Чиполлино зимой
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Составление списка предновогодних премьер показалось Олегу Зинцову делом тяжелым и грустным. Изучая афиши известных театров, невольно вспоминаешь имена и названия, которые там были еще несколько лет назад. Иногда кажется, что живое театральное пространство сжалось буквально до «Внутри» — небольшой независимой площадки неподалеку от бывшего «Гоголь-центра». Тем не менее новые спектакли выходят, и если вам, как говорил чеховский Сорин, «без театра нельзя», то вот примерный список того, куда можно
заглянуть в декабре.
«Чипполино»
«Саламбо»
5-8.12, 10-11.12
02.12
Большой театр, Новая сцена
Большой театр, Историческая сцена
Балет по сказке Джанни Родари на музыку Карэна Хачатуряна, поставленный в Большом в 1977 году хореографом Генрихом Майоровым, возобновляет его дочь Анна, принимавшая участие в реинкарнациях уже нескольких отцовских «Чиполлин» от Новосибирска до Еревана; эти спектакли описывали как яркие, спортивные и оптимистичные. В общем, если вам не надо непременно на «Щелкунчика» (на которого театр еще не открыл продажи и не объявил цены), то вот, кажется, альтернатива.
Раннюю незаконченную оперу Модеста Мусоргского дадут на фестивале в честь 185-летия со дня рождения композитора. Либретто по одноименному роману Гюстава Флобера о восстании наемников в Карфагене Мусоргский писал сам, в текст включены стихи Василия Жуковского и Аполлона Майкова. Сюжет, включающий кровавые жертвоприношения Молоху, настраивает на ожидание зрелища красочного и помпезного, дирижировать приедет Валерий Гергиев.
«Любовное настроение»
05.12, 07.12
Театр наций, Новое пространство
Спектакль Артема Терехина, недавно ставшего главным режиссером Алтайского краевого театра драмы, — не адаптация одноименного фильма Вонга Карвая, а постановка, созданная «под впечатлением» от него. Главный герой разбирает хлам в оставшейся от отца квартире и находит дневник, исписанный иероглифами. Перевести текст с китайского ему помогает невеста лучшего друга. Ну а дальше они оказываются примерно в той же ситуации, что и персонажи Вонга, и режиссер начинает рассказывать две параллельные истории: одну в современной Москве и по-русски, а другую — в Гонконге 1960-х по-китайски (с субтитрами). Это уже не первая работа Терехина в Театре наций — в 2023 году он поставил там «Коралловый остров» по приключенческому роману Роберта Баллантайна. Но пока ему предлагают только небольшую площадку Нового пространства на Страстном бульваре. Зато эту пустую белую комнату можно обустроить как угодно, вот, например, Гонконг вообразить.
«Старший сын»
«Пигмалион»
12.12, 13.12, 28.12
13.12
Театр «Красный факел», Новосибирск
МХТ им. А. П. Чехова, Новая сцена
А вот, кажется, случай, когда надо идти «на актера». Все, наверное, помнят снятый по пьесе Александра Вампилова фильм, в котором молодой шалопай, опоздавший на электричку, ради ночлега втирался в доверие к отцу-одиночке Сарафанову, выдавая себя за его внебрачного сына. Шалопая играл Николай Караченцов, а грузного и грустного Сарафанова — Евгений Леонов. В новом спектакле роль Сарафанова исполнит Александр Семчев, и выбор выглядит настолько очевидным, что удивительно, почему этого не случилось раньше. Как и Леонова, Семчева знают в основном как актера комического — и чаще всего используют в этом амплуа, хотя его диапазон намного шире. И сложный, нежный, ранимый вампиловский Сарафанов — роль как раз по нему.
Пьесу Бернарда Шоу в Новосибирске ставит Кирилл Вытоптов, которого охотно зовут и большие столичные сцены (МХТ им. А.П. Чехова, «Современник», «Мастерская Фоменко»), так что в этом случае можно ориентироваться скорее на имя, чем на название. О чем сегодня может быть хорошо всем известная история английской девочки с улицы и профессора, учившего ее правильным речи и манерам? Вытоптов говорит, что хотел поставить антиутопию и одновременно взрослую сказку о всеобщем желании самосовершенствования.
«Мороз»
20.12, 21.12
«Театр-Театр», Пермь
А вот и новая пьеса. Константин Стешик — белорусский драматург и писатель, склонный к мрачному бытовому абсурду. В «Морозе» двое приятелей крадут из морга тело третьего, чтобы похоронить так, как он хотел. Но по дороге ломается машина, и герои оказываются посреди заснеженного нигде. Режиссер Борис Мильграм обещает решить этот сюжет перпендикулярно тексту, небытово, он хочет показать людей в ситуации, когда они «не столько проживают, сколько исследуют то, что с ними происходит». Зритель, по замыслу постановщика, должен погрузиться в «непривычные гипнотические ощущения оцепенения и скованности». Ну, а мурашки, мурашки-то будут?
«Первая любовь»
«Тартюф»
18.12, 19.12
18.12
Театр наций, основная сцена
ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург
Драматург Анна Гейжан проделала довольно типичный для современной культуры фокус — посмотрела на историю, написанную Тургеневым, не с точки зрения лирического героя, вспоминающего о первой любви, а глазами объекта его влечения. Спектакль поставила Галина Зальцман, ученица Юрия Погребничко, который умеет передавать студентам не только навыки ремесла, но и чуткое отношение к театру и миру — как будто антенну какую-то в них настраивает.
Самая громкая драматическая премьера декабря. Режиссер Евгений Писарев предлагает взглянуть на классический комедийный сюжет Мольера как на реальную историю, происходящую в наши дни в большом буржуазном доме. Даже перевод в спектакле будет новый — с более острой современной интонацией и языковой игрой. «Мне хочется, чтобы Тартюф был перевернутым князем Мышкиным, поэтому я позвал на заглавную роль Сергея Волкова, который несколько лет назад репетировал в спектакле “Идиот”, увы, не дошедшем до премьеры, — говорит режиссер. — Несмотря на такой серьезный заход, по жанру наша постановка — семейное драмеди в стиле сатирического сериала “Наследники”. И я надеюсь, что зрителю будет смешно, потому что все ситуации узнаваемы, а параллели очевидны».