Blueprint
T

И тропинка, и лесок 

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

С 5 по 7 июля в Ясной поляне проходит театральный фестиваль «Толстой». Центральное событие — спектакль Никиты Кобелева «Воскресение» по одноименному роману Льва Толстого, для которого на территории писательской усадьбы соорудили копию сцены Александринского театра. Там же, под открытым небом, будет и балаган с гаданиями, и променад по пасеке, и лаборатория сна. Рассказываем про самые любопытные постановки независимых театров и молодых режиссеров.

«Пчеловод»

Прогулка с пчелами на пасеке Толстого по следам трех его произведений (а также фильма «Би Муви: Медовый заговор» и рекламы медовых хлопьев)

«Мы провели в усадьбе неделю и задумали сайт-специфик-спектакль — с прогулкой по пасеке и окрестностям, разговорами про жизнь человека и ее схожесть с пчелиным укладом, историю и веру. Было несколько вариантов, но окончательно мы решили сконцентрироваться на теме пчел — в жизни, в природе, в творчестве Толстого», — объясняет режиссер спектакля Кирилл Люкевич, также известный как один из основателей «Блохи» — самого маленького театра в Петербурге, который занимает помещение бывшей обувной мастерской и располагается на 9 квадратных метрах. В основе пьесы, написанной драматургом Анастасией Федоровой, три произведения Толстого — «Две различные версии истории улья с лубочной крышкой», басня «Пчелы и трутни», трактат «В чем моя вера». «Мы изучали литературу, песни, фильмы, статьи, письма, дневники — все по пчелиной тематике. Смотрели “Би Муви: Медовый заговор” и рекламу медовых хлопьев».

«Утро помещика»

Исследование коллективного прошлого через игру

За спектаклем-форумом по одноименной повести Толстого зрители будут наблюдать сидя на сцене, рядом с актерами. «Они увидят два небольших эпизода про быт крепостных и молодого помещика, который решил сделать их жизнь лучше. У зрителей будет возможность обсудить мотивы поступков героев и попробовать повлиять на сюжеты сцен», — говорит режиссер Полина Шатохина, которая сотрудничала с Центром Мейерхольда и МГПУ в Москве, театральной площадкой MON в Казани, кластером «Октава» и Музеем Станка в Туле, «МИРА центром» в Суздале и Театром оперы и балета в Улан-Удэ. Над «Утром помещика» Полина Шатохина работала вместе с драматургом Алексеем Синяевым: изучали дневники Толстого, консультировались с Ольгой Глаголевой — специалистом по истории крепостного права. «Утро помещика» — автобиографичная повесть, в ее основу легли реальные факты и рефлексия Толстого, связанные с жестокой природой зависимости и сложными взаимоотношениями крепостных и помещика. Сама структура этого произведения, на мой взгляд, идеально подходит для форума. Надеюсь, получится такое исследование коллективного прошлого через игру".

«Дорога домой»

Спектакль-променад по «Пути жизни» Толстого — с аудиосопровождением, инсталляциями и дневником

За время подготовки к «Дороге домой» выпускница мастерской Каменьковича и Крымова в ГИТИСе и финалистка The Blueprint 100 Анастасия Кудиярова успела не только вдоль и поперек изучить «Путь жизни» Толстого, но и перечитать инструкции Йоко Оно и дневники писателя, художника, клипмейкера и режиссера Дерека Джармена «Современная природа». А еще — взять интервью у Владислава Воронцова — заведующего мемориальным природным комплексом музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Все это легло в основу спектакля-променада. «Зрители наденут наушники и отправятся на прогулку, во время которой будут осваивать пространство усадьбы разными способами: через инсталляции, путевой дневник-зин для заметок, перформативные вставки, — рассказывает Анастасия Кудиярова. — Я уже была в Ясной Поляне, у меня есть здесь любимые места, поэтому захотелось сделать спектакль-прогулку в первую очередь. Следующим шагом был поиск материала, хотелось, чтобы Толстой стал отправной точкой для собственных размышлений. Для этого идеально подошла его книга “Путь жизни”, которая разделена на главы-темы, которые мы с моей командой пустились переосмыслять: “Что это все значит для нас сегодня?”. Так и получилась прогулка, в которую мы отправляемся, чтобы задуматься о жизни».

«Сон Татьяны. Гадание»

Балаган, мистерия и средневековое действо в одном флаконе — с чудовищами и гаданиями 

Спектакль-бродилка, который среди прочего показывали на «Архстоянии», основан не только на «Сне Татьяны» из пятой главы «Евгения Онегина», но и на древних сказаниях, легендах и гаданиях. «Мы смешали жанры: зрители окажутся посреди леса, на фантастическом пиршестве чудовищ, которые будут делать им предсказания, — говорит соосновательница независимого кочевого театра “Пух и Прах” Этель Иошпа, которая работала над “Сном Татьяны” и как автор, и как режиссер, и как художник. — Ростовые куклы по моим эскизам делали художники-бутафоры Максим Проценко и Маша Калмыкова. Как такового сюжета в спектакле нет — на мой взгляд, в случае с уличной постановкой лучше сделать ставку на визуальное и аудиальное. Мы долго искали нужную локацию и в итоге остановились на отдаленной дикой полянке».

приснилось

Лаборатория сна

«Это спектакль для разных категорий зрителей, включая незрячих. Несколько месяцев мы исследовали, что снится людям с разным визуальным опытом, и пришли к тому, что весь спектакль будет лабораторией по изучению сна, а гости станут участниками открытого эксперимента» — так режиссер Саша Никитина описывает идею постановки, премьера которой проходила в Доме культуре «ГЭС-2». К фестивалю «Толстой» команда добавила блок, посвященный снам в творчестве Толстого. «Спектакль состоит из двух частей. Первая — инсталляция: можно побродить по лаборатории до начала действия, послушать записи исследовательских дневников, посвященных кошмарам, состоянию между сном и реальностью, абсурду. Вторая часть — спектакль. Наши лаборанты поделятся со зрителями своим опытом и открытиями на тему сновидений, а после предложат поучаствовать в нескольких экспериментах, сопровождаемых колыбельными. Если зрители уснут во время спектакля, это будет для нас лучшим комплиментом».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}