T

Утешит   льный пр   гноз

Будущее по версии астрологов и AI

В конце 2020-го как никогда хочется думать о будущем. Что нас ждет после самого неожиданного и непростого года в нашей жизни? Анна Савина поговорила с Эмили Сигал — тренд-аналитиком, астрологом, автором романа «Ретроградный Меркурий» и термина «нормкор», создавшей тренд-репорт The DOOM! Report вместе с искусственным интеллектом, — о том, что нас ждет, и как связаны Юпитер, Сатурн и капитализм.

Эмили Сигал — трендвотчер и соосновательница арт-группы K-HOLE. В начале 2010-х она вместе с друзьями начала выпускать шуточные доклады о трендах, пародируя дорогие и напыщенные исследования крупных брендинг-агентств. В одном из докладов K-HOLE ввела понятие «нормкор» — тренд на отказ от аутентичности, спокойное отношении к себе и своей одежде, простоте и слиянию с толпой. Медиа и бренды подхватили эту тенденцию, и крупные бренды вроде Michael Kors и Gap выпустили коллекции, посвященные нормкору.

Сигал быстро стала востребованным бренд-консультантом — она работала с Genius, Airbnb Louis Vuitton, Nike, Red Bull Arts, Off-White и многими другими крупными компаниями. А в 2020-м ее агентство Nemesis опубликовало два заметных доклада — The Umami Theory of Value о конце 2010-х и закате experience-экономики и The DOOM! Report о жизни и культуре после пандемии. В декабре 2020-го вышел дебютный роман Сигал «Ретроградный Меркурий», в котором она размышляет о современном искусстве, культуре стартапов, и собственном пути в индустриях, где власть принадлежит преимущественно мужчинам.

У вас недавно вышла книга «Ретроградный Меркурий». Что это? Роман, нон-фикшн, мемуары? Непросто понять.

Шесть лет назад, когда я взялась за этот проект, я просто хотела собрать воедино свои эссе — о культуре, тенденциях, эстетике. В 2015-м у меня вышла колонка на сайте e-flux, где я рассматривала ретроградный Меркурий как метафору, как способ понять информационную эру, постоянные глитчи, которые возникают в результате развития технологий, и то, как мы с ними справляемся. У меня тогда был ментор, и он сказал, что это эссе может стать началом романа. Тогда я отказалась от попыток объединить свои эссе какой-то одной темой. «Ретроградный Меркурий» — это вымысел, но он вдохновлен моей жизнью. Некоторые люди, места и ситуации основаны на моем опыте, но я перенесла их в вымышленный мир. И в книге есть много вещей, которых никогда не было. В общем, это вроде мокьюментари о моей жизни.

«В условиях экономики знаний, возможно, все управляется Меркурием — ведь все бизнесы зависят от информационных потоков. Это могло бы объяснить возрастающее значение ретроградного Меркурия. Теперь это не просто астрологическое явление, это символ нашей эпохи, краткое обозначение для глобальной культурной повестки, в которой экономика, основанная на информации и знаниях („Меркурий“, находилась в состоянии перманентного кризиса („Ретроградный“)».



«Ретроградный Меркурий», Эмили Сигал

Вы пишете, что поначалу все воспринимали ретроградный Меркурий как шутку, мем. Но постепенно многие стали говорить о нем всерьез. Что случилось, поменялось отношение к астрологии?

Мне кажется, за последние пять лет люди действительно продвинулись в понимании астрологии. Во-первых, интернет дал всем доступ к эзотерическим знаниям, а во-вторых, астрологи и ученые проделали удивительную работу по трактованию древних текстов по астрологии и осмыслению того, как их сегодня можно использовать. И еще появилось так много Patreon-инициатив, подкастов и СМИ на эту тему, где люди рассуждают об этом на серьезном уровне.


Неудивительно, что на этой волне ретроградный Меркурий стал таким популярным мемом. Все поняли, что на него можно свалить недопонимание с соседом или с коллегой в имейл-переписке. Разные проблемы, возникающие в процессе коммуникации. Это всем понятно и близко.



Вы и сама астролог. Так что, правда Меркурий во всем виноват?

