Blueprint
T

Полная панамка

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

2 мая выходит пятый студийный альбом шведского хип-хоп-исполнителя Yung Lean Jonatan — так артиста зовут на самом деле. Специально для The Blueprint музыкальный критик Александр Глазков рассказал о том, кто он такой, чего ждать от его нового альбома и за что его любят.

От фантазий об американской роскоши…

Юнатан Леандёр Хостад родился 18 июля 1996 года в семье шведских интеллигентов — известного поэта, писателя-фантаста и переводчика Кристофера Леандёра и дипломатки Эльзы Хостад. В конце 1990-х его мать занималась вопросами защиты прав человека в Беларуси, из-за чего первые три года жизни Юнатан провел в столице страны Минске. Позже семья переехала в квартиру на Седермальме — районе и острове в центре Стокгольма, где будущий артист и провел детство.


Однако шестнадцатилетнего Леандёра тянуло в сторону от созерцательности скандинавской культуры — прямиком к кипящему котлу американского хип-хопа, чья эстетика насквозь пропахла деньгами, наркотиками и культом успеха — в противовес шведской скуке. В интервью для The Fader Юнатан говорил: «К 21 году люди в Швеции считают, что жизнь уже закончилась, что они просто будут работать до конца своих дней».

Впрочем, в 2012-м, на старте карьеры, Леандёр мог только мечтать о размашистой жизни рэп-звезды. Из-за несовпадения желаний и реальности в его творчестве можно было найти странную двойственность. С одной стороны, тексты ранних треков Юнатана были похожи на сборник клише из работ его коллег-современников вроде A$AP Rocky и Chief Keef: «Я лежу в отключке на этой пачке денег» в Greygoose, «Спортивная сумка денег, полная героина» в Hurt. С другой, от лица белого подростка, выросшего далеко не в гетто Нью-Йорка, такие грязные строчки звучат настолько неубедительно, что было необходимо подчеркнуть абсурдность, сюрреалистичность их контекста. Леандёр читает (а иногда и очень фальшиво пропевает) свои тексты надменно-уставшим голосом под медленные и воздушные биты, словно отдаляясь от собственной речи и смешивая рассказы про потребление холодного чая с нарочитыми рэперскими бравадами в духе «Я взрывоопасен, будто Альфред Нобель», что комично само по себе. Как и мемные клипы, в одном из которых Юнатан, одетый в нелепую панамку, стеснительными движениями пытается подражать танцу культового андеграунд-рэпера Lil B.

Публику заинтересовал этот баланс между ироничностью, неловкостью и самоуверенностью, из-за чего Yung Lean достаточно быстро стал героем горячих обсуждений: его дебютный микстейп Unknown Death 2002 в 2013 году попал в список «10 самых недооцененных микстейпов года» от журнала VIBE, а выход альбома Unknown Memory 23 сентября 2014-го послужил поводом для большого турне по Северной Америке на полтора десятка городов, ставшего для артиста переломным событием в его карьере.

Ginseng Strip 2002, 2013

…до интерпретаций «Алисы в Стране Чудес»

«Когда ты попадаешь в Штаты, а тебя встречают в аэропорту, дают тебе деньги и наркотики, ты просто слетаешь с катушек», — рассказывал Юнатан. Восемнадцатилетний артист приехал в страну своих грез в декабре 2014-го, а покинул — в апреле 2015-го. Закончив с концертным туром в конце декабря, Леандёр захотел остаться в США (конкретно — в Майами) еще на некоторое время, чтобы записать новый альбом Warlord и потусить с друзьями — в частности, с Бэрроном Мачатом, организатором североамериканских концертов Юнатана и владельцем инди-лейбла Hippos in Tanks, который в первой половине 2010-х выпускал альтернативную музыку в спектре от Grimes до Дина Бланта.

Творческие процессы достаточно быстро сошли на нет, вместо этого возникли коктейли из марихуаны, ксанакса, метамфетаминов и прочей запрещенки. Такой полинаркотический набор производил сильное воздействие на неподготовленный мозг молодого Леандёра — у него регулярно случались психозы и приступы паранойи, он начал носить с собой нож, а один раз даже попал в больницу — из-за того, что во время прихода разбил головой зеркало в ванной и сильно порезался. Уже в палате Юнатана одолевали мысли о том, что диск с его альбомом, оставшийся в квартире Мачата, обязательно украдут, а музыку оттуда — сольют в сеть. Именно поэтому он попросил Бэррона как можно скорее привезти ему злосчастный CD. Злосчастный потому, что Бэррон, направляясь к Юнатану на машине, был угашен ксанаксом и, не справившись с управлением, на полной скорости врезался в светофорный столб. Он умер на месте — в загоревшейся машине.

Вскоре после инцидента Леандёр вернулся в Швецию и потратил несколько месяцев, восстанавливаясь от американских каникул: сначала в загородном доме родителей, затем — работая на фабрике по производству шампуня («Просто стоял и давил на кнопки»). Во многом поэтому долгожданный Warlord вышел только в начале 2016-го — с отставанием от плана примерно на год. На этой пластинке Юнатан звучит намного жестче и холоднее, чем на своих ранних релизах. Он уже не испытывает ложных надежд насчет дикого мира американского хип-хопа с его наркотическим ритмом жизни. «Просыпаюсь, полон алкоголя / Просыпаюсь — мир вокруг так пуст», — пропевает Леандёр в песне Hoover; схожие по тематике работы наполняют весь альбом — например, хиты Afghanistan и Miami Ultras.

