Тишина в библиотеке
На втором этаже музея современного искусства «Гараж» теперь библиотека. Из Образовательного центра туда переехали тысячи книг, журналов и альбомов по живописи, моде, архитектуре, музыке, хореографии. Есть, например, уморительный словарь Марселя Дюшана издательства Thames & Hudson, обстоятельная монография Сергея Дягилева и первые номера российского Interview. На что еще из коллекции «Гаража» стоит обратить внимание, рассказывает старший библиотекарь Валерий Леденев.
Библиотека «Гаража» теперь находится в здании музея и работает семь дней в неделю с 11:00 до 22:00. Это читальный зал (домой книги не дают), для посещения нужен электронный читательский билет — его оформляют на стойках администрации за пару минут. Рядом на втором этаже — коворкинг с Wi-Fi, розетками и цифровыми пианино (чтобы не нарушать тишину, можно играть в наушниках). У входа в библиотеку обустраивают детскую зону.
Мы давно планировали расширять библиотеку — коллекция фонда перестала помещаться в Образовательном центре. В конце февраля «Гараж» одним из первых объявил о заморозке текущих проектов и выразил благодарность за поддержку художникам Анне Имхоф, Хаймо Цобернигу, Хелен Мартен, Саодат Исмаиловой, а также владельцам работ Лидии Мастерковой, с которыми музей готовил большую выставку. Там, где раньше размещались временные экспозиции (например, «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта»), теперь книжные шкафы и инсталляция Ольги Чернышевой «Экраны (Шепот)» — первый проект программы Garage Archive Commissions. Российская художница изучила архив музея и выбрала письма звезды советского андеграундного искусства Льва Снегирева, адресованные коллекционеру Леониду Талочкину. Получился проект о полном «недоумения и догадок» пути художника в эпоху политической цензуры и запрета на современность в искусстве.
Пространство библиотеки разбито по темам (например, «История выставок, кураторство, музееведение», «Искусство по странам и регионам», «Всемирная архитектура ХХ—ХХI веков», «Теория культуры, культурология»). Есть отдельная секция с архивами журналов про культуру и искусство — от October, Mousse Magazine, Aperture, Camera Austria, Foam, Domus, El croquis, Frame и Brand до «Театра», «Искусства кино», The Art Newspaper, «Птюча», Vogue и Interview.
А вот что советует взять почитать старший библиотекарь «Гаража» Валерий Леденев
Виктор Тупицын. «Коммунальный (пост)модернизм»
«Искусство
с 1900 года»
Johanna Drucker.
The Century
of Artists' Books
Великолепный образец концептуальной истории неофициального советского искусства от одного из ведущих критиков, соратника многих художников и очевидца событий, о которых он пишет в своем тексте.
Opus magnum коллектива знаменитых искусствоведов, охватывающий историю мирового художественного процесса за целый век.
Книга художника — специфический жанр искусства на стыке книжной культуры и художественных практик. Джоанна Друкер — автор классической монографии, раскрывающей историю и теорию вопроса с разных сторон.
Флорковская Анна. «Малая грузинская, 28. Живописная секция московского объединенного комитета художников-
графиков. 1976–1988»
Редкое, выпущенное ограниченным тиражом издание о любопытном феномене времен СССР. Про выставочный зал Горкома графиков, ставший «запретным очагом» постмодернистских тенденций (нежелательных в СССР, но определивших облик перестроечного искусства).
Ростан Тавасиев. Искусство
в космическом пространстве.
№ 02, 2022: Астероиды и кометы
Художник Ростан Тавасиев предлагает создавать искусство в открытом космосе, придавая форму небесным телам и превращая их в произведения, которые надолго переживут нашу эпоху. В книге, подаренной художником нашей библиотеке, описана художественная и техническая сторона вопроса и даже посчитана смета всего проекта. Она составляет сумму, превышающую весь объем денег, существующий сегодня на Земле.