Blueprint
T

На высокой ноте

ТЕКСТ:
Алёна Кулакова

ФОТО:
UNSPLASH, PEXELS, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Не только стрит-арт, бары и закаты — за три года, прошедшие после празднования 800-летия Нижнего Новгорода, город стал ассоциироваться еще и с громкими премьерами в музыкальном театре. Сюда ездят на концерты Малера и Десятникова в Пакгаузах, из которых открывается вид на кремль, на премьеры Нижегородского театра оперы и балета с участием звездной сопрано Надежды Павловой, перешедшей сюда из Пермской оперы, и на выступления молодых и многообещающих пианистов на фестивале Pianissimo. Ближайший десант ожидается уже в эти выходные — на премьеры оперы «Любовь д’Артаньяна» и спектакля «Горький. Балет». Елена Смородинова — о том, как и кто помог им всем взять верную ноту.

Пакгаузы

В августе 2021 года, когда вся просвещенная и светская публика отправилась на Волгу отмечать 800-летие Нижнего Новгорода, одна из его будущих главных достопримечательностей — Пакгаузы — была закрыта строительными заборами. Кружевные железные конструкции на стрелке Оки и Волги остались городу в наследство от XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Потом их превратили в портовые склады и со временем о существовании в городе инженерного чуда попросту забыли: Пакгаузы обнаружили в 2015 году во время подготовки к чемпионату Европы по футболу. Своды расчистили от кирпича и шифера, и в 2019-м тут впервые зазвучала музыка.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":115}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

— Меня пригласили в Нижний делать «оперный фестиваль», — вспоминает худрук Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов, который прежде неизменно ассоциировался с командой Теодора Курентзиса: с 2006 года был генеральным продюсером, а затем директором оркестра MusicAeterna, с 2010 года — художественным руководителем Пермской филармонии, а после — директором по развитию Пермского государственного академического театра оперы и балета. — Когда в процессе поиска площадки мы остановились на Пакгаузах, возникло название «Стрелка». Во время первого фестиваля в июне 2019 года нас всех залило дождем, и мы с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным договорились, что появится круглогодичный концертный зал, который не будет заливать. И он появился.


Чтобы понять, насколько всех залило дождем, надо сказать, что для концертов «Стрелки» сверху и сзади натянули брезент, но в какой-то момент начался шторм, дождь пошел наискосок, и зрители и музыканты промокли насквозь. Но — сила искусства — все остались довольны, а Пакгаузы было решено превратить в культурные пространства, не зависящие от погодных капризов. За реализацию проекта, который СМИ в ноябре 2021 года оценивали в 659 миллионов рублей, отвечало бюро СПИЧ под руководством Сергея Чобана, превратившее один пакгауз в концертный зал, а другой — в выставочный. Оба торжественно открылись в 2022 году, но фестиваль «Стрелка» продолжался и во время строительства, и в конце мая этого года прошел в шестой раз.


1896

2017

2020

Когда в процессе поиска площадки мы остановились на Пакгаузах, возникло название «Стрелка». Во время первого фестиваля в июне 2019 года нас всех залило дождем, и мы с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным договорились, что появится круглогодичный концертный зал, который не будет заливать. И он появился.

— Мы стремимся к балансу, чтобы одни программы были интересны тем, кто классику никогда не слушал, а другие — тем, кто постоянно ее слушает, — объясняет Алексей Трифонов. — Сейчас для неофитов мы предлагаем оперные гала-концерты из арий и дуэтов с участием певцов высочайшего класса, а для продвинутых ценителей классической музыки — уникальные концерты с музыкальными редкостями. Но и там, и там главное — уровень исполнителей. Вне зависимости от того, звучит ли ария Виолетты из «Травиаты» или суперсложное произведение Леонида Десятникова, оно исполняется максимально качественно.


Слова с делом не расходятся. Фестиваль этого года открывали «Песней о Земле» Густава Малера в исполнении оркестра La Voce Strumentale, которым дирижировал Федор Леднев. В программе «Моцарт-Гала» арии из опер Моцарта исполняли Надежда Павлова, Яна Дьякова, Константин Сучков, Георгий Екимов и Борис Степанов, а дирижировал Иван Великанов. Старинной музыке посвятили два концерта: в первом, «Музыка Ренессанса и Маньеризма», звучали сочинения Клаудио Монтеверди, Джулио Каччини и Генри Перселла. Второй, «Перголези — гений барокко», открывал зрителям творчество одного из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффы. Был в программе и концерт из произведений Леонида Десятникова с участием пианиста Алексея Гориболя, все той же Надежды Павловой и Вениамина Смехова. В исполнении Российского национального оркестра под управлением Федора Безносикова звучала киномузыка Альфреда Шнитке. Завершением фестиваля стал концерт Курта Вайля — оркестр La Voce Strumentale исполнял его музыку к спектаклям, в том числе к мюзиклу Happy end на слова Бертольта Брехта, а дирижировал француз Клеман Нонсьё.


