T

СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ «ОПАСНАЯ РОЛЬ ДЖИН СИБЕРГ»

27 февраля в российский прокат выходит картина «Опасная роль Джин Сиберг» с Кристен Стюарт в главной роли. Фильм рассказывает о жизни кинозвезды во второй половине 1960-х, когда за ее жизнью пристально, но не слишком деликатно следили агенты ФБР. Мы выяснили, как режиссеру и художнику по костюмам удалось воссоздать на экране дух времени и образ одной из важнейших актрис французской «новой волны».

читайте также

Ранним утром 30 августа 1979 года Джин Сиберг — всемирно известная актриса, звезда «На последнем дыхании», главного фильма «новой волны» — пропала в Париже. Муж Сиберг, актер алжирского происхождения Ахмед Хасни, заявил полиции, что накануне вечером они вдвоем были в кино и с Джин «вроде бы все было хорошо». Но проснувшись утром в 6 часов, Асни не обнаружил жены рядом — исчезли также ее сумочка с документами и барбитураты, которые она принимала по предписанию врача.


Поиски продолжались десять дней, пока внезапно, в переулке в фешенебельном XVI округе, неподалеку от квартиры, где жили Джин и Ахмед, не был обнаружен белый «рено» актрисы, а внутри — ее тело, завернутое в голубой плед. Рядом нашли семь пустых упаковок из-под таблеток и пустую бутылку минеральной воды, а в бардачке — сумку с документами и запиской на французском, адресованной сыну Диего, которому на тот момент было 17 лет. «Прости, я больше не могу жить со своими нервами», — говорилось в послании.

Как молодость стала модной: культура после майских демонстраций 1968-го

Некоторые обстоятельства случившегося так и остались непроясненными. Например, в крови Джин обнаружили алкоголь, но в машине бутылок не было. А сам автомобиль кто-то предположительно подогнал к месту, где его нашли. Многое указывало на то, что перед смертью актриса была не одна, но ни полиция, ни близкие не сомневались в том, что ушла из жизни Джин Сиберг — на момент смерти ей было всего 40 лет — все-таки по собственной воле.


Бывший муж актрисы и отец ее сына, французский писатель Ромен Гари, созвал после смерти Сиберг пресс-конференцию, на которой без обиняков заявил, что Джин хотела наложить на себя руки много раз и что виновато в этом ФБР, которое травило кинозвезду в конце 1960-х за то, что Сиберг поддержала движение за гражданские права. «После всего этого у нее началась душевная болезнь», — сказал журналистам Гари.

Судьба человека

Именно о тех трагических месяцах, когда Джин Сиберг находилась под неусыпным контролем спецслужб — о месяцах, которые она, вероятно, так никогда и не смогла забыть и которые наложили такой серьезный отпечаток на всю ее жизнь, — и рассказывает новый фильм «Опасная роль Джин Сиберг», в котором саму Джин играет Кристен Стюарт. «Все наследие Джин оказалось будто в тени, — говорит режиссер картины, австралиец Бенедикт Эндрюс. — И, вполне возможно, произошло это из-за тех событий, о которых мы рассказываем. Я чувствовал, что просто обязан пролить свет на эту часть жизни Джин, показать, как несправедливо с ней поступили... И с политической, и с культурной точки зрения это невероятно важная история, и она к тому же очень перекликается с тем, что в происходит с миром и с нами сейчас».

По сюжету фильма Сиберг, кинозвезда с мировым именем, известная по роли Жанны д’Арк в исторической драме конца 1950-х «Святая Жанна» и по французским картинам «Здравствуй, грусть» и «На последнем дыхании», живет между Лос-Анджелесом и Парижем. Во Франции у нее маленький сын и муж (роль Гари сыграл Иван Атталь), чувства к которому, кажется, охладели. За океаном — большой дом с бассейном и Голливуд — его Джин надеется покорить так же легко, как французских режиссеров. На рейсе в Калифорнию, по дороге на очередные пробы, актриса знакомится с активистами, борющимися за права чернокожих в США, в частности, с бывшим участником «Нации ислама» Хакимом Джамалом, основавшим движение за права чернокожих под названием United Slaves. В Лос-Анджелесе у них завязывается роман, Джин начинает близко общаться как с соратниками Джамала, так и с «Черными пантерами». И мгновенно попадает в поле зрения ФБР, подписав себе тем самым и психиатрический диагноз, и в конечном итоге смертный приговор.



читайте также

Почему женские короткие стрижки до сих пор шокируют?

