Разговорный жанр
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Российскому театру предстоит второй сезон в новых условиях — без премьер многих из тех режиссеров, кто составлял его цвет, со снятыми именами в программках некоторых зрительских хитов, без привычных международных фестивалей, зато нередко с новым руководством и даже названиями театров. Но чтобы понять, что происходит с театром, надо туда сходить. По просьбе The Blueprint Елена Смородинова собрала список спектаклей конца прошлого сезона, которые стоит успеть увидеть, и аккуратно построила планы на новый.
Сезон 2023–2024 сразу несколько российских режиссеров открыли за рубежом. Премьерой Тимофея Кулябина по классическому тексту Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» открыл сезон Русский театр в Таллине. Юрий Бутусов представил премьеру «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по абсурдистскому тексту Тома Стоппарда в Вильнюсском старом театре (бывшем Русском драмтеатре Литвы) — примечательно, что этот спектакль анонсировали год назад в Театре Наций. Но с тех пор Бутусов уехал из России.
В Лондоне в Marylebone Theatre Максим Диденко выпустил спектакль по новому тексту Дмитрия Глуховского «Белая фабрика» о холокосте. Спектакль «Фрагмент», вольное сочинение Дмитрия Крымова, оттолкнувшегося от «Трех сестер» Чехова, в Драматическом театре Клайпеды стал частью программы международного фестиваля Sirenos в Литве. В Берлине с успехом прошли показы спектакля соосновательницы фестиваля NET Марины Давыдовой «Музей неучтенных голосов»: премьеру сыграли в мае на фестивале Wiener Festwochen, сейчас в Берлине работу показали на фестивале Voices, в театре Hebbel am Ufer (HAU2). Главную роль по очереди сыграли Чулпан Хаматова и немецкая актриса Марина Вайс.
Фестиваль NET (Новый европейский театр), как и фестиваль-школа «Территория», второй год подряд не становятся главными событиями начала сезона. Зато пройдет «Территория kids», на которой будет образовательная программа для театральных профессионалов из регионов.
Аккурат перед началом сезона театралы обсуждали, что же станет с национальной премией «Золотая маска». Сейчас понятно, что СТД возьмет ее под контроль, прежний менеджмент премии в октябре заканчивает свою работу (а эксперты-критики продолжают отбирать спектакли по итогам прошлого сезона — правда, непонятно, что СТД будет с этими итогами делать). До сих пор туманна судьба ряда номинаций: в конце июля в распоряжении журналистов оказался проект нового положения о премии и фестивале, где вычеркивался ряд номинаций — от эксперимента и лучшего спектакля малой формы до лучшей работы драматурга, которую де-факто отменили еще на прошлой церемонии вручения наград. По поводу номинаций СТД взял многозначительную паузу, но то, что «Золотая маска» вряд ли будет так же объединять театральное сообщество и обладать той же степенью экспертности, — очевидно.
Часть театров в этой ситуации сделали ставку на молодых режиссеров, имена которых не ассоциируются у публики ни с какими-либо высказываниями, ни с громкими дебютами: первой премьерой сезона в Театре Маяковского, например, стал спектакль «Мера за меру» Шекспира в постановке Саши Золотовицкого, дальше в афише — «Палата № 6» Чехова, которую ставит
Евгений Закиров.
В Театре Пушкина ставят спектакли актеры театра. В «Космосе» Игоря Теплова по пьесе Алексея Житковского главную роль исполнит Виктория Исакова. В филиале театра в Сытинском тупике актер Андрей Заводюк дебютирует в качестве режиссера спектаклем «Последний аттракцион» по пьесе Дэвида Линдси-Эбера — американской комедии про дом престарелых. Актер Александр Арсентьев как режиссер к весне готовит спектакль «Раскинулось море широко».
Вопрос, сможет ли российский театр оставаться конкурентоспособным относительно себя же образца прошлых лет, остается открытым. Ответить на него должны новые постановки — выбрали из них 15 самых интересных, тех, что вышли в конце прошлого сезона, и тех, что запланированы на сезон текущий.
Что случилось?
Что случилось?
Что случилось?