Впрочем, не «Стрелкой» единой. В конце августа в Пакгаузах пройдет еще один фестиваль — «Современная музыка: Шостакович, Мейерхольд, Шнитке» — возрождение Первого Всесоюзного фестиваля современной музыки, созданного Мстиславом Ростроповичем и главным дирижером симфонического оркестра Горьковской государственной филармонии Израилем Гусманом в 1962 году. В закрытом для иностранцев, да и для многих советских граждан городе вдруг образовался островок свободы и прогресса: свои произведения представляли Дмитрий Шостакович, причем легенда гласит, что тут он первый и последний раз встал за дирижерский пульт, а также Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников. Как сказал Шостакович на закрытии, Москва «на время стала музыкальным пригородом Горького».


Мы стремимся к балансу, чтобы одни программы были интересны тем, кто классику никогда не слушал, а другие — тем, кто постоянно ее слушает

В программе этого года — концерты, посвященные Шнитке и Мейерхольду, сочинения Галины Уствольской и Софии Губайдулиной, гастроли «Урал Оперы Балета» с балетом «Сказки Перро» и первой российской постановкой оперы Филипа Гласса «Сатьяграха», получившей в 2016 году «Золотую маску». Запланированы и две премьеры — кантаты Эрвина Шульгофа «Манифест Коммунистической партии» (1932 года) и «Симфонии семи звезд» Шарля Кеклена (1933 года).


театр оперы

«Кармен»

Возрождение фестиваля — еще и напоминание о славных музыкальных традициях города. Здесь в начале ХХ века жил и пел с балкона Шаляпин. В 1930–1940-х годах режиссером, а потом и худруком Нижегородского театра оперы и балета был Борис Покровский, который прямиком отсюда направился в Большой, где потом много лет, хоть и с перерывами, был главным режиссером, пока в 1972 году не создал на Никольской улице собственный Камерный театр (ныне — экспериментальная сцена Большого). Первый постановщик опер Прокофьева (по просьбе Покровского Прокофьев дописал знаменитый вальс Наташи Ростовой, ставший символом оперы), Покровский был революционером своего времени и дал серьезный толчок Нижегородской опере. Какое-то время театр развивался по инерции, затем пропал с радаров.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":115}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

— Если по-честному, в Театр оперы и балета я последний раз ходил в третьем классе на «Сказку о попе и работнике его Балде», — вспоминает 56-летний Дмитрий Володин, нижегородский бизнесмен, отельер, меценат и сооснователь ярмарки современной графики «Контур», которая проходит на парковке у принадлежащего ему отеля Sheraton Kremlin. — Это если говорить про оперу как жанр. Если же говорить про сам театр, то, конечно, я ходил на какие-то не совсем классические мероприятия. Мама мне, например, говорила: «Митя, в город приезжает Малинин. Будет выступать в оперном». Я хотел спросить: «Что, Евгения Онегина будет петь?» Но с мамой шутить было нельзя, да и она сразу предупреждала: «Романсы».


В 2021 году, на фоне всеобщего ажиотажа вокруг юбилейных торжеств и масштабных преобразований в городе, лидером которых был тогда заместитель председателя правительства области, а теперь заместитель губернатора Олег Беркович, Володин был одним из немногих знаковых для города людей, кто рукоплескать не спешил. Зато сейчас, говоря о переменах на музыкальной сцене, бизнесмен эмоций не сдерживает: «Если в году 52 недели, на 30 из них я бываю в Пакгаузах. И в театре наши оперные певцы начали петь. В какой-то момент я понял, что я знаю эти фамилии. Я их видел и пять лет назад, и четыре года назад. Но я никогда не слышал, насколько они могут быть хороши. Я спросил у Леши, что произошло. Он говорит, что все просто: это репетиции, это репетиторы. И это вера в то, что можно стать лучшим».


С января 2022 года Нижегородским театром оперы и балета руководят Алексей Трифонов и дирижер, а также скрипач и контртенор Дмитрий Синьковский, известный как один из главных в России специалистов по барочной музыке. «В 2021 году мы совместно с руководством Нижегородской области поставили амбициозную цель в кратчайшие сроки вывести театр в число самых успешных не только с точки зрения узнаваемости, но и музыкального качества — в России, а в идеале и в мире, — комментирует Трифонов. — Понятно, что сейчас с международной повесткой сложности, но тем не менее оркестр Нижегородской оперы с большим успехом провел гастроли в Южной Корее и Берлинской филармонии».


