Музыкальные события октября
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
В середине осени хочется либо читать стихи, либо слушать музыку — за первым The Blueprint отсылает читателя к собранию сочинений Пушкина, а со вторым поможет список ниже: в нем вы найдете концерты дирижеров Теодора Курентзиса и Филиппа Чижевского, групп «АукцЫон» и PALC, а еще новые релизы Тома Йорка и Шона Мендеса.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
октябрь
Концерты
Света Матвеева
PALC
musicAeterna
Элли на маковом поле
Toxi$
Дайте танк (!)
Ансамбль Questa Musica
«Озарения»: Бриттен и барокко в исполнении солистов Пермской оперы
АукцЫон
«Видеть сны»: Девять новых сочинений для ансамбля Intrada
Альбомы
Finneas, «For Cryin’ Out Loud!»
The Smile, «Cutouts»
Shawn Mendes, «Shawn»
Pixies, «The Night the Zombies Came»
КОНЦЕРТЫ
Света Матвеева
02.10
«Склад № 3», Москва
В мае этого года мурманская группа «Деревянные киты» выпустила чудесную пластинку «Все, что я хочу тебе сказать» и уже начала работать над еще одной: «МЫ РЕШИЛИ НЕ ТЯНУТЬ И ВОТ ПРЯМО СЕЙЧАС НАЧАТЬ ПИСАТЬ НОВЫЙ АЛЬБОМ», гласит закрепленное сообщение на ВК-странице группы (капслок и орфография авторские). В преддверии записи очередного диска на московском «Складе № 3» вокалистка и лидер группы Света Матвеева дает сольный акустический концерт, на котором «в хрупком и первозданном варианте под пианино» будут исполнены как старые треки и песни с последнего альбома, так и совершенно новые, еще не записанные композиции. Акустический формат едва ли повлияет на исполнительский артистизм; как признавалась Света в интервью The Blueprint, ей «всегда хотелось стремиться к драматургии у песни, просто мне хочется достигать ее экспериментами, менее вычурными способами, находить что-то новое для себя».
PALC
«Alcatraz», Нижний Новгород (03.10), «Ц», Екатеринбург (05.10), «Урбан», Москва (06.10), «Сердце», Санкт-Петербург (10.10), «Reborn», Казань (13.10)
«С каждым годом тернии будут только сгущаться, видишь, чувак — инфляция счастья» — так начинается песня «С каждым» группы PALC, и сама себе противоречит: какая такая инфляция, если продолжают появляться и даже ездить в туры прекрасные группы? Начинавшие в 2018 году с каверов на Оксимирона и Хаски, выстрелившие в 2019-м с треком-фитом с Моргенштерном Turn in on!, а в 2021 году прославившиеся протестными тиктоками под песню «Тараканы» и мини-альбомом «ПЕРЕПОВТОР» Тая Пальцева и компания отправляются во второй большой тур по городам России. Программа будет посвящена презентации нового EP PALC «Череда нелепых картинок», но на концертах, конечно же, прозвучат и старые хиты; в лучшие моменты PALC ориентируется на «Дайте танк (!)» и АИГЕЛ, а сквозь биты под Барамию в тусовочных выступлениях пробивается свое собственное звучание.
musicAeterna, Теодор Курентзис: Симфония № 5 Густава Малера
04.10, 06.10
Концертный зал имени П. И. Чайковского, Москва
Главному детищу неистового Теодора (а это не акцент, не прическа и не паузы в финале концертов, как вы могли подумать, а оркестр и хор musicAeterna) исполняется 20 лет — разменять третий десяток легендарный ансамбль планирует в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где не выступал вот уже пять лет. Программа подходящая: легендарный австрийский позднеромантический композитор Густав Малер и не менее легендарная Пятая симфония, заканчивающаяся совсем уж неприлично легендарным Адажиетто, которое сопровождало «Смерть в Венеции» Висконти, хотя вообще-то было задумано не эпитафией, а любовным посланием — таким медлительным тоном Малер признавался в любви Альме Шиндлер. Так или иначе, один Курентзис может себе позволить утрамбовать столько векового пафоса в концерт и уйти со сцены под гром аплодисментов. А уж выйдет ли на этот раз — увидим четвертого и шестого октября.