Сезон 2022-2023
Сезон 2022-2023
1
«ЧАЙКА»
Сезон 2022-2023
РЕЖИССЕР — ЛЕВ ДОДИН
Малый драматический театр (Санкт-Петербург)
Постоянный соавтор Льва Додина, художник Александр Боровский, разместил героев чеховской «Чайки» в нескольких качающихся лодках. В самом начале, перед спектаклем Кости Треплева, Аркадина (совершенно роскошная роль Елизаветы Боярской) не удерживает равновесие, падает и роняет шляпку в воду. Все конфликты и романы — на глазах у всех, спрятать здесь невозможно ничего. Аркадиной
Додин отдает реплику Тригорина, брошенную Нине: «Остановитесь в „Славянском базаре“», которую актриса разбивает на два предложения, пытаясь предостеречь Заречную от всего, что случится
с ней и Тригориным позже.
Второй акт играют уже на лодках, перевернутых днищем вверх, — таких, которые бросают умирать. Надежд никаких не осталось — но можно дождаться, когда эту комедию допишут (и сделает это в спектакле именно Тригорин).
Додин, известный в своих трактовках классики трезвым и безжалостным взглядом на самые темные стороны человеческой сущности, ставит спектакль про то, что единственно возможная опора сегодня — неотвратимость смерти, с пятью пудами любви и искусства по ходу пьесы.
2
«Кармен»
РЕЖИССЕР — ЕЛИЗАВЕТА МОРОЗ
сезон 2022—2023
НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Нижний Новгород назван культурной столицей России 2024, но еще до этого стал одной из точек притяжения туристов, которые едут в Нижний смотреть авангард в постоянной экспозиции Художественного музея, совриск — в галереях и закаты на набережных.
На театральной карте страны Нижний снова возник, когда в театр оперы и балета пришли худрук Алексей Трифонов, известный работой в Пермской опере и сотрудничеством с Теодором Курентзисом, и дирижер Дмитрий Синьковский, специализирующийся на барочной музыке.
«Кармен» — первый большой спектакль молодой постановщицы Елизаветы Мороз, превратившей испанскую цыганку в неугомонную актрису, которая в театре, из которого почему-то нельзя выбраться, начинает репетировать оперу. Выбирает себе Хосе, заставляя окружающих включаться в свой спектакль. В первом составе Кармен поет Наталия Ляскова, уже исполнявшая эту партию в Перми, а Хосе — Иван Гынгазов, солист «Геликон-оперы», выступавший в Мариинке, Венской, Дрезденской и других операх мира, — что само по себе повод купить билет в столицу закатов.
сезон 2022—2023
3
«ВИННИ-ПУХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
АВТОР— ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ
МХТ ИМ. А.П. ЧЕХОВА
Спектакль-исследование предлагает стать зрителем конференции, на которой разбирают текст Милна. Участники сидят за столом на ножке из высокого пня, на столе — чай, банки с медом и вареньем. Эксперт-лингвист (ее играет настоящая англичанка, студентка Школы-студии МХАТ Эмили Нина Гамбрилл) дает комментарии или на идеальном английском читает отдельные фрагменты. Модерирует конференцию ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий, он же время от времени оказывается шестилетним Кристофером Робином. Предметом дискуссии оказываются более чем серьезные вопросы: все ли друзья Кристофера Робина были игрушками или откуда в переводе Заходера взялся Слонопотам?
«Винни-Пуховские чтения» — это россыпь блестящих актерских работ и возможность для взрослых зрителей на два часа погрузиться в атмосферу того времени, когда деревья были большими, а хорошие мальчики и девочки носили при себе носовые платочки. А еще — осознать, насколько недетская эта хорошо известная сказка.
4
«КОНЕЦ СВЕТА, МОЯ ЛЮБОВЬ»
сезон 2022—2023
РЕЖИССЕР — БОРИС ПАВЛОВИЧ
ТЕАТР НеНОРМАТИВНОЙ ПЛАСТИКИ НА СЦЕНЕ ПЛОЩАДКИ «СКОРОХОД» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
«Конец света, моя любовь» — вторая прозаическая книга Аллы Горбуновой. Режиссер Борис Павлович решил открыть писательницу для тех, кто мог пропустить ее мрачноватую историю про детство и взросление в конце девяностых — начале нулевых. Зрителей приглашают на «вечеринку сгоревшей юности», в которой актерский стендап соединяется с танцем и становится рассказом о сне героини. Как говорит Павлович, он сочинял этот спектакль таким, «какой хочется», в момент, когда вокруг много тоски и печали.