«Кармен»

В Нижнем создали оркестр La Voce Strumentale, и под управлением Синьковского он довольно быстро набрал вес — на сегодня это единственный оркестр регионального оперного театра, у которого есть персональный абонемент в Московской филармонии. В труппу театра пришли дивы: сопрано Надежда Павлова, блиставшая на сцене Пермской оперы в «Травиате» Роберта Уилсона, и успевшие снискать овации на всех главных сценах мира сопрано Венера Гимадиева, меццо-сопрано Наталия Ляскова и сопрано Диляра Идрисова. И по сути, единственной приглашенной звездой остался исполняющий партию Германа в «Пиковой даме» солист «Геликон-оперы», тенор Иван Гынгазов, а тенор Сергей Кузьмин, наоборот, ездит из Нижнего петь в Большой и Стасик.

Хитом прошлого сезона стала опера «Кармен» молодой постановщицы Елизаветы Мороз. А на 6 и 7 июля назначена премьера спектакля «Любовь д’Артаньяна» (режиссер — Игорь Ушаков, дирижер — Иван Великанов). Режиссер Игорь Ушаков изучил две существующие редакции оперы Мечислава Вайнберга — 1971 и 1973 годов, и в результате анонсирована третья, особенная версия.

К слову, Александр Дюма бывал в здешних местах: посетив в 1855 году Санкт-Петербург и Москву, писатель отправился в Нижний, где впечатлился ярмаркой и встретился с прототипами своего романа «Учитель фехтования» — ссыльным декабристом Иваном Анненковым и его женой, француженкой Полиной.

До 21 июля в нижегородском Арсенале работает приуроченная к премьере выставка «Предчувствие оперы». Экспозицию составляют работы художника-постановщика «Любви д’Артаньяна» Валерия Кошлякова. Во время работы над спектаклем Валерий Кошляков создал более 30 эскизов декораций и костюмов в технике коллажа, а дополняет экспозицию видеоинсталляция, придающая эскизным наброскам сценический масштаб и наполняющая зал звуками первых репетиций будущей оперы.


Выставка «Предчувствие оперы»

«Любовь д’Артаньяна»

И БАЛЕТА

В начале июня на сцене Театра оперы и балета прошла премьера спектакля «Пиковая дама. Балет». Музыку к нему написал композитор Юрий Красавин, а хореографом-постановщиком выступил Максим Петров. Пушкинская графиня и маститый питерский композитор в этом сезоне нарасхват — в Большом театре тоже идет «Пиковая» на его музыку, но не та.


«Пиковая дама. Балет»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":115}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

— Мы сочинили совершенно другой балет с другой музыкой, нежели спектакль в Большом театре, хотя у них один композитор, — рассказывает Максим Петров, хореограф, художественный руководитель екатеринбургского театра «Урал Опера Балет». — Но, кстати, не совпадает даже пункт отправления: для Большого театра Юрий Красавин сделал транскрипцию оперы Чайковского, для нас написал оригинальную партитуру по мотивам Пушкина, но с хитрой оглядкой в прошлое. Сценарий мы сочиняли втроем с Богданом Корольком и Антоном Морозовым. Придумывать новые подробности известной повести не очень интересно, пересказывать фабулу — тоже. Поэтому мы стремились к тому, чтобы музыка, танец и мизансцены давали какую-то новую эмоцию.


Следующей балетной премьерой станет спектакль «Горький. Балет»: оттолкнувшись от пьесы «На дне» и поэмы «Девушка и смерть», молодые хореографы Павел Глухов и Кирилл Радев сочинили два одноактных балета. Этот проект — коллаборация Нижегородского театра оперы и балета, фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva и фестиваля «Горький +». Премьерные показы пройдут 5–7 июля в концертном Пакгаузе, для которого балет специально и сочиняется.


«Горький. Балет»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":115}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

— Первой балетной премьерой в Пакгаузах стал «Терезин квартет» (первые показы — ноябрь 2022 года. — Прим. The Blueprint) на музыку композиторов, погибших в немецких концлагерях, — рассказывает Алексей Трифонов. — В этом спектакле были заняты 8 танцовщиков и струнный квартет. По тому же принципу будет сделан спектакль «Горький. Балет», в котором прозвучат 14-й квартет Шуберта и 1-й квартет Мясковского. В планах — продолжать совмещать великую литературу и интересную музыку с современной хореографией, возможно появление «Пушкин. Балет» и «Толстой. Балет» в формате постановок современной хореографии под музыку для струнного квартета — такое решение оказалось оптимальным для этой площадки.


В планах — продолжать совмещать великую литературу и интересную музыку с современной хореографией, возможно появление «Пушкин. Балет» и «Толстой. Балет» в формате постановок современной хореографии под музыку для струнного квартета.

