Blueprint
T

Маска,
я вас знаю

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

3 мая выходит новый альбом Сиа. Несколько синглов (например, с Кайли Миноуг) уже доступны к прослушиванию, впереди же — полноформатная пластинка, которую фанаты певицы ждали три года. В день выпуска Reasonable Woman вспоминаем, чем же Сиа так откликается миллионам слушателей.

Парик и пакет

Гуттаперчевая девочка в белом парике танцует в пустынной квартире под заливистые откровения о горьком опыте употребления алкоголя — 2014 год прошел под Chandelier певицы Сиа (с тех пор его прослушали на стримингах более 50 миллионов раз). От юной танцовщицы Мэдди Зиглер, как и от музыки, оторваться было совершенно невозможно. А вот виновницу торжества, которую мечтал снять на обложку весь мировой глянец, никто в глаза не видел. На сцену во время церемонии «Грэмми» в 2015 году вместо Сиа выйдет Мэдди, а певица исполнит свой главный хит, не выходя из-за кулис. И лишь в конце года на шоу Эллен Дедженерес она на мгновение приоткроет лицо, скрытое черно-белым париком, а на сцене покажет его еще через полгода во время концерта в Колорадо, но это можно считать скорее разовой акцией. Промоутируя альбом This is Acting в 2016-м, Сиа от парика перейдет к крафтовому пакету на голове. В нем же она будет сниматься для журналов, выступать на фестивалях и просто много шутить. Да и сам альбом будет большой шуткой — Сиа составит его из отвергнутых звездами песен.

Клип Chandelier

Мэдди Зиглер и Сиа

Хит за 14 минут и психотерапия для Кристины Агилеры

Уроженка австралийской Аделаиды и дочка рано ушедшего из семьи музыканта, 18-летняя Сиа Кейт Изобель Ферлер в 1993 году работала в местном кафе, где познакомилась с Crisp, группой местных хип-хоп- и соул-музыкантов. И без ложной скромности заявила, что станет их новой вокалисткой. Предложение ребят обескуражило, а потом, как говорил основатель группы Джесси Флейвелл: «Она начала петь, и мы все замерли. Почувствовали, что это то, что нам нужно».


В 1997 году Сиа переехала в Лондон, где сошлась с трип-хоп-проектом Zero 7, сотрудничество с которым растянулось на десяток лет (их «тягучий» звук идеально дополнит вокальные возможности певицы). Прорывным треком в их совместной карьере станет Breathe Me (кстати, на лайв-записи 2007 года Ферлер выступала с блондинистым бобом, правда, натуральным), который подсветит финальную сцену культового сериала «Клиент всегда мертв». Пыталась она запустить и сольную карьеру, обозначив скоп любимых жанров — джаз, соул и электронику. Но в итоге к началу 2010-х стала зарабатывать тем, что называется ghostwriting — написанием текстов песен для больших звезд. В разное время ее «клиентами» становились Адель, Рианна, Бритни Спирс, Кэти Перри и Бейонсе. И в отличие от обычно остающихся в тени коллег Сиа никогда не скрывала этого факта своей биографии. Однажды она даже призналась: «Когда я начала писать для поп-музыкантов, я подумала: “Ух ты, это невероятно просто”. Весь процесс оказался элементарным, почти наивным». Ей сложно было бы поверить, если бы не подтвержденный свидетелями факт, что песня Рианны Diamonds была придумана в студии за рекордные 14 минут.


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Первая пластинка Sia

Впрочем, лучше всего Сиа удавались душещипательные баллады, часто написанные по свежим следам переживаний заказчика. Так, например, случилось с Кристиной Агилерой (которая, к слову, была фанаткой Zero 7), получившей от Ферлер композицию-молитву о материнской любви All I Need, посвященную старшему сыну певицы Максу. «Она сидела и проводила мини терапевтический сеанс с Кристиной» — так в интервью The New York Times описывал процесс работы Сэм Диксон, соавтор и продюсер песен Сиа.

Клип Big Girls Cry

Откровенность и зависимости

Самой Сиа тоже есть о чем рассказать. И она делает это с последней прямотой. Проблемы с алкоголем начались еще на заре ее музыкальной карьеры — экстравертный соул давался ей только после значительного количества алкоголя, а в 1997 году, после смерти любимого человека, певица перешла к наркопотреблению. Дальше шла череда завязок и срывов, приводивших даже к попыткам суицида, — последние всегда приходились на моменты, когда слава норовила подступить к Сиа поближе. Как, например, в 2005 году, во время написания хита Breathe Me с группой Zero 7. Следующий срыв после длительного затишья придется на начало 2010-х, будто начиная обратный отсчет перед выходом Chandelier. Тогда случайный звонок подруги спасет Сиа от желания свести счеты с жизнью, и певица отправится в клинику на восстановление.


Последний релапс и следующая за ним попытка суицида случится после выхода фильма «Мьюзик». Отчасти автобиография, а отчасти вымышленная история куклы-певицы с Кейт Хадсон и Мэдди Зиглер в главных ролях (2021) провалилась в прокате и подверглась критике за некорректное изображение людей с расстройствами аутического спектра. Сиа появится в эфире только через два года и в подкасте Rob Has a Podcast расскажет и о произошедшем, и о том, что за это время ей самой в рамках терапии диагностировали расстройство аутического спектра. Что буквально перевернуло ее жизнь: «осознание нейроатипичности — возможно, что одна из величайших вещей, так как никто и никогда не сможет узнать вас и полюбить, пока вас переполняют секреты и чувство стыда». И еще одна цитата от прямолинейной и откровенной Сиа: «45 лет я думала — “пора бы надеть костюм человека”, и только за последние два года я почувствовала себя полностью собой».


Личные перипетии и свойственная Сиа эмпатия помогают ей сходиться с самыми разными людьми. А еще делают ее композиции вроде Unstoppable и The Greatest максимально поддерживающими и вдохновляющими для тех, кто так же, как и сама Ферлер, зачастую не могут найти выход из круговорота зависимостей. Сама она, впрочем, уверяет, что с этим покончено.

Разумная женщина

Так называемая эволюция стиля Сиа на самом деле отражает ее путешествия по музыкальным жанрам. Наивные микрофутболки с принтом и капри с карманами карго сопровождали ее в эре соула и хип-хопа; период сотрудничества с Zero 7 отметился более «лондонским» настроением с атрибутами инди-звезды тех лет — удлиненными блейзерами, тонкими ремнями на талии и объемными шарфами. После Chandelier сценические образы Сиа становились все более продуманными, а на красных дорожках она стала отдавать предпочтение черно-белым графичным образам, выбирая накрахмаленные платья-рубашки, строгие костюмы-двойки или структурные кейпы. Во времена «Мьюзик» Сиа стала грешить чрезмерно яркими и почти мультяшными образами. Новый же альбом посвящен разумной женщине (на обложке Reasonable Woman на Сиа мандариновй блейзер), а в числе его коллабораторов значатся и глыбы бизнеса вроде Кайли Миноуг и Пэрис Хилтон, и молодая кровь вроде рэп-экспериментаторши Тьерры Вак и новой надежды соула Labrinth. Похоже, нас ждут песни повзрослевшей Сиа, которая больше не скрывается под пакетами и париками. Но, надеемся, по-прежнему говорит только правду.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}