Warlord, 2016

Впрочем, на будущих альбомах (Stranger, Starz) обмороженная атмосфера Warlord вновь уступила место мечтательному сюрреализму — разве что теперь Yung Lean не набрасывал на себя шкуру хастлера из Флориды, а просто перекладывал в творческую форму образы из собственного воображения. «Театр псов, как прежде, тут / И моя мебель ожила / С свечой танцую ночью я / Воздушный змей парит, и ворон за окном», — поет Юнатан в напряженно-меланхоличной Agony, которая, по словам артиста, является его интерпретацией диснеевской «Красавицы и Чудовища» (отсюда образ танца со свечой/подсвечником — candlestick) и «Алисы в Стране чудес».

Stranger, 2017

Starz, 2020

В другом амплуа фантазии Леандёра раскрываются в клипе на песню Boylife in EU. Арт-дирекшн работы полностью основан на детских рисунках артиста, и образы там по-настоящему психоделичные: герои клипа, одновременно друзья и коллеги Юнатана, ходят по замкнутой комнате в черно-желтую клетку — на одного (Yung Sherman) надета ушастая балаклава с фигурой кота Гарфилда на лицевой части, на другого (Bladee) — розовая блузка с корсетом, вместо левой кисти руки у него гигантские белые когти, а в правой он держит старомодный дамский зонтик.

Boylife in EU, 2020

Отбросить псевдонимы 

Впрочем, пока в 2015 году продюсеры Юнатана — Yung Gud и Yung Sherman (втроем они образовывают объединение Sad Boys) — корпели над шлифовкой альбома Warlord, сам артист не только жил размеренную жизнь в реабилитации, но и понемногу возвращался к творчеству. Ему нужно было создать новый музыкальный проект, в котором он смог бы искренне выражать себя, без опоры на трендовые звучания и ожидания фанатов. Юнатан всегда был меломаном, чей плейлист делили, например, Radiohead, андеграунд-рэпер SpaceGhostPurpp и датские синти-панки Vår. Более того, Леандёр начал расширять свое жанровое и проектное портфолио еще до поездки в Штаты — так, в 2014-м он вместе с Yung Gud создал диджитал-панк группу Död Mark, исполняющую песни на шведском.

Bliss, 2022

А в 2015–2016 годах ему понадобился новый псевдоним, чтобы уйти от образа рэпера. Если никнейм Yung Lean имел двойственное происхождение, отсылая одновременно к наркотическому напитку «лин» — смеси спрайта и кодеинового сиропа от кашля — и собственной фамилии, то jonatan leandoer96 (ранее — jonatan leandoer127) избавлен от любых сомнительных коннотаций — это буквально имя, фамилия и год рождения музыканта. У записей, выходящих под этим именем, нет строгих жанровых рамок — как правило, это мягкие и плохо записанные фолк- и поп-песни, стилистически отсылающие к музыке конца 60-х — начала 70-х, но часто приправленные деталями современного продакшна — синтезаторами, семплами ударных из драм-машин и т.д. Неудивительно, что для воссоздания такого звука на альбоме Blodhundar & Lullabies Юнатан позвал Иоакина Бенона из культовой шведской инди-поп-группы jj, для которой тоже важно поп-звучание прошлых эпох.

Blodhundar & Lullabies, 2020

Грядущий альбом Yung Lean Jonatan, по словам артиста, пытается окончательно размыть границу между двумя его творческими амплуа. В клипе на сингл Forever Yung один Юнатан кладет в гроб другого. Первый — слегка неопрятный, покрытый блондинистой щетиной и одетый в простую рокерскую кожанку, второй — в королевских одеяниях и с перекошенной короной на голове. Позже первый устраивает парад переодеваний, как бы отказывая публике в любой фиксации собственной идентичности. Юнатан Леандёр — это спектр от метросексуального сутенера до ранимого парня в спортивках (последнего можно увидеть в клипе на Babyface Maniacs).

Jonatan, 2025

Babyface Maniacs, 2025

Очень странный,
но гламурный подонок

На протяжении всей своей карьеры Юнатан находился в центре внимания модников за свою запоминающуюся внешность и легкое отношение к самым неочевидным и даже кэмповым образам. В середине 2010-х даже сформировалась субкультура сэдбоев — молодых ребят, воспевающих грусть, одевающихся в стритвир и, что особенно важно, носивших панамки. Именно благодаря Юнатану они вошли в обиход модных (и грустных) подростков целого поколения.

Сегодня же главный отличительный знак артиста — его безумные прически, которые всегда остаются короткими. То это маллет с кудрявым хвостом и «выглаженной» под полубокс челкой в клипе на песню Bliss, то гигантский пробор, сделанный машинкой для волос по всему периметру черепа, — благодаря ему Юнатан даже чем-то напоминает Малефисенту. Выбор одежды, конечно же, помогает усилить эффект от экстравагантной стрижки: в том же клипе на Bliss Юнатан, несколько тучный мужчина, специально надевает обтягивающую футболку и джинсы, будто собрался жарить шашлыки, а не выводить на свидание (в рамках клипа) FKA twigs в роскошном, чуть ли не свадебном белом платье. Удивительно, что Леандёр при всей его любви к моде не участвует в модных показах — разве что фотографируется для журналов и промо брендов, как, например, для коллаборации Chimi и Koenigsegg.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}