Blueprint
T

Не повышайте голос

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Громким и ярким российский оперный сезон 2024–2025 не будет — тут, что называется, к гадалке не ходи, для констатации этого факта экспертом быть не обязательно. Музыкальному критику Сергею Ходневу интереснее другое: как именно отечественные оперные театры, оказавшись в ситуации кризиса идей, репертуара, возможностей, исполнительских и постановочных кадров, пытаются выходить из положения. И о чем хотят сообщить зрителю своими премьерными планами.

14 ноября в Большом театре выйдет новый «Риголетто» — десять лет спустя после предыдущей постановки: в декабре 2014-го, «крымского» года своего «Риголетто» представил в Большом канадец Роберт Карсен, один из самых востребованных и знаменитых оперных режиссеров на свете. Читатель, вероятно, ждет, что тут последует жалоба на то, что раньше-то у нас работали западные постановщики, а теперь вот не работают — так нет же, конкретно здесь ее не будет. «Риголетто» ставит Джанкарло дель Монако, сын великого тенора Марио дель Монако, почтенный и плодовитый оперный инсценировщик родом из, как легко догадаться, недружественной Италии. Еще в 1996-м он выпустил в Мариинском театре «Отелло» того же Верди. Столь давнее знакомство с Валерием Гергиевым, который как раз таки в 1996-м возглавил Мариинский, уж конечно, сыграло свою роль. Дель Монако-сын приехал в Москву и в Большом театре, которым теперь руководит тоже маэстро Гергиев, в эти самые дни работает над спектаклем лично.

«Риголетто», 2014

Ну хорошо, то Гергиев, ему много чего позволено, но на самом деле и другие персонажи из «большого», международного оперного мира отечественный сезон все-таки украшают — в меру своих возможностей, конечно. Особенно колоритна в этом смысле афиша московского «Зарядья», которая этой осенью буквально пестрит именами испытанных оперных знаменитостей из-за границы. Уже выступил Рамон Варгас, впереди концертная «Норма» Беллини с Марсело Альваресом (18 октября) и сольный концерт Суми Чо (10 ноября). Что там, итальянский пианист и дирижер Алессандро Биччи с этого сезона работает худруком оперной труппы в Екатеринбургском театре оперы и балета (или, как театр предпочитает себя называть уже несколько лет, «Урал Опера Балет»).

Алессандро Биччи

Суми Чо

Обнадеживает ли все это? Не очень. Ни 80-летний режиссер дель Монако, ни оперные звезды, вступившие уже в вечернюю пору своей карьеры, погоды не делают и сделать не могут. Динамизм отечественной оперной жизни до 2022 года придавало не только гастрольное присутствие зарубежных исполнителей, но и ощущение живой включенности в современный интернациональный контекст — репертуарный, интерпретационный, вообще художественный.


Вот с этим теперь очень сложно. Сезон того же Большого театра говорит об этом самым красноречивым образом. Если вычесть «Риголетто», что мы видим пока что в списке премьер? «Руслан и Людмила» (30 октября): перенос мариинской постановки 1994 года, которая, в свою очередь, реконструировала спектакль 1904 года с декорациями Коровина и Головина. «Хованщина» (30 ноября): тоже перенесение из Петербурга старинного спектакля Леонида Баратова и Федора Федоровского, классический сталинский «большой стиль». «Сорочинская ярмарка» (16 ноября): спектакль «по мотивам» постановки покойного Бориса Покровского, который переносят с Камерной сцены того же Большого на Новую.


«Хованщина»

«Руслан и Людмила»

«Сорочинская ярмарка» 

Другие московские сцены, по счастью, не настолько игнорируют сегодняшнее театральное бытие и стараются выстраивать свои собственные сюжеты. Скажем, у «Новой оперы» интрига в сопоставлении абсолютного открытия и очевидного шлягера. «Волшебную флейту» Моцарта знают все, а вот «Ванесса», написанная в 1950-е опера американского классика Сэмюэла Барбера, в России прежде не ставилась — хотя в Америке и Европе у этого увлекательного неоромантического опуса насыщенная и счастливая сценическая судьба. При этом «Ванессу» (ее премьера откроет 19 января традиционный для «Новой оперы» Крещенский фестиваль) ставит Дмитрий Волкострелов, одна из центральных фигур отечественной «новой драмы», а «Волшебную флейту» (премьера 10 июля 2025 года) — другой видный драматический режиссер, нынешний худрук Театра им. Маяковского Егор Перегудов.

«Ванесса»

«Волшебная флейта»

У Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко другие козыри. Обещаны два прекрасных названия из разных периодов итальянского XIX века, оба по нашим условиям раритетные. В самом конце сезона покажут белькантовый шедевр Гаэтано Доницетти «Анна Болейн», а раньше, в марте, выйдет многофигурный образец веристской (от vero — «жизнь», так сказать, про реальных людей. — Прим. The Blueprint) оперы «Андре Шенье» Умберто Джордано. И там, и там — яркие исторические сюжеты (зритель такое любит), хотя и трагические: по совпадению, сознательному или нет, и вторую жену Генриха VIII, и поэта-роялиста времен Французской революции в финалах ждет казнь через отсечение головы. В том, что касается режиссуры, у Музтеатра почерк тоже совершенно другой. «Андре Шенье» выпустит главный режиссер театра Александр Титель, а вот «Анну Болейн» взялся поставить высокопоставленный чиновник Администрации президента РФ Сергей Новиков.