Портрет эпохи

С историческими фактами картина обращается достаточно вольно, слегка исправляя реальность в угоду драматургии. Куда деликатнее Эндрюс и его команда обращаются с духом времени — начиная от застольных разговоров и заканчивая деталями интерьера и костюмами. И это при том, что бюджет фильма, по признанию самого режиссера, был довольно скромным. «Мы не очень-то многое могли себе позволить, — признается Бенедикт Эндрюс. — Например, в то же самое время в Лос-Анджелесе снимали еще один фильм про конец 1960-х (имеется в виду «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино. — Прим. The Blueprint) с бюджетом раз в 12 больше нашего. Как-то раз я возвращался домой в три часа ночи, и на Голливудском бульваре путь мне преградил кортеж из автомобилей 1960-х годов. Я целых восемь минут ждал, пока проедут все машины, которые были в распоряжении той другой съемочной группы, и вспомнил, как мы на наших съемках вновь и вновь пускаем в дело два наших старых авто».

Зато у Эндрюса был художник по костюмам Майкл Уилкинсон, номинант на «Оскар» за работу над фильмом «Афера по-американски» (2015), действие которой происходит в 1970-е. Все тот же Уилкинсон приложил руку и к нашумевшим недавним «Джентельменам» Гая Ричи и к его же «Аладдину», а также, например, к драмеди «Джой», где Дженнифер Лоуренс играет бизнесвумен из 1990-х. В общем, понятно, что Майкл способен одеть как героев восточной сказки, так и актеров в байопике кинозвезды 1960-х.


Джин Сиберг в исполнении Кристен Стюарт в «Опасной роли...» меняет наряд практически в каждой сцене. Всего Уилкинсон подготовил для нее 28 костюмов. Некоторые из них, правда, появляются исключительно на рейлах: например, в сцене, где Джин снимают для модного журнала; или в эпизоде в нью-йоркском гостиничном номере, в котором Джин собирается на вечеринку.

Энциклопедия стиля

Актриса и в самом деле любила моду и красивые вещи. Уроженка Айовы, она переехала в Париж в конце 1950-х, выйдя замуж за французского кинематографиста Франсуа Морея. Два года спустя Джин рассталась с мужем — но не с Францией. В 1960-м она появилась на экранах в криминальной драме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Фильм, в котором Сиберг досталась роль Патриции, юной, но независимой и коварной американской журналистки в Париже, прогремел на весь мир, а позднее стал считаться одной из главных картин «новой волны» — и чуть ли не ее программным манифестом. Джин, изящная, с революционной по тем временам ультракороткой стрижкой, мгновенно получила статус иконы стиля, а в сознании публики стала одной из тех, с кем ассоциируется пресловутый «парижский шик» — не помешало ни место рождения, ни отсутствие хотя бы капли французской крови.

Джин Сиберг в платье Givenchy в фильме «Здравствуй, грусть»

Джин Сиберг в очках Chanel

Джин Сиберг в платье Guy Laroche для журнала LIFE, 1959

Во Франции актриса провела почти все 1960-е и 1970-е годы. Она много снималась у местных режиссеров и в американо-французских фильмах (хотя ни одна из картин тех лет так и не повторила успеха «На последнем дыхании») — а также стала одной из преданных клиенток французских домов моды. «Она носила одежду всех лучших дизайнеров того времени, — рассказывает Майкл Уилкинсон. Художник потратил несколько месяцев на то, чтобы в деталях изучить жизнь и гардероб Джин. — Yves Saint Laurent, Chloe, Givenchy — и это далеко не полный список». В числе фаворитов Сиберг были и Chanel, и Pierre Cardin, и Sonia Rykiel, и Guy Laroche, и Emmanuel Ungaro. Юбер де Живанши одевал ее для фильма «Здравствуй, грусть», а Ив Сен-Лоран создал костюмы к американскому триллеру «Момент за моментом», в котором Джин снялась в 1965-м.

читайте также

Катрин Денев и Жанна Моро в фильмах Франсуа Трюффо

Некоторые наряды Джин Сиберг в фильме «Опасная роль...» скопированы с реальных — но таких, по признанию Уилкинсона, не слишком много. Это, например, полосатая рубашка, в которой героиня приходит на барбекю в школу для чернокожих детей, и широкая мужская рубашка, в которой Джин готовится к съемке для модного журнала.


Большинство костюмов художник и его команда придумали и создали сами — для пошива они использовали винтажные ткани и отделку. Но не обошлось и без сотрудничества с винтажными магазинами — несколько вещей были взяты там напрокат — и модными брендами. Так, дом Chanel (Кристен Стюарт его амбассадор) предоставил для съемок жакет в стиле 1960-х, а Roger Vivier — три пары лодочек с пряжками, которые Кристен носит практически весь фильм. Благо пары разных цветов и гармонируют со всеми нарядами.



Забавный факт: называется эта модель Belle Vivier и посвящена другой кинозвезде 1960-х — Катрин Денев. Именно такие туфли носит ее героиня в картине «Дневная красавица» (Belle de Jour). Режиссер «Опасной роли...» Бенедикт Эндрюс пришел от туфель в такой восторг, что попросил оператора почаще снимать их крупным планом. «Да, сюжет фильма трагический, — рассуждает художник Майкл Уилкинсон. — Но в то же время он отдает дань жизнелюбию Джин Сиберг, и это тоже важно».

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":20}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}