Blueprint
T

Пространства внутри

ФОТО:
ТАСС, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Как живет российский театр в сезоне 2024/2025? Театральный критик Анастасия Паукер обнаружила, что за последние два года на сцену вышло новое поколение режиссеров, которое изобретательно ищет язык для описания не столько сегодняшней реальности, сколько состояния человека, который в ней оказался.

Уже четвертый сезон российский театр живет в новом агрегатном состоянии и пытается адаптироваться к изменившейся реальности. Карта театральной России стремительно преобразуется. У лучших режиссеров, оставшихся в стране, такое количество работы, что появляется риск перегореть или уйти в тираж. Помимо основных игроков, заявивших о себе еще до февраля 2022 года, на сцену вышло целое поколение молодых режиссеров, которых теперь тоже мгновенно расхватывают главные театры страны. Худрукам приходится еще внимательнее следить за выпускниками режиссерских факультетов: театр находится в состоянии постоянной нехватки кадров и в жадном поиске новых имен.

Были и есть

Крупных режиссеров, за которыми сегодня стоит пристально следить, чтобы не выпадать из контекста, осталось, стоит признать, не так уж и много. Если раньше с ходу можно было назвать более десятка имен, то теперь их можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из них, безусловно, — Антон Федоров, главный по абсурду, каламбуру, тонкому разбору текста и спрятанной за комизмом печали. Режиссер, заявивший о себе незадолго до 2022 года, теперь стал самым желанным в любом театре страны: за него борются худруки, а его планы расписаны на несколько лет вперед. В этом сезоне его спектакли появятся в Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге: на днях в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров теперь главный режиссер, выйдут «Бременские музыканты», затем в независимом московском «Пространстве “Внутри”» появится его «Шинель», в Театре наций — «Дон Кихот», а в БДТ — «Утиная охота».


Петр Шерешевский, мастер адаптации классики под современность и специалист по видеосъемке на сцене, тоже нарасхват: только что выпустил премьеру в Новокузнецком драматическом театре, а в родном МТЮЗе, где с недавних пор стал главным режиссером, планирует поставить в этом сезоне сразу два спектакля: «Улитку на склоне» по повести братьев Стругацких и «Анфису» по Леониду Андрееву.


Андрей Могучий, уволенный с поста художественного руководителя БДТ, к счастью, все так же раз в год выпускает там премьеры, которые по-прежнему становятся одними из главных событий сезона. Каждая постановка Могучего — грандиозная сказочная притча, в которой замешано сразу несколько литературных источников, окольными путями приводящих зрителя к глубинному пониманию сегодняшней действительности. В этот раз ждем «Завирухи Шишова переулка» по мотивам одноименной книги главного художника БДТ Эдуарда Кочергина.


У Юрия Погребничко в театре «Около» вышел «Гамлет», а Лев Додин в МДТ весной выпустит «Ромео и Джульетту во мгле». Старшее поколение, кажется, что-то знает: вновь пришло время трагедий, кроме Шекспира нам больше уже никто не поможет.


Антон Федоров

Петр Шерешевский

Андрей Могучий

Юрий Погребничко

Лев Додин

«Гамлет»

Новое поколение

Целое поколение тридцатилетних пришло на российскую сцену и начало формировать свою карту театральной действительности. Поскольку современная драматургия в России фактически уничтожена как вид, ведущие авторы уехали, фестиваля «Любимовка» в Москве больше нет, Светлана Петрийчук за решеткой и всем дали понять, что сегодня не время прямых высказываний, молодые режиссеры стали изобретать иные способы отражения реальности. И речь не об эзоповом языке. На смену политическим и социальным аллюзиям пришел язык абсурда, хоррора и метамодерна с его постиронией и стремлением к искренности. Сегодняшний театр не делает заявлений, а в первую очередь отражает состояние сознания человека, оказавшегося в вывернутом наизнанку пространстве и потерявшего возможность прямого высказывания.


В пространстве метаиронии существует режиссер Андрей Гончаров, который в этом сезоне в Театре на Таганке выпустит камерный мюзикл «Превращение» по повести Франца Кафки. Ученик Андрея Могучего и участник The Blueprint 100 Арсений Мещеряков, апологет экспрессионистских хорроров, только что выпустил в БДТ «Каменного гостя», а мрачный и сентиментальный эксцентрик и тоже герой нашего списка Филипп Гуревич в Новом пространстве Театра наций готовит спектакль «Сато» по роману современного российского автора Рагима Джафарова. Целая россыпь премьер случится у Александра Золотовицкого в МХТ и театре «Шалом». В прошлом сезоне у него вышло сразу два хита: комикс-мюзикл «Соня-9» в МХТ и «Мы уже здесь» – совместная работа Мастерской Брусникина и «Пространства “Внутри”», неоабсурдистская пьеса белорусского драматурга Павла Пряжко о менеджерах, переселившихся на Марс.