Элли на маковом поле
Китайский летчик Джао Да, Ярославль (10.10), «Подземка», Новосибирск (16.10), «64/6», Красноярск (17.10), «Soprano», Иркутск (20.10), «Планетарий 1», Нижний Новгород (25.10, 26.10)
Первое, что должны знать слушатели об участнике The Blueprint 100, инди-поп-проекте «Элли на маковом поле», как утверждает его создательница Виктория Трунова, — это «...страна музыкальной терапии и магии». Государство Труновой основано на законах неоклассики (Вика — выпускница консерватории по классу академического фортепиано) и тихих признаний (три лонгплея исполнительницы: «Нечего ждать», «Парк аттракционов» и вышедший в 2024 году «сад твоего имени» последовательно развивали историю о необходимости «что бы ни происходило, дышать» — дышать под звуки синтезатора и драм-машины). Осенний тур уже в самом разгаре — концерт в Твери прошел 22 сентября, в ноябре планируется еще десяток концертов в разных городах, а кроме того, рождественские концерты в двух столицах: 6 января в Москве и 10-го — в Санкт-Петербурге.
Toxi$
Дайте танк (!)
«А2», Санкт-Петербург (12.10),
«VK Stadium», Москва (27.10)
«VK Stadium», Москва (18.10, 19.10)
Мало кому мы готовы простить клип с Егором Кридом, где он к тому же еще и ковбой, но если даже комментаторы в YouTube пишут «Душевный клип, самое главное, без жоп и девок, побольше бы так», то куда уж нам с ними спорить. Рэпер Toxi$ — герой последнего списка The Blueprint 100, где он соседствовал, например, с «мультижанровой и мультиинструментальной группой» «Бонд с кнопкой» и синти-поп-артисткой Driada. Соседствовал не зря: фиты с OG Buda, Yanix и (кхм) Егором Кридом, но (главное!) своеобразный флоу, который строится на постоянных экспериментах с вокальным диапазоном, — мало кто в русскоязычном хип-хопе уделяет такое большое внимание звучанию голоса. Октябрьские сольники для Toxi$, основная фан-база которого базируется в его полумиллионном телеграме, — первые большие концерты, а значит, и испытание для бэнгеров артиста, и любопытное зрелище для нас с вами.
«Тема бала — спорт. В здоровом теле здоровый дух», — ничтоже сумняшеся заявляет группа «Дайте танк (!)», рекламируя свои концерты афишей с балериной, одетой, словно в пачку, в большой бадминтонный воланчик. Символизм никогда не был сильной стороной коломенского коллектива, а вот остроумные куплеты, приправленные гаражной электрогитарой и шикарными духовыми, — да; некоторую старомодность всего этого предприятия группа, очевидно, сознает, ибо называет свои осенние выступления «одиннадцатым ежегодным осенним балом пожилой молодежи». «Дайте танк (!)» в представлении не нуждается, из них, как из гоголевской «Шинели», и группа «Комсомольск» вышла, и те же PALC, грустно только одно — с 2021 года коллектив, прежде выпускавший пластинки стабильно раз в год-два, нас новыми релизами не радует. Но услышать вживую их нетленки вроде «Спама», «Трех четвертей» или «Мы» и песню с самым большим количеством слов из всех песен на русском языке дорогого стоит.
Государственный академический камерный оркестр России, Ансамбль Questa Musica, Филипп Чижевский: «Волшебная флейта» Моцарта
20.10
Концертный зал имени П. И. Чайковского, Москва
Прошлый год для двукратного лауреата «Золотой маски», дирижера Филиппа Чижевского оказался по-настоящему успешным: «Весна священная» в рамках филармонического цикла «Весь Стравинский», «Летучий голландец» в постановке Константина Богомолова, в конце концов, интервью для лучшего издания на свете. Доказать, что 2024-м (а в этом году дирижер возглавил Государственный академический симфонический оркестр РФ им. Е.Ф. Светланова) ничуть не хуже, призвана опера Моцарта «Волшебная флейта», которую Чижевский вместе со своим ансамблем Questa Musica и Государственным академическим камерным оркестром России представит в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Выяснение «у кого фа третьей октавы чище в “Арии Царицы ночи”» — это давняя народная забава, которой на этот раз сопутствует интерес конкурентного свойства: заявленная в программе сопрано Елене Гвритишвили была в 2020-2022 годах солисткой хора musicAeterna.