сезон 2022—2023
5
«ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ»
РЕЖИССЕР — МУРАТ АБУЛКАТИНОВ
ТЕАТР А39 (МУЗЕЙ МОСКВЫ)
сезон 2022—2023
Прошлый сезон куда больше ассоциируется с потерями, поэтому рождение нового театра выглядит настоящим чудом. Созданный режиссером Григорием Добрыгиным вместе с выпускниками режиссерского факультета ГИТИСа, театр «а39» вырос из «Мастерской Олега Кудряшова», получившей резидентство в театре «Практика». А затем — отделившейся. Название — отсылка к знаменитой аудитории ГИТИСа, где играются в том числе дипломные спектакли, жизнь которых часто ограничивается несколькими (или одним) показом.
Открывали новый театр театральной версией «Июльского дождя», которую представил выпускник Сергея Женовача Мурат Абулкатинов. Главная сила этой акварельной работы — легкость дыхания, кинематографичность мизансцен и очарование актерского трепета, которому могут позавидовать
опытные коллеги.
Сезон 2022-2023
Сезон 2022-2023
6
«ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ»
РЕЖИССЕР — ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
МОБИЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР
На первый спектакль второго и последнего худрука закрытого Центра им. Мейерхольда для Мобильного художественного театра лучше приходить вдвоем: чтобы иметь возможность в середине прогулки разделиться и встретиться только в финале.
Спектакль основан на текстах и фотографиях драматурга Лейлы Эрдман, фрагментах из интервью с жителями района Лефортово и дневниках разных эпох, связанных с этими местами.
Маршрут «Встреч и расставаний» петляет по атмосферным уголкам Лефортово — Спасо-Андроников монастырь, шлюз на Москве-реке, старинные дома XIX века, завод «Кристалл»... Здесь соединяются истории из жизни Андрея Рублева и Петра I, Марлена Хуциева и Андрея Туполева. А главных героев озвучили Юлия Снигирь и Михаил Тройник.
7
«ХИРОСИМА»
новый сезон 2023—2024
РЕЖИССЕР — АЛЕКСАНДР ПЛОТНИКОВ
ТЕАТР «ДОЧЕРИ СОСО» В «ПРОСТРАНСТВЕ ВНУТРИ»
Первый спектакль «Дочерей Сосо», выпущенный после того, как их основательницу, режиссерку Женю Беркович поместили в СИЗО. И первый, поставленный не самой Женей.
В основе спектакля Александра Плотникова — репортаж Джона Херси 1946 года, который вышел в отдельном номере The New Yorker. Херси не анализировал политику, не стремился к жутким подробностям и стремился зафиксировать истории и судьбы выживших.
В лаконичном спектакле шесть актрис рассказывают истории мужчин и женщин сначала от третьего лица, а затем сразу переходят к первому, а зритель вместе с ними оказывается свидетелем истории о разрушенном мире и о том, что остается у человека, у которого уже все отнято.
8
«ХОЛОПЫ»
РЕЖИССЕР — АНДРЕЙ МОГУЧИЙ
БДТ ИМ. ТОВСТОНОГОВА
В качестве главной премьеры сезона БДТ анонсировали спектакль Андрея Могучего (уже не в статусе худрука) по мотивам пьесы Петра Гнедича, известного драматурга рубежа XIX и XX веков.
Действие спектакля происходит в 1801 году, в фокусе внимания — несколько дней из жизни петербургской дворянской семьи Плавутиных-Плавунцовых, живущих при дворе Павла I. Обещают соединение исторической хроники, трагикомедии и психологической мелодрамы. Премьера в декабре.
новый сезон 2023—2024
9
«ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО»
РЕЖИССЕР — ДАНИИЛ ЧАЩИН
ТЕАТР НАЦИЙ (МОСКВА)
«Последнее лето» поставлено по киносценарию Анны Козловой, написавшей «Краткий курс счастливой жизни», «Медиатора» и «Садовое кольцо». В основе фильма — «Куоккала», так по-фински назывался поселок Репино под Петербургом.