Как бы то ни было, по сравнению с планами абсолютного большинства региональных оперных театров даже Барбер и Джордано выглядят невероятными репертуарными дерзаниями. Были некогда времена, когда в смысле новизны, смелости и радикальности то Екатеринбург, то Пермь перехватывали инициативу у столиц, но нынче совсем не то, и в чести у театров сдержанность и осмотрительность. В том числе и в смысле выбора произведений. Пермский театр оперы и балета: «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Екатеринбургский театр оперы и балета: «Снегурочка» Римского-Корсакова — и, правда, «Алиса в Зазеркалье» (1980) Ефрема Подгайца, вполне симпатичная детская опера, но все-таки не «Сатьяграха» Филипа Гласса, не «Три сестры» Петера Этвеша и не «Греческие пассионы» Богуслава Мартину (а когда-то именно в Екатеринбурге с шумом выходили российские премьеры этих трех опер).

«Царская невеста»

«Алиса в Зазеркалье»

«Алису в Зазеркалье» (премьера в «Урал Опере Балете» 11 октября) ставит режиссер Елизавета Корнеева, недавно выпустившая в Мариинском театре «Демона» Рубинштейна, а в том же Екатеринбурге — «Любовный напиток» Доницетти; оба спектакля не из разряда больших художественных достижений, но, с другой стороны, как знать, может, именно
«опера в одиннадцать шахматных ходов» Подгайца будет тем материалом, который
в руках постановщицы окажется выигрышным. Трудно делать прогнозы и насчет второй екатеринбургской премьеры. Режиссером «Снегурочки» (премьера 19 июня) станет Антон Морозов, ученик Андрея Могучего, ныне главный режиссер Саровского театра драмы; в опере проявить себя у него до сих пор просто не было возможности.


В Перми, напротив, предпочли кадры проверенные и надежные. «Пиковую даму» (премьера 11 октября) ставит Владиславс Наставшевс — тоже человек из драматического театра, но уже с портфелем заметных и успешных оперных работ: «Искатели жемчуга» на Камерной сцене Большого, «Евгений Онегин» и «Бал-маскарад» в той же Пермской опере (за «Онегина» Наставшевс получил оперную «Золотую маску» в прошлом году). «Царскую невесту» — худрук московского Театра им. Пушкина Евгений Писарев, с музыкальным театром (в разных его жанрах) и подавно работающий много лет (запланированную премьеру «Царской невесты» в Перми отменили — Прим. The Blueprint).


Как бы то ни было, способных постановщиков с именно оперным даром и всесветным кругозором (и мыслящих вдобавок не просто оригинально, но и глубоко) страшно не хватает. Не было их в изобилии и в прошлые годы, но теперь «скамейка запасных» совсем невелика, а нехватка «рабочих рук» на рынке оперной режиссуры приводит подчас к явлениям совсем причудливым. Владимир Кехман создал вместе с дирижером Михаилом Татарниковым собственную музыкально-сценическую редакцию «Евгения Онегина» и вот теперь покажет ее в Новосибирском театре оперы и балета (премьера 15 ноября). В прошлом сезоне на сцене Михайловского театра хореограф Начо Дуато без большой охоты поставил «Кармен» Бизе, что было хотя бы отчасти резонно (Дуато все-таки испанец); в этом сезоне он ставит «Евгения Онегина» (премьера 11 октября). Здесь же можно упомянуть и случай Сергея Новикова — в сущности, беспрецедентную для российской и даже для мировой истории ситуацию, когда государственный сановник подобного ранга отвлекается от основной работы на все новые и новые постановки в оперных театрах.




«Евгений Онегин»

Говорят, что при этом начальник Управления президента РФ по общественным проектам, будучи уроженцем Нижнего Новгорода, особенно благоволит Нижегородскому театру оперы и балета им. Пушкина. Так это или нет, но в Нижегородской опере в самом деле творятся чудеса. Труппа серьезно омолодилась и пополнилась известными солистами отличного калибра — любой репертуар ей по плечу. Планы на сезон это горделиво иллюстрируют: 21 ноября — премьера «Золушки» Россини, вещи дивной и драгоценной, но невероятно требовательной к исполнительскому вкусу и огранке голосов. Далее — «Золотой петушок» Римского-Корсакова: Венера Гимадиева, образцовая Шемаханская царица, теперь тоже в нижегородской труппе. Ну и наконец, «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Выбор постановщиков, правда, и здесь выглядит экспериментально-спонтанным (в случае «Золушки» — Игорь Ушаков, режиссер из штата Большого театра, в случае «Золотого петушка» — не слишком удачливая кинорежиссер Ангелина Никонова). Но по крайней мере изящество и планомерность творческих амбиций налицо: в этом смысле именно нижегородский сезон явно выигрывает. Новых мастеров оперной режиссуры нет — зато, кажется, обозначилась на смену прежним новая оперная столица.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}