АукцЫон
Москва – «Графит» (18.10), Санкт-Петербург – «Космонавт» (25.10)
«Главные метафизики российской рок-сцены», как группу «АукцЫон» величают организаторы концертов, и вправду ведь метафизики — каждый их альбом, начиная с «Вернись в Сорренто», великих «Птицы» и «Девушки поют», заканчивая «Мечтами», был про трансгрессию, переход из состояния абсолютного покоя в мир броуновского движения, эсхатологических танцев Гаркуши, инфернального вокала Федорова, сюрреалистической поэзии Озерского и коллективной мощи продолжающей экспериментировать группы — то с ведущими мировыми джазменами Марком Рибо и Джоном Медески, то с авангардным композитором Владимиром Мартыновым. При этом артисты никогда не отрывались от актуальной действительности — достаточно вспомнить сольный альбом Леонида Федорова «Мир», где все, в общем, ясно из заглавия. Вот и выходит, что идти на мероприятие, в котором заявлен «АукцЫон», есть долг любого здравомыслящего гражданина, думает ли он о вечном или сиюминутном, о злобном русском роке или манерной западной традиции. «АукцЫон» — он для всех: «Ты — солдат, и я солдат».
«Озарения»: Бриттен и барокко в исполнении солистов Пермской оперы
30.10
ГЭС-2, Москва
«ГЭС-2» продолжает кураторскую программу «Сезон призрачного мира», посвященную крупной форме «...в проекциях разных эпох и стилей...» концертом фрагментов из барочных опер Генри Перселла, Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди и Алессандро Скарлатти, а также вокальным циклом «Озарения» английского композитора Бенджамина Бриттена на стихи «проклятого поэта» Артюра Рембо. Цикл для сопрано и струнного оркестра пронизан связями с барочной сверхчувствительностью; от соприкосновения декадентской поэзии Рембо с меланхолией эпохи барокко рождается музыка середины двадцатого столетия, равно обязанная XIX и XVII векам. Исполнять «Озарения» предстоит неподражаемой певице Надежде Павловой, лауреату «Золотой маски» и оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года», выступавшей в Цюрихе, Гамбурге, Зальцбурге, солистке венского Театра ан дер Вин и Пермской оперы Екатерине Проценко и Камерному оркестру Пермского театра оперы и балета под руководством также лауреата «Золотой маски» дирижера Владимира Ткаченко.
«Видеть сны»: Девять новых сочинений для ансамбля Intrada
21.10
ДК «Рассвет», Москва
На сайте ДК «Рассвет» указано, что Intrada — «один из лучших камерных хоров России», и это тот редкий случай, когда громкое заявление — чистая правда. Начинавший с аутентичного исполнительства, работы с партитурами барочных и ренессансных авторов, ансамбль под руководством дирижера Екатерины Антоненко давно исполняет и минималиста Стива Райха, и нью-йоркскую авангардистку Мередит Монк, и современных российских композиторов; именно последним будет посвящена программа грядущего концерта «Видеть сны». Девять композиторов из семи разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Томск, Псков и Сыктывкар) предложат вниманию публики девять вокальных и хоровых сочинений, вдохновленных поэзией Маяковского и Есенина, прозой Набокова и Уэльбека, а еще «древними текстами коми-зырян». Чтобы это ни значило, мы заинтригованы — и стопроцентно позырим.
АЛЬБОМЫ
Finneas, «For Cryin’ Out Loud!»
