MUSIC ISSUE
Новая волна
ТЕКСТ:
КРИСТИНА МАЙЕР
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Едва ли не самая «электронная» обложка музыкального альбома в истории — придуманная пост-панк-группой, любимая дизайнерами, знакомая каждому. Кристина Майер присмотрелась к волновому графику повнимательнее.
Музыкальный мерч, как показывает практика, прекрасно живет в отрыве от самой музыки. По меткому наблюдению коллег из Independence, чтобы носить культовую футболку Ramones, не обязательно даже знать, кто спел Hey Ho Let’s Go. Подсказываем — ответ написан прямо на футболке. Бывают, однако, задачки и посложнее. Вот, например, вписанный в вертикальный прямоугольник скалистый ландшафт, нарисованный радиоволнами на черном фоне, — все вы наверняка видели идеальный минималистичный принт, отлично ложащийся на футболку, худи, сумку-шопер, картонный конверт с виниловой пластинкой. Да, именно пластинка Unknown Pleasures манчестерской пост-панк-группы Joy Division в 1979 году стала мощнейшим ретранслятором этого визуального сигнала. Зародился он, как сказали бы фанаты вышедших чуть раньше «Звездных войн», «в далекой, далекой галактике», а не затухнет как будто бы никогда.
УДОВОЛЬСТВИЯ ПРОМЗОНЫ
![Манчестер](/upload/29669/vms/2c819b9103b422028499d84351b863c8_small.jpg)
![Манчестер](/upload/29669/vms/d387787326594b245fd446246bd8402d_small.jpg)
Музыкальный гений, очевидно бродивший по Туманному Альбиону всю вторую половину XX века, посещал едва ли не каждый крупный город в свое время: в 1960-х подарил Ливерпулю рок-н-ролльный феномен The Beatles, в 1970-е обронил в Лондоне самый надрывный панк, в 1990-х превратил Бристоль в столицу трип-хопа. Экономически депрессивному постиндустриальному Манчестеру и музыка досталась не самая веселая — здесь дети внезапно и массово деклассированных фабричных рабочих в промышленных масштабах начали производить пост-панк. И именно группу Joy Division, записавшую всего два альбома — в 1979 и 1980 годах, — можно смело считать пионером движения.
![Британские панки, 1982](/upload/29669/vms/6a884c3e21344350cf14db8d4a635d3f_small.jpg)
![Иэн Кертис](/upload/29669/vms/5fc0f8705e4d7e482775deb5421ffdc1_small.jpg)
Иэн Кертис
Строго говоря, началось все еще в 1976-м, когда бас-гитарист Питер Хук и электрогитарист Бернард Самнер, вдохновившись манчестерским концертом Sex Pistols, решают собрать музыкальную группу — позже, буквально «по объявлению», они найдут барабанщика Стивена Морриса, но первым делом — вокалиста, подростка-эпилептика, гениального лирика и харизматичного фронтмена — Иэна Кертиса. Первое название коллектива — Warsaw, отсылающее ко всеми любимому Дэвиду Боуи и его треку Warszawa, окажется частично занятым коллегами-панками из Warsaw Pakt. И в итоге будет выбрано куда более радикальное Joy Division — так называли бордели при концлагерях в полупорнографическом романе «Дом кукол» израильского писателя Ехиеля Динура. Провокационное название в итоге принесет группе стремительный успех — но едва ли счастье. В 1980-м, после записи, но еще до выхода второго альбома, Иэн Кертис покончит с собой, и группа прекратит существование. Однако их музыкального и эстетического наследия хватит еще практически на полвека.
Британские панки, 1982
![Иэн Кертис](/upload/29669/vms/dd2d1a7e43cfd8d32467d24cc5b16db6.gif)
КАРТИНКА ИЗ КОСМОСА
Вероятно, никак не меньше названия группе помог правильный выбор лейбла. Основатель Factory Records Тони Уилсон пообещал музыкальному коллективу полную свободу и выделил им в помощь пару толковых профессионалов — продюсер Мартин Ханнет отвечал за оригинальный таинственный звук, а 22-летний графический дизайнер Питер Сэвилл создал первую и сразу культовую обложку.
