндлих играет в этом сюжете фею — пожилую наставницу героини, которая видит в своенравной ученице юную себя. Роль не главная, но тщательно прописанная, одна из ключевых в структуре фильма и очевидно бенефисная — сидит на актрисе идеально и даже создает иллюзию автобиографичности: в конце концов, у балетных и театральных легенд и правда немало общего.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}