T

Интервью: Мария Луиза Фриза, куратор Gucci Garden


ТЕКСТ: Юлия Выдолоб

Куратор Gucci Garden Мария Луиза Фриза объясняет, почему модели на показах Gucci несут собственные головы, как мода формирует наше воображение и чему она учит своих студентов в университете IUAV в Венеции.

МАРИЯ ЛУИЗА ФРИЗА В gucci garden

Темный монохром (чаще всего черное), круглый вырез, массивные браслеты на обеих руках — Мария Луиза Фриза, арт-критик, куратор и профессор университета IUAV в Венеции, предпочитает одежду-униформу. Мария Луиза работала со Стефано Тонки, курировала выставки для Pitti Immaggine, консультировала Giorgio Armani, а сейчас вместе с креативным директором Gucci Алессандро Микеле отвечает за наполнение Gucci Garden, причудливого пространства во Флоренции, где галерея с историческими и современными платьями плавно перетекает в магазин и кафе звездного шефа Массимо Боттуры. Мы встретились с Марией Луизой во время июньского Pitti Uomo, когда в Gucci Garden открывались два новых пространства, и поговорили про Gucci, про развлекательную сторону современной моды и про то, чему Фриза учит своих студентов.

Поговорим о Gucci Garden. У него новаторская концепция — музей, который незаметно переходит в магазин, объединенный с кафе, и ты не понимаешь, где кончается экспонат и начинается продукт.

Да, это новая концепция, очень точно отражающая суть современной культуры. Она вытекает из того, что сейчас мы путешествуем, чтобы чему-то научиться. Gucci Garden — это магазин, но купить здесь можно что-то особенное, уникальное, то, что только здесь можно найти. Есть еда, но это лучшая еда, потому что Боттура (шеф-повар кафе Массимо Боттура. — Прим. ред.) — прославленный шеф. Есть книжный магазин, но некоторые журналы продаются только здесь. И галерея, которая объединяет элементы истории дома Gucci и его ценности. Предметы в галерее представлены не в хронологическом порядке — это скорее демонстрация того, что Алессандро Микеле (креативный директор Gucci. — Прим. ред.) хотел сказать в связи с культурным наследием бренда и культурным наследием в принципе. Потому что так делает Микеле: он всегда переосмысляет историю бренда, а посетители галереи могут посмотреть на настоящее Gucci в связи с его прошлым и подумать, каким могло бы стать его будущее. Это волшебное, удивительное место, прямо как в цитате Уильяма Блейка, и оно обращается к воображению разных людей разными способами. Это очень современная модель, и я уверена, что другие попытаются последовать ей, но это непросто.



gucci garden

Вы построили экспозицию на сочетании старого и нового: вот платье периода, когда креативным директором был Том Форд, а вот — вещь эпохи Микеле, так или иначе связанная с той. Какой ваш любимый период до Алессандро?

Моя первая любовь, так сказать, — это Том Форд. Во многом также и потому, что это привело к первому взаимодействию с Алессандро, так как Алессандро впервые позвал меня на проект, связанный с Фордом. А еще Том Форд был дизайнером, который первым глобально перезапустил Gucci, и я считаю, что он проделал невероятную работу.


gucci garden

Что вы думаете про бренд сейчас?

То, что сейчас делает Алессандро Микеле для Gucci, — это, по-моему, совершенно исключительно. И я говорю не только о коллекциях. Он полностью изменил концепцию, коммуникацию, сторителлинг. В последнем много элементов: страсть Микеле к Ренессансу, любовь к прошлому — например, к Древней Греции, но также и интерес к современному миру, панк, киборги. При этом он совершенно непредвзят. Эта свобода также видна в том, как он работает с современными художниками. Вот, например, Изабелла Котье, она совсем не мейнстримовый художник, она практически не известна — он встретил ее и понял, что ее искусство ему близко. И так началась новая коллаборация. Так же было с Коко Капитан, с Тревором Эндрю.



gucci ✕ изабелла котье

gucci ✕ Тревор Эндрю

gucci ✕ коко капитан

Что вы думаете о яркой развлекательной стороне Gucci? Ну и не только Gucci, а всей моды в целом.