1916 год, в разгаре Первая мировая. Отец на фронте, мать пытается как-то сохранить мир внутри отдельно взятого дома, а всю историю зритель видит глазами повзрослевшего и даже постаревшего 12-летнего мальчика в исполнении Вениамина Смехова.
Собственно, Смехов — главная причина пойти на «Последнее лето». До этого он играл в закрытой «Иранской конференции» по тексту Ивана Вырыпаева в Театре Наций и в «Берегите ваши лица» в «Гоголь-центре», которого больше нет. Во втором акте Смехов читает стихи — многие из них он предложил режиссеру сам.
Компанию Вениамину Борисовичу составляют Юлия Пересильд или Елена Николаева, Михаил Тройник, Виталий Коваленко — словом, у «Последнего лета» есть все, чтобы стать потенциальным зрительским хитом.
Из дальнейших премьер Театра Наций, которые стоит иметь в виду, — «Борис Годунов» в постановке Петра Шерешевского. Работы Шерешевского отличаются визуальной и музыкальной экспрессией (и тут стоит вспомнить, что Шерешевский и Юрий Бутусов — однокурсники), а одной из тем спектакля станет разговор о роли чувства вины и возмездия в жизни человека. Еще одной премьерой на Большой сцене станут «Отцы и дети» Семена Серзина, известного фильмом «Человек из Подольска» и созданием собственного Невидимого театра. Роман Тургенева Серзин соединит с пьесой Брайана Фрила «Отцы и сыновья».
10
«ЗДЕСЬ ДОМ СТОЯЛ»
новый сезон 2023—2024
РЕЖИССЕР — МАРИНА БРУСНИКИНА
РАМТ (МОСКВА)
Идею для первого спектакля Марины Брусникиной в статусе главного режиссера РАМТа предложил артист Виктор Панченко.
«Здесь дом стоял» — спектакль, основанный на воспоминаниях артистов театра старшего поколения. Маленькая сцена превращена художницей Ириной Кориной в большую многокомнатную квартиру, а зритель оказывается в гостях у местных старожилов. В финале спектакля, состоящего преимущественно из интервью, посвященных детству и юности, участники играют спектакль из ролей, о которых мечтали, и тех, которые принесли им славу и любовь. «Ревизор» Гоголя соседствует с «Жаворонком» Ануя, а «Гроза» Островского — с «Вином из одуванчиков» Брэдбери.
Спектакль назван по стихотворению артиста Ивана Елагина: «Здесь дом стоял. И тополь был. Ни дома, ни тополя, но вдруг над головой я ощутил присутствие объема, что комнатою звался угловой...» Марина Брусникина говорит, что ощущение объема над головой и пространства, в котором все остается, и стало главной темой и главным смыслом спектакля.
11
«ПИКНИК»*
РЕЖИССЕР — БОРИС ЮХАНАНОВ
ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ
Про премьеру главного театрального философа с репутацией мистика известно немногое: Борис Юхананов и художник Юрий Хариков работают в тесном сотрудничестве с четырьмя актрисами театра: Ириной Савицковой, Аллой Казаковой, Ириной Гриневой и Марией Беляевой. Музыкальную часть курирует Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ), композиторами проекта выступают Николай Попов, Роман Жауров, Александр Белоусов и Олег Макаров, а в качестве перформеров в постановке выступят солисты ансамбля CEAM Artists.
Учитывая, что «Электротеатр Станиславский» по качеству и глубине работы с новой академической музыкой обходит иные музыкальные театры, стоит взять эту информацию на карандаш и ждать, когда ее станет больше.
* рабочее название
новый сезон 2023—2024
12
«ЗАНАВЕС»
РЕЖИССЕР — ЮРИЙ КВЯТКОВСКИЙ
МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА
Драматург Андрей Стадников взял интервью практически у всех сотрудниц театра — на это у него ушло два года. Некоторых героинь интервью уже нет в живых. В итоге режиссер Юрий Квятковский предлагает зрителям наблюдать за съемкой кино: вместо занавеса тут — экран и операторы, которые снимают кино прямо во время спектакля.