04.10
Если вы не из лагеря Stop Crying Your Heart Out, то с большой вероятностью окажетесь в стане For Cryin’ Out Loud — второго альбома Финнеаса О’Коннелла, старшего брата и продюсера Билли Айлиш. В клипе на ведущий сингл исполнителя жестоко (хотя и, по всей видимости, нечаянно) пыряют ножом. Петь это Финнеасу не мешает, но нас больше интересует другое: первый (лучший) альбом Айлиш 2019 года When We All Fall Asleep, Where Do We Go? был придуман и записан с братом в маленькой спальне родительского дома — две последующий пластинки певицы, равно как и дебютный диск самого Финнеаса Optimist, уже имели поддержку мейджор-лейблов и оказывались в лучшем случае «OK job» (как выразился Финнеас о своем предыдущем альбоме). Впрочем, по мнению артиста, лучше работать не в одиночку, а проявлять «гиперсотрудничество» — надеемся, это поможет изобретательному поп-аранжировщику выпустить достойный альбом.
The Smile, «Cutouts»
04.10
Том Йорк не то чтобы часто радует фанатов новинками (последний альбом Radiohead, напомним, вышел восемь лет назад) — тем удивительнее плодовитость трио The Smile, включающего в себя помимо Йорка еще и мегамозг радиоголовы Джонни Гринвуда и барабанщика из Sons of Kemet Тома Скиннера. Дебютная пластинка группы A Light for Attracting Attention действительно привлекла внимание, но преимущественно из интереса к знаменитым музыкантам, а вот Wall of Eyes, вышедший в самом начале 2024-го, уже демонстративно отстранялся от наследия Radiohead — сайд-проект превратился в самостоятельную историю. И Гринвуд, вспомнивший здесь свою работу над саундтреками к лентам Пола Томаса Андерсона, и сам Йорк, решившийся хоть на пару треков забросить фирменный фальцет, здесь очевидным образом вздохнули свободно. И вот — не прошло и года, в конце этой недели The Smile выпустят третий альбом Cutouts. Вырезка, судя по синглам Don’t Get Me Started, Foreign Spies и The Slip, ничуть не хуже прежней. Отборная.
Shawn Mendes, «Shawn»
Pixies, «The Night the Zombies Came»
18.10
25.10
Всего на год Шон Мендес младше Финнеаса О’Коннелла, а какая разная судьба! Финнеас, несмотря на два «Оскара», два «Золотых глобуса» и десять премий «Грэмми», до сих пор остается в тени младшей сестры, а неутомимый канадец в 15 лет попал на 24-е место хит-парада Billboard Hot 100, а затем выпустил четыре альбома один успешнее другого. Незамысловатая артистичность Мендеса состоит в равной мере из подростковых слез и соплей, но отдадим музыканту должное: не каждый способен писать молодежные гимны. Shawn будет посвящен проблемам музыканта с психическим здоровьем, из-за которых в 2022 году ему пришлось отменить мировой тур. Разговор о травме может оказаться как трамплином в высшую лигу, так и полным фиаско. Как тут не вспомнить недолгую, но яркую карьеру канадского поп-идола Робин Щербатски или Робин Спарклс из сериала «Как я встретил вашу маму», не выдержавшей бремя славы и сбежавшей в тележурналистику.
Будет и на улице редактора культуры The Blueprint праздник — 25 октября 2024 года, когда его любимая группа Pixies выпустит девятый альбом The Night the Zombies Came. Мастодонты альтернативного рока, вдохновившие Кобейна и Йорка, покидали сцену надолго лишь однажды — в 1993, но начиная с 2014 года регулярно выпускают новые пластинки. На этот раз в составе коллектива случились кадровые перестановки: басистку Паз Леншантин, десять лет служившую Pixies верой и правдой, заменит Эмма Ричардсон, а в остальном все по-прежнему — Блэк Фрэнсис, Дэвид Ловеринг, Джоуи Сантьяго на месте, и слава богу. В сингле Chicken Блэк Фрэнсис поет, что иногда он чувствует себя курицей, а иногда — актером из фильмом про зомби; тут бы придумать какой-нибудь каламбур про зомби и Шона из предыдущего пункта, но какие уж тут каламбуры, когда собственный разум найти не получается.