Да, я время от времени интерпретирую натальные карты для клиентов, это супервесело. В целом мне кажется, про ретроградный Меркурий все верно все понимают. Меркурий — это планета, которая управляет интеллектом, общением, целеполаганием, числами, упорядочиванием информации. Всем, что связано с передачей каких-то сигналов. Когда планета меняет курс и движется в обратную сторону, эти значения либо меняются, либо переходят в какой-то безумный режим. Но на самом деле в астрологии этому не придают такое уж большое значение, потому что ретроградный Меркурий — регулярное явление. Есть куда более влиятельные, но при этом менее общеизвестные вещи. Люди говорят: «Раз наступил ретроградный Меркурий, ничего нельзя делать». Нет, не обязательно, просто нужно быть особенно внимательным к тем сферам жизни, за которые отвечает Меркурий.

Как вам кажется, увлечение астрологией пойдет в ближайшее время на спад? Она сейчас как будто на пике популярности.

Нет, мне кажется, мы еще далеки от этого. Здорово, что люди узнают об этой древней мифопоэтической системе. Думаю, ее популярность будет только расти, потому что сейчас в этой сфере работает так много умных, интересных людей. Да, мы все выросли на журналах с гороскопами, и я понимаю, почему астрология вызывает скепсис. Но лично я всегда любила гороскопы. Они приглашает вас в мир, где у всех утверждений есть пространство для интерпретации.



Как вы думаете, почему мы так очарованы астрологией? Потому что она помогает нам справиться с неопределенностью?

Да, неуверенность — главная причина. Но, конечно, астрология — не единственный способ. Например, искусство тоже способно помочь нам справиться с неопределенностью. Если вы читаете роман, вы думаете, что бы вы сделали в ситуации, которую описывает автор. Мы живем в условиях такой невероятной информационной перегрузки, и если вы пользуетесь социальными сетями, вы видите миллионы изображений и текстов каждый день, и очень трудно интерпретировать то, что происходит. Астрология дает нам возможность немного дистанцироваться и посмотреть на реальность в макромасштабе. В астрологии мы говорим о явлениях, которые больше циклов социальных сетей. Это правда полезно и здорово.

Для многих 2020 год стал одним из самых сложных в жизни, и что впереди — тоже неясно. Как астрология объясняет то, что сейчас происходит в мире?

Мы находимся в конце очень длинного цикла. На протяжении последних 200 лет планеты Юпитер и Сатурн были соединены в одной стихии, стихии земли. В конце декабря начнется новый период: следующие два века эти планеты будут соединены в воздушных знаках. Такие эпохи часто рассматривают как отдельные исторические периоды. По сути, последние 200 лет были ознаменованы быстрым развитием капитализма, а новый период воздушных знаков — это период перемен, расцвета духовности, а также миграции (возможно, связанной с климатическим кризисом). Неудивительно, что позади такой немыслимый год, астрологи давно предсказывали это безумие.



Две другие важные темы в вашей книге — это технологии и искусство, а также люди, которых считают визионерами в этих областях. У трех из них — художника Маркуса и стартаперов Сет и Пит — есть реальные прототипы. Что это за тип людей?

Для меня они одновременно вдохновляющие и проблематичные. Я хотела стать такой, как они, уничтожить их, переспать с ними, работать с ними или дружить. Пыталась понять, как я отношусь к таким властным мужчинам. В то время культура Нью-Йорка была очень декадентской, междисциплинарной, ироничной и странной. Все это вроде было совсем недавно, но сейчас кажется далеким прошлым.

То есть сейчас такие герои уже не актуальны?

Я по-прежнему считаю, что технологии помогают создавать невероятные вещи. Эти стартаперы и художник — просто персонажи моей книги, не конкретные люди. Но я пишу об очень особенном моменте культурного производства, об эпохе пост-интернет-искусства. Это был интересный момент: казалось, что все доступно и все возможно. И да, в этой сфере было много заметных мужчин-художников, но это не ощущалось как гендерный дисбаланс. То, что они делали, было настолько эфемерно, в этом было много иронии, многое казалось беззаботным и временным, и мне это очень нравилось. Я с интересом и восторгом жду, какие культурные проекты появятся в следующем десятилетии. Не удивлюсь, если какие-то аспекты и образы того периода в них повторятся.

Как вы думаете, почему середина 2010-х кажется таким далеким прошлым? Чем этот период отличается от того, что мы наблюдаем сегодня?

Сейчас мир технологий кажется мне очень консервативным и одержимым только двумя категориями сервисов: платформами, которые заставляют людей в больших организациях работать больше, и инструментами для сбора данных. Мне кажется, что культура, которую насаждают венчурные капиталисты, поощряет саморазрушение и деградацию.