Система моды очень мощная, причем сейчас она становится еще мощнее, так как мода сейчас производит не только одежду, но и культуру, бизнес, коммуникацию. Мода меняется, она стала гораздо ближе к нашей жизни, к тому, что мы любим. Мода сейчас формирует наш воображаемый мир. И успех Микеле — признанный многими людьми, с которыми я говорила, даже если они не являлись при этом покупателями, — связан с тем фактом, что он открыл вот это новое измерение в моде, очень свободно, без предубеждения, будучи очень аккуратным в своей работе.


А можно сейчас быть успешным — ну или по крайней мере замеченным, — если вы не развлекаете людей, не выходите на подиум с собственной головой под мышкой и не показываете коллекцию на кладбище?

Да, мы привыкли к тому, чтобы нас развлекали. Но показ на кладбище — это не совсем развлечение. Это куда больше связано с концепцией чуда, как ее понимали в XVI и XVII веках. А еще — с его (Алессандро Микеле. — Прим. ред.) невероятным знанием истории. И это также способ поговорить о том, что он любит. А он любит коллекционировать предметы, антиквариат, музеи, он любит механизмы, выставки, концерты и шоу. Да, это развлечения, но это также его стиль повествования. Это как писатель, у которого есть привычка употреблять определенные прилагательные, или режиссер, использующий спецэффекты. Да, верно, это развлечение. Но это часть языка.

Gucci, осень-зима 2018 

Gucci resort 2019

Gucci resort 2019

Алессандро очень любит замешивать высокое и низкое. Кутюр и классика у него сочетаются с субкультурами или с уличными художниками. Как вы думаете, почему, что он этим сообщает?

Это знак времени. Так сейчас обстоят дела. Разные вещи и картинки сочетаются в самых разных случаях. Например, здесь, во Флоренции, мы находимся рядом с галереей Уффици, и мы туда идем, смотрим на «Весну» Боттичелли, а потом выходим и видим граффити на улице. И нам нравится и то и другое, мы видим их рядом, и это нормально. Микеле с этой точки зрения сделал нечто новое, потому что в недавнем прошлом haute couture, повседневная одежда, спортивная одежда были отделены друг от друга, все было классифицировано. А если посмотреть на один из показов Gucci, вы увидите вещи со сложной вышивкой, а рядом — мальчиков в кроссовках. Так это сейчас работает, в наши дни. Наше время больше не определяется хронологической последовательностью событий. Сейчас стили и тренды перемешаны, и их много. В этом сильная сторона Алессандро. Все стараются повторить то, что он сделал, но это очень сложно, потому что он соединил разные стили и тренды в своей собственной манере. У него также свое понимание красоты, гармонии, и оно отличается от общепринятого. Но он позволяет нам войти в свой мир, и мы можем понять, в чем заключается для него красота. В ней нет ничего неясного, ее довольно легко понять, она очень внятная.



Gucci resort 2018

Вы университетский профессор. Чему вы пытаетесь научить ваших студентов в связи с современной модой и культурой, что самое важное сейчас?

Я процитирую высказывание художника Мэтью Барни. В музее Гуггенхайма была его выставка, и там он дает определение «желания и дисциплины». Это то, что я говорю своим студентам. Если вы хотите стать дизайнером, то нужно иметь страсть, желание делать это, и в этом ваша сила. Но без дисциплины талант обратится в ничто. При этом идея дисциплины не должна восприниматься как ограничение, а скорее как возможность пойти дальше, преодолеть свои границы, чтобы сделать то, что кажется невозможным. Еще нужно быть восприимчивым, любопытным. Я говорю студентам — ходите в кино, на выставки, читайте книги, даже если вы не понимаете всего, все равно — подвергаться их воздействию очень важно. Не бойтесь совершить ошибку. Всегда сомневайтесь. Если у вас будет интервью с Алессандро Микеле, не думайте о том, что бы он хотел от вас услышать, наоборот, отстаивайте свою личность, потому что именно это будет ему интересно. Ну и наконец, учитесь, учитесь, учитесь. Я была юной бунтаркой, в какой-то момент перестала учиться, у меня родился ребенок, я жила в лесу, так что моя культура в большой степени связана с тем, чтобы быть среди людей, которые знают больше, чем я. И я говорю студентам — не ищите того, кто знает меньше вас, чтобы выделяться на его фоне. Наоборот. Я считаю, что учеба — удивительное время, и все, что вам нужно делать в это время, — это учиться. Наслаждайтесь этим.


Алессандро микеле с марией луизой в gucci garden

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}