Главными героинями стали актрисы МХТ, которые рассказывают в первой части про себя — как пришли в театр и/или Школу-студию, а во второй — говорят уже от лица других сотрудниц — костюмеров, гримеров, вахтерш, рисуя средствами документального театра их портреты.
«Занавес» — одна из премьер, которую выпустили к 125-му дню рождения Художественного театра.
Из других премьер театра стоит внести в записные книжки «Маскарад с закрытыми глазами» уже упоминавшегося Петра Шерешевского с Игорем Верником в главной роли (10 октября 2023 года). Оттолкнувшись от классического текста, постановочная команда сочинила оригинальную пьесу, где главный герой — филолог и лермонтовед.
новый сезон 2023—2024
«КРОВОИЗЛИЯНИЕ В МОСХ»
РЕЖИССЕР — ЮРИЙ ПЕЧЕНЕЖСКИЙ
театр «Практика»
13
Пьеса Алексея Житковского, автора «Горки», одной из самых репертуарных пьес в России, основана на текстах из газеты «Правда» и журнала «Огонек», воспоминаниях художников-авангардистов и фрагментах сценария «Голубого огонька», вышедшего 31 декабря 1962 года, за месяц до которого Никита Хрущев побывал на выставке «Новая реальность» в Манеже (стенограмму события авторы тоже использовали). Этот визит стал роковым для художников-авангардистов и приблизил конец оттепели.
«Кровоизлиянием в МОСХ» в Москве дебютирует хорошо известный в провинции режиссер Юрий Печенежский, давно попавший в поле зрения экспертов премии «Золотая маска» — естественно, до того, как СТД стал ее активно реформировать.
14
«ШАЛОМ 48-23»
РЕЖИССЕР — ОЛЕГ ЛИПОВЕЦКИЙ
ТЕАТР «ШАЛОМ» (МОСКВА)
Еврейский театр ведет свою историю с 1921 года, когда в Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) Алексея Грановского и Соломона Михоэлса состоялась премьера «Вечера Шолом-Алейхема». В 1949 году театр закрыли, в 1960-е он возродился как Московский еврейский драматический ансамбль (МЕДА), а в 1988-м на его основе возник «Шалом», куда в 2021 году и пришел Олег Липовецкий, перезапустивший театр. За последние полтора года «Шалом» превратился, как сказали бы в 2010-е, в новое место силы. В здании на Варшавском шоссе сделали модный ремонт, на спектаклях — аншлаги, а о существовании театра узнали в том числе посетители модного ресторана Saviv, c которым «Шалом» сделал коллаборацию.
«Шалом», наделавший шума еще в прошлом году, открывает юбилейный, девяностый сезон еще одним спектаклем, в основе которого — интервью с артистами. На этот раз из разговоров с актерами нового «Шалома» родилась пьеса о прошлом, настоящем и будущем еврейского театра.
Название новой постановки «Шалом 48-23» напоминает о 1948 годе, когда был убит Соломон Михоэлс. В этом же году родился Геннадий Абрамов, старейший артист театра, чью историю зрители услышат в спектакле 2023 года, из которого пытаются оглянуться назад и понять, как мы все оказались там, где мы оказались.
новый сезон 2023—2024
15
«КАТАПУЛЬТА»
РЕЖИССЕР — СЕМЕН СЕРЗИН
НЕВИДИМЫЙ ТЕАТР (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
Сами про себя независимые актеры Петербурга и Москвы, объединившиеся в Невидимый театр, пишут так: «На эти спектакли нелегко попасть, потому что совсем неясно, где найти афишу. Эти спектакли не для широких масс — потому как нет рекламы». Дальше советуют выпить заранее (буфета нет) и пугают отсутствием нумерации в зале. При этом руководитель театра, режиссер Семен Серзин, вполне себе известен, а в его портфолио — фильм «Человек из Подольска» с фронтменом группы Oqjav в главной роли, екатеринбургский хит «СашБаш» с фронтменом группы «Курара» Олегом Ягодиным и спектакль «Красный крест» в «Гоголь-центре».
Новый спектакль этот панк-театр называет трагедией смешного человека, а в ее центре — неудачник сорока лет Вадик, у которого нет работы и которого бросила жена. Спасется ли Вадик и спасут ли его — вот в чем вопрос.