![Мартин Ханнет](/upload/29669/vms/d02f9ed223647cd3f2140e9d39ec31ee_small.jpg)
![Unknown Pleasures](/upload/29669/vms/d3c9980d64196772479db82d44ac9a11_small.jpg)
Обложка альбома “Unknown Pleasures”
Мартин Ханнет
![Питер Сэвилл](/upload/29669/vms/af0cf6a908c111e6f180c043c00a05e9_small.jpg)
Подвиг Сэвилла, к слову, был в том, чтобы не сделать практически ничего — ни на лицевой, ни на оборотной стороне не было даже названия группы или альбома. Довольно странная история для дебюта. Сам Питер рассказывал: «Название на лицевой стороне просто не казалось необходимым. Я спросил об этом, и мы решили, что так делать не стоит. Это был момент постпанка, и мы были против раздутой звездности. Группа не хотела быть поп-звездами. Мы были в том возрасте, когда покупают пластинки, и название не нужно. Это покровительственно по отношению к своей аудитории». Все, что было, — тот самый рисунок. Но и к нему Сэвилл не имел никакого отношения, принесли картинку сами музыканты, увидевшие эту иллюстрацию в Кембриджской астрономической энциклопедии. В энциклопедию рисунок попал из журнала Scientific American, а в журнал — из докторской диссертации американского астронома Гарольда Д. Крафта-младшего в Корнеллском университете. Если вам очень интересно или хочется блеснуть осведомленностью в астрономии, запомните — перед вами графическое отображение радиоволн, излучаемых первым открытым астрономами пульсаром — PSR B1919+21 (раньше он назывался CP 1919), расположенным в созвездии Лисички. Сэвилл был впечатлен: «Это был первый и единственный раз, когда группа дала мне что-то, что они хотели бы использовать для обложки. Они дали мне название, но я не слышал альбома. Волновой рисунок был настолько уместен... Он плотный, как барабанная дробь Стивена Морриса, но в то же время плавный: многие считают, что это сердцебиение», — продолжал Сэвилл в том же интервью для The Guardian.
Joy Division хотели чтобы обложка была белой. Но Factory Records были довольно консервативной институцией, в которой музыканты занимаются музыкой, а дизайнеры — дизайном. «Группа просила сделать обложку белой снаружи, а я просто не мог этого представить. Боялся, что это будет выглядеть дешево. Я был убежден, что в черном цвете это выглядит сексуальнее. Это радиоэнергия из космоса. А космос всегда черный».
Питер Сэвилл
![Unknown Pleasures](/upload/29669/vms/61885aa0bfc90b8c5c7b0df970dd2927_small.jpg)
Иллюстрация из Кембриджской астрономической энциклопедии
ВОЛНЫ ПОВСЮДУ
![Unknown Pleasures](/upload/29669/vms/db60c68f6f0c85d1c47c1bf66a53406b_small.png)
Группа с трагической историей фронтмена уже в 1980-е вполне ожидаемо стала культовой у подростков, а вот дизайнеры всерьез обратили внимание на Unknown Pleasures лишь в следующем тысячелетии. Первым, в 2003-м, рванул в созвездие Лисички бельгийский вундеркинд моды и любитель заигрывать с андеграундом Раф Симонс, выпустив коллаборацию с Питером Сэвиллом и назвав ее при этом в честь второго альбома — Closer. В 2005-м сотрудничество Сэвиллу предложили уже Supreme, понаделавшие футболок и скейтов, и в результате принт окончательно оторвался от альбома, группы и музыки вообще. Куртки, сумки, ковры с волновым пейзажем выпускались легально и подпольно — на любой вкус и кошелек. Впрочем, для коллекционеров особняком стоит самая дикая апроприация наследия Joy Division, предпринятая корпорацией Disney. В 2012 году внимательные покупатели обнаружили футболку с Микки-Маусом в эстетике Unknown Pleasure в диснеевском интернет-магазине. Описание было вполне беззастенчивым: «Вдохновленная легендарной обложкой альбома... эта футболка с волновым Микки-Маусом сочетает образ Микки с графическим отображением пульса звезды. И это уместно, ведь мало какая звезда излучает волны мощнее, чем Микки». Всего через несколько дней представители компании решили, что отсылка к альбому молодого самоубийцы и к группе с крайне провокационным названием не столь уместна, как им сперва показалось. Так что теперь найти эту футболку можно разве что на eBay.
Raf Simons x Питер Сэвилл
![](/upload/29669/vms/3856054de77e6eaced21d5021295720c_small.webp)
![Unknown Pleasures](/upload/29669/vms/44fccba02ab98e5201c1b10f7a702d5d_small.jpg)
Supreme x Питер Сэвилл
Disney
![Joy Division](/upload/29669/vms/922b586bb3ad7fa5efc727bdb392cdd7_small.jpg)
![](/upload/29669/vms/a3b37e3704a2525d572c94d84dc902da_small.png)
![Скриптонит](/upload/29669/vms/4e77d66f8973de06ff5964a964804c2b_small.png)
![](/upload/29669/vms/e5e3793c7f6dc3520f60dbb87bad9e4a_small.png)
алфавит скриптонита
история обложки Joy division
I Feel Love. Как Донна Саммер научила нас любить
Муся Тотибадзе — про новый альбом и старые песни
Что слушают модные герои и друзья The Blueprint
MUSIC ISSUE ВЫПУЩЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ЯНДЕКС МУЗЫКИ
12 ДЕКАБРЯ 2023
0