Конечно, я надеюсь, что в будущем победит творчество. У нас есть потенциал для возникновения необычайного биоразнообразия и в то же время есть вероятность, что все поработит Amazon. Например, нейросеть GPT-3 (Generative Pre-trained Transformer 3 — самая мощная в мире языковая модель, использующая глубокое обучение для создания текста. Это третье поколение алгоритма обработки естественного языка, созданного в OpenAI, лаборатории по изучению искусственного интеллекта в Сан-Франциско. — Прим. the Blueprint), которую мы использовали в нашем недавнем тренд-репорте, может стать инструментом для создания новой формы искусства или поэзии, но в плохих руках способна натворить много бед. В конце концов, я думаю, это произойдет. В GPT-3 нет изначально ничего хорошего или плохого, просто эту мощную технологию можно использовать по-разному. К сожалению, любые этические разговоры в сфере технологий пока очень поверхностны. Это опасная комбинация.

Лейди Черчман, Tallest Residential Tower in the Western Hemisphere, 2015

Расскажите про The DOOM! Report. Как вы его делали?

Все началось с тренд-доклада для моей консалтинговой компании Nemesis. Мы с моим соавтором Марти Каллиалой заметили, что во время изоляции у всех изменилось восприятие времени. Об этом многие говорили. Все происходило очень быстро и одновременно очень медленно. Как будто история менялась. Поэтому мы запустили опрос, в котором попросили респондентов описать будущее, настоящее и прошлое. Нам присылали очень интересные ответы, а затем наша подруга, соучредительница программы Artists + Machine Intelligence в Google AI, прислала совершенно безумный текст, который они создали с помощью GPT-3. Это было похоже на смесь Делеза и Конфуция, созданную компьютером. Очень странно и красиво.


Тогда у меня возникла идея провести ответы на мой опросник через GPT-3 и попытаться использовать эту технологию как оракул — для предсказаний будущего. Мы превратили ответы в короткие эссе и скопировали их в GPT-3. По сути, это просто текстовое поле на веб-странице, к которой у нас был доступ. И потом ты просто нажимаешь кнопку «сгенерировать», и смотришь, что получается в результате работы нейросети. После этого мы либо удаляли несколько строк и пытались сгенерировать что-то снова, либо начинали заново. А когда появлялась какая-то интересная идея, мы снова закидывали ее в генератор, и тогда происходило самое интересное. А потом просто собрали полученный материал, отредактировали его и сделали доклад.

Вы годами составляли доклады для брендов и пытались уловить новые тенденции. Может ли GPT-3 полностью вас заменить?

Если говорить об этой технологии как об инструменте прогнозирования, то она не так уж отличается от других похожих инструментов. Это может быть астрология, Книга перемен или карты Таро: все это способы поймать сигналы из будущего. Прорицания можно суммировать со своими собственными наблюдениями и таким образом предсказывать будущее или прогнозировать тренды. Наш подход к работе с GPT-3 вписывается в это общее направление. При этом я никогда не чувствовала, что GPT-3 лучше меня и мои навыки бесполезны. Да, материал, созданный нейросетью получился очень неординарным, и меня это потрясло. Многое из этого я бы никогда не смогла придумать сама. Но интерпретация культурных паттернов всегда требует коллаборации, и почему бы ей не быть с искусственным интеллектом?

И астрологи, и социологи, и экономисты признают, что сейчас время больших перемен. Ваш доклад тоже посвящен коллапсу и грядущим потрясениям. Как лично вы справляетесь со страхом перед будущим?

Очень интересный вопрос. С одной стороны, меня пугает будущее, но с другой, я настроена вполне оптимистично. Не думаю, что стоит фокусироваться на том, что все тщетно и нас ждет антиутопия. При этом многие люди по совершенно понятным причинам испытывают тревогу и стресс, так что я против «токсичной позитивности». Как и всех, меня многое беспокоит — как живет моя семья, хватит ли у меня сил на то, что мне нужно сделать. Это совершенно нормально. Но если говорить о трендах с точки зрения астрологии, есть все основания верить, что нас ждет что-то поразительное и масштабное, совершенно новые возможности.


Я вижу вокруг столько вдумчивых, целеустремленных, жизнелюбимых людей — и моих знакомых, и просто в интернете. Они очень изобретательны и невероятно быстро схватывают новое. Не сомневаюсь, что это приведет нас в потрясающее будущее. Правда, каким путем мы туда придем, я сказать не могу.



Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}