PIANISSIMO

Там же, в Пакгаузах, в августе пройдет следующий блок фестиваля Pianissimo, главная идея которого — знакомить слушателей с молодым поколением музыкантов в новых для академической музыки пространствах. Этим летом фестиваль проходит в трех городах — Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. И на Волге выступят среди прочих москвич Лев Чефанов, колумбиец Эстебан Гарсиа, южнокореец Ким Сунмин и американский пианист чилийского происхождения Матиас Нестор Куэвас.

Идеологи новой музыкальной жизни Нижнего Новгорода и я стремимся к одному и тому же: сделать классику ближе современному человеку.

— Появление Нижнего Новгорода в географии Pianissimo — очень логичное продолжение нашей концепции, — говорит Алексей Городнев, продюсер и основатель фестиваля Pianissimo. — Пакгаузы на стрелке — не просто красота. Нам важно выстраивать диалог музыки с гением места, что здесь получилось сделать так же органично, как в Государственном Эрмитаже и Доме культуры «ГЭС-2». Во-первых, благодаря мастерской реконструкции эта локация обрела связь с XXI веком, а во-вторых, отсюда открывается великолепный вид на водную гладь и кремль, что настраивает слушателя на умиротворяющий лад. Конечно, далеко не последнюю роль сыграло качество акустики самого концертного зала — среди подобных пространств оно одно из лучших в стране. К тому же идеологи новой музыкальной жизни Нижнего Новгорода и я стремимся к одному и тому же: сделать классику ближе современному человеку.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":115}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

НИЖНИЙ — НОВАЯ ПЕРМЬ?

Для многих Нижний Новгород ассоциируется прежде всего со стрит-артом, современными художниками и их особой связью с исторической деревянной застройкой города. Как так вышло, что Нижний оказался еще и центром притяжения для любителей академической музыки?


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":115}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

— Ответить, когда появился план превращения Нижнего в центр академической музыки, одной датой достаточно сложно, — замечает Олег Беркович, заместитель губернатора Нижегородской области. — Все-таки город, откуда родом основатель «Могучей кучки» Милий Балакирев, обладает мощной традицией, ему лишь необходима качественная и актуальная инфраструктура. Начиная с 2020 года мы активно создаем инфраструктуру для развития креативных индустрий. Это возможности для художников, музыкантов, грантовая поддержка и открытие арт-пространств. Шаг за шагом мы формируем экосистему, которая выводит нас на более высокий уровень. Процесс преобразования культурной жизни в регионе, с одной стороны, был последовательным — мы развивали прежде всего свои сильные стороны. С другой стороны — комплексным. Да, в академической музыке у нас есть объективный потенциал, но важно, что мы можем опираться на качественный фундамент. В Нижнем хорошая хоровая традиция, как в местных университетах ННГУ и НГЛУ, чьи коллективы — лауреаты мировых конкурсов, так и в хоровом колледже Сивухина, чьим выпускником является Максим Емельянычев, номинант «Грэмми». Еще в Горьком проходил фестиваль «Современная музыка», один из ключевых фестивалей стран Варшавского блока в сфере культуры. К 800-летию мы вернули классическую музыку в Ракушку Александровского сада, а в этом году возродим и фестиваль.


помню, как в 1993 году итальянцы ночью в ноябре месяце показали мне фасад театра La Scala, который в ночи смотрится как какой-то районный ДК. И вот они смотрят на меня, и я, чтобы не обидеть, говорю, что это маленький фасад большого искусства. И это был честный комплимент, потому что, когда мы говорим про любое сценическое искусство, важно не здание.

В долгоиграющих планах еще и строительство нового здания Театра оперы и балета, потому что нынешнее было построено в 1903 году на деньги Горького и Шаляпина как народный дом — там плоские партер и балкон, нет нижней механики сцены, что ограничивает возможности постановщиков. Впрочем, пока «история с театром, как говорят чиновники, в проработке, — говорит Дмитрий Володин. — Поиск места, поиск проекта, и, наверное, потом будет поиск денег. В публичном поле пока про театр не слышно. Но для меня это все очень вторично, потому что я помню, как в 1993 году итальянцы ночью в ноябре месяце показали мне фасад театра La Scala, который в ночи смотрится как какой-то районный ДК. И вот они смотрят на меня, и я, чтобы не обидеть, говорю, что это маленький фасад большого искусства. И это был честный комплимент, потому что, когда мы говорим про любое сценическое искусство, важно не здание. И сколько бы Алексей Трифонов ни говорил, что ему надоело работать на старой сцене, если у тебя есть идея, концепция развития, есть единомышленники, есть труппа и солисты, ты можешь делать все, что угодно».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}