«Каменный гость»

Андрей Гончаров

Арсений Мещеряков

Филипп Гуревич

Александр Золотовицкий

Репетиция спектакля «Морж, учитель и поэт» МХТ

Камбэки сезона

Имена, которые не очень хочется называть, чтобы не спугнуть удачу. Впервые за последние годы три крупных режиссера должны появиться на государственных сценах Москвы и Петербурга. Уволенный с должности главного режиссера Александринского театра Николай Рощин уже выпустил в МХТ премьеру «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана (вновь сверхактуального автора), и это только начало. На сезон у него запланирована «Буря» в Театре Пушкина и «Король-олень» в Александринке.


Происходит и постепенное возвращения Виктора Рыжакова, которого в 2022 году убрали с поста художественного руководителя театра «Современник» и негласно лишили возможности ставить хоть на каких-либо сценах. В этом сезоне у Рыжакова анонсированы две премьеры — «Васса Железнова» в Театре наций и «Дибук. Меж двух миров» в театре «Шалом».


Возвращается на крупные столичные сцены и Дмитрий Волкострелов, возглавлявший до 2022 года Центр имени Мейерхольда и независимый театр post. В январе ожидается его дебют в «Новой опере» — режиссер работает над оперой «Ванесса» композитора Сэмюэла Барбера. А в МДТ — обители своего мастера Льва Додина, — концептуалист Дмитрий Волкострелов выпустит «Горький аэропорт» Павла Пряжко, чьи самобытные пьесы, кажется, только волкостреловским волшебным ключиком и открываются.

«Самоубийца»

Николай Рощин

Виктор Рыжаков

Дмитрий Волкострелов

Независимые площадки

Пожалуй, самые интересные процессы происходят сегодня именно там. В уже упомянутом «Пространстве “Внутри”» в этом сезоне около десятка премьер. Хотя главный резидент площадки — театральная компании Жени Беркович «Дочери СОСО» — в декабре выпускает премьеру на другой сцене: пластическому спектаклю «Коридор Барто» в постановке Анны Закусовой в подвале на улице Казакова оказалось тесновато, поэтому его будут играть в ДК «Рассвет». В самом же «Пространстве “Внутри”» помимо «Шинели» Антона Федорова анонсирована премьера театрального объединения «Озеро» — «Красная Шапочка» Георгия Мнацаканова. В конце прошлого сезона «Озеро» выпустило в «Пространстве “Внутри”» хит «Три сестры» Андрея Маника, где чеховские героини в исполнении Марии Смольниковой, Инны Сухорецкой и Ольги Лерман жили в ужасе надвигающегося большого пожара, от которого пытались скрыться в подвале уже горящего дома. 


В Москве помимо пространства «Внутри» также надо следить за тем, что происходит в «Среде 21» — маленьком независимом театре в Саду имени Баумана, где над неожиданными текстами работают самые интересные на сегодняшний день режиссеры, и в «а39» — театральной компании Григория Добрыгина, созданной им на базе мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе. В «а39» нужно идти за атмосферой высококачественного студенческого театра и художественной вседозволенности. Недавно здесь состоялась премьера спектакля Майи Дороженко «ODDVAR *при необходимости шлифовать и обрабатывать поверхность» — скандинавский ситком о взаимоотношениях семейной пары: он — Лев Зулькарнаев, она — Элизабет Дамскер.

«Дочери СОСО» 

Анна Закусова

Георгий Мнацаканов

«ODDVAR *при необходимости шлифовать и обрабатывать поверхность»

Майя Дороженко

Социальный театр

Когда нет возможности глобального высказывания на большую аудиторию, диалог с конкретным человеком о локальной проблеме становится максимально действенным и актуальным методом. Поэтому роль социального театра сегодня только растет. Все летние театральные фестивали включали социальные проекты в свою программу, да и крупные гостеатры тоже стараются обзавестись социальными постановками. Например, Театр Маяковского запустил уже несколько проектов с Дмитрием Крестьянкиным — нежным панком и основателем питерского «Плохого театра»: лабораторию с участием подростков «Подтекст: юность» и спектакль «Поиск продолжается», созданный совместно с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт».

Дмитрий Крестьянкин

Борис Павлович

«Поиск продолжается»

Полина Шатохина

В планах Крестьянкина — «День закрытых дверей» — спектакль в Новом пространстве Театра наций: в основе будут диалоги с подростками, отсидевшими в колонии для несовершеннолетних. А совместно с центром «Инклюзион», который занимается развитием инклюзивного и социального театра в России, он собирается выпустить спектакль о языке и коммуникации в РАМТе.


В поле социального и инклюзивного театра также продолжает работать и Борис Павлович. В ближайшее время у его творческого объединения «Разговоры», в котором наравне с профессиональными артистами участвуют люди с ментальными особенностями, состоится премьера в петербургском Доме радио — «Стихам здесь не место».


Особую популярность набирает форум-театр — спектакли на острые социальные темы предлагают зрителя самим частично заменять артистов и в форме импровизации пробовать разрешить тот или иной конфликт. Уже многие годы такой проект существует в Еврейском музее и центре толерантности под руководством Юлии Шевелевой и осуществляется совместно со студентами психологического факультета МГППУ. В последнее время этой технологией занимается и режиссер Полина Шатохина: ее новые работы были представлены в этом году на летних фестивалях «Толстой» и «Сенокос». Кстати, летние фестивали стали в этом году отдельным феноменом, но и зиму нам, кажется, есть чем скоротать.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}