То-Чаво-Не-Может-Быть
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Сказки в моде. Совсем недавно мы рассказывали, как они захватили российское искусство; что творится в кинопрокате вы, наверное, видели сами. Тренд не обошел вниманием и видеоигры — проекты с фольклорными мотивами выходят все чаще, так что сейчас самое время поиграть за Василису Прекрасную или колдунью. Впрочем, встречаются в играх персонажи и более любопытные. Иван Чекалов собрал пять самых интересных фольклорных героев из пяти российских игр последних лет — и рассказал, как миф перекладывается на экраны компьютеров и игровых консолей. А напоследок оставил игру-бонус (спойлер: в ней есть ящеры).

Человеколось
«Человеколось» (2017)
Студия: Morteshka
Доступно на ПК, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One, PlayStation Vita, iOS, Android
«На широких крыльях песни унесу вас в край преданий, пусть слова мои, как зерна, в вашем сердце прорастают» — с этого белого стиха начинается дебютная игра пермской студии «Мортёшка» «Человеколось». Персонаж из заглавия, как и прочие герои этой очень короткой, но невероятно красивой истории, прибыл из финно-угорского фольклора. Еще конкретнее — из мифологии народов коми. Человеколось — это сын высшего божества, демиурга Ена. В разных вариантах мифа Ен принимает вид то лебедя, то гагары, то лягушки. По версии «Мортёшки» он был богом-лосем, что, вылупившись из утиного яйца, создал Средний, человеческий, мир, а также Верхний мир, где живут боги, и мир Нижний — дом проклятых. Взяв в жены человеческую женщину, Ен стал отцом семерых человеколосей. Но богу надоело жить с людьми, и он отправился на охоту за шестиногим лосем, носившим на рогах Шонди — солнце. Ен убил лося, Шонди упало в Нижний мир; отныне человеколоси — дети Ена — ежедневно тянут жребий, чтобы решить, кто из них отправится к проклятым, добудет солнце и поднимет его наверх, освещая по пути мироздание.
фольклорный первоисточник


Бронзовое украшние крылатого человеколося, стоящего на ящере, VII–VIII вв. Троицко-Печорский р-н Республики Коми
Пермский геймдизайнер Владимир Белецкий создал «Человеколося» практически в одиночку, параллельно разрабатывая мультиплеерный шутер Tanki X (о его содержании красноречиво свидетельствует название проекта). В одиночку, да не совсем — как в любой порядочной сказке, у Белецкого были «волшебные помощники». Во-первых, композитор Михаил Швачко, оформивший звукоряд приключения. Во-вторых, Эдуард Чурилов — заведующий археологическим отделом Пермского краеведческого музея. В-третьих, Мария Лудченко, переведшая на коми белое стихотворение Белецкого и озвучившая его. В-четвертых, студенческий хор Пермского краевого колледжа искусств и культуры — песни «Человеколося» звучат именно в его исполнении. С точки зрения геймдизайна адвенчура устроена элементарно: двигаться в ней можно только влево и вправо, взаимодействие с окружением ограничивается перемещением между миром духов и людей, осуществляемым одной кнопкой (изредка, правда, нам дают пострелять из лука и зажечь посох). Более того — идет она около полутора часов. Тем не менее недостатки игры (которую уже на релизе начали сравнивать с вышедшей семью годами раньше Limbo) скрашивались мистическим сеттингом, вдохновленным рисунками норвежского художника Теодора Киттельсена, и фанатичной проработкой деталей — пройдя собственную игру на стриме, Белецкий рассказал о происхождении буквально каждого наскального рисунка, мелькающего на заднем плане. Все это, вкупе с экзотикой пермского звериного стиля (с его наследием также активно работает художник Слава Нестеров), выделило «Человеколося» на фоне схожей по замыслу видеоигры Never Alone 2014 года — та была основана на инупиатской сказке — и всех прочих проектов 2017-го. Создатели «Человеколося» продолжили свою трудную путь-дорогу — теперь уже с куда большим бюджетом и возросшими амбициями.


Совсем расшалились бесюки в Пермской губернии. Нет от них отпора-спасения ни честному попу, ни простому солдату, ни сиротке Василисе. Икоту ли насылают, али дожди проливные — все одно, только колдунья-знатка может их укротить. Василиса таковой-то и становится, проходит обряд, дабы возлюбленного вернуть, что сам себя жизни лишил. Но токмо больно сильная та ворожба, что людей воскрешает, надо прежде, чем ее использовать, мир повидать, ума-разума понабрать. И отправляется Вася в путешествие, дабы сатана ее желание исполнил.
Встретилась как-то Василисе икотница Акулина. Девочка еще была. Сразу ясно — бесюк к ней за шиворот залез. Показала Вася девочке икону чудотворную, так из Акулины — оп! — и вылез кот Прошка. Рассказал, что был раньше в церкви суседко, домовым то бишь. Люд честной в церковь перестал ходить, вот Прошка со скуки и забрался в Акулину. А позже открылось, что был некогда домовой богом Войпелем, чье имя означает «ветер северный». Давно угасла вера в Войпеля, и так бы он пропал, если бы не женщина сердобольная, припрятавшая идолы поганые. Так и выжил!
Суседко Прошка
«Черная книга» (2021)
Студия: Morteshka
Доступно на ПК, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One


фольклорный первоисточник


Овенник — персонаж из славянского фольклора
«Черная книга» вышла спустя четыре года после «Человеколося» — и это время явно не прошло для «Мортёшки» впустую. Масштабы возросли многократно. Вместо полутора часов прохождения — 20, а то и все 30. Вместо одного мифа — целая энциклопедия восточнославянского и коми-пермяцкого фольклора. Вместо рудиментарного геймплея — россыпь игровых механик от карточной боевой системы и менеджмента бесов (каждого нужно отправлять на всякие пакости) до выбора ответа в диалогах. Всяческих чертов, бесюков — то есть бесов — и прочих героев народных быличек в игре хватает, но, пожалуй, самый обаятельных из них всех — это кот Прошка. Спутник Василисы, впервые прорывающийся сквозь голову икотницы Акулины (лучше не скажешь, там и крови соответствующее количество) и оборачивающийся древним божеством народов коми. Все это — в игре, похожей одновременно на скандинавский эпос The Banner Saga и... да вовсе ни на что не похожей. Скрупулезно проработанные уголки деревни Чердынь и всей Пермской губернии 1870-х становятся фоном для трогательной истории о любви и вере, одновременно увлекательной и академически достоверной. Полноценный учебник по народному искусству, который не стыдно изучать в школах.
На дворе — конец XIX века, примерно то же время, что и у Василисы из «Черной книги» Вы идете набирать воду из колодца, как вдруг слышите замогильный голос: почему пить из святого источника можно, а готовить суп на этой воде — грех? Во сколько раз хуже прочитать чужое письмо, чем не доставить его адресату? Чем человек отличается от собаки?
Такие провокационные вопросы задает юной монахине Индике сам черт — дьявол, живущий в ее голове. Индика — девушка благоверная, но денно и нощно совращаемая чертом. Она видит галлюцинации, да и не всегда может устоять перед холодной логикой, ставящей под сомнение христианские догматы. За нечаянно сорванное таинство Индику высылают из монастыря под предлогом доставки письма — по пути она встретит беглого заключенного Илью, с которым якобы говорит Господь, и попытается совладать со своими внутренними демонами.
Черт
Indika (2024)
Студия: Odd Meter
Доступно на ПК, PlayStation 5, Xbox Series X/S

фольклорный первоисточник


Иллюстрация черта из сказки
На протяжении всех четырех-пяти часов, что разворачивается сюжет Indika, мы встретимся лицом к лицу с чертом лишь однажды, в самом конце игры. Гигантский многорукий силуэт, напоминающий таракана, окажется совсем не страшным — разве что только противным, как и вся его речь, неотступно преследующая Индику. Сюрреалистическое приключение об основаниях христианской веры становится бенефисом дьявола в исполнении Ефима Шифрина: он с легкостью доводит каждую безобидную мысль Индики до греховной идеи. Религиозный абсурд подчеркивают и геймплейные решения — например, в Indika, как в какой-нибудь Mario, нужно собирать светящиеся золотые фишки. А еще — потрясающий визуальный ряд (босхианские человечки вылезают изо рта старшей монахини, снежная Россия окутана дымом от паровых двигателей, фотореалистичные лица персонажей сочетаются с совершенно неправдоподобной цветокоррекцией). Чем-то это напоминает серию видеоигр A Plague Tale, но такую степень бескомпромиссности не может себе позволить в игровой индустрии практически никто. Разумеется, «Индику» тут же заклеймили «русофобской» игрой (противопоставив «сделанной патриотами “Смуте”») — не помогла и политическая позиция авторов, уехавших после 2022 года из России в Казахстан. Важнее, однако, другое — Indika ставит неудобные вопросы в радикальной художественной форме; оказалось, что «нечистый» с рожками и волосатыми копытцами прячется не в болоте или заброшенной избушке, а у каждого в голове.


Баба Яга
«Василиса и Баба Яга» (2024) Студия: Baba Yaga Games
Доступно на ПК,
Android
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу и отдала ей» — так начинается народная сказка «Василиса Прекрасная» в сборнике Афанасьева «Народные русские сказки». Аналогично стартует игра «Василиса и Баба Яга» от питерской студии Baba Yaga Games — мать умирает, купец женится сызнова, а мачеха, как водится, Васю на дух не переносит. «Сходи, — говорит, — к Бабе Яге, попроси у нее огня». Делать нечего! Собрала Василиса все свое мужество в беленькие кулачки и отправилась в дремучий лес.
фольклорный первоисточник


Разработчики «Василисы и Бабы Яги» — Ася Юрина и Люба Нурмухамбетова — раньше работали в театре кукол (Ася — технологом, Люба — сценографом). Это очень заметно, «Василиса...» — в первую очередь, визуальное приключение, опирающееся равно на мультсериал «Гора самоцветов» и классические иллюстрации Билибина. Темное подводное царство, русалки со впалыми щеками, могучие кони: белый («день ясный»), красный («солнышко красное») и черный («ночь темная»). Апофеоза эстетическая цельность видеоигры достигает в образе самой Яги. Устрашающая, с костяной ногой и в ступе; талия ее перевязана плотной веревкой, руки напоминают куриные лапки, нос и подбородок почти смыкаются друг с другом оскалившейся челюстью. В обмен на огонь (вернее — череп с горящими глазами) Васе придется перемыть всю посуду в доме Яги, подмести во дворе, испечь пироги, а еще — расчесать спутанные колтуны бабушки и попарить ее в бане. Так что, да, мы увидим Ягу обнаженной.
Запуская «Василису...», надо держать в уме, что геймплейно это простенькое двухмерное приключение, где время от времени нам дают подраться — от лица куклы Васи — и, скажем, помыть посуду. Гораздо увлекательнее проходится румынская Yaga 2019 года. Играть в проект Baba Yaga Games стоит по другой причине. Это интерактивная версия сказки, будто ожившая иллюстрация к мрачному мифу — «Василиса и Баба Яга» «пестом погоняет, помелом след заметает», чтобы оставить игрока наедине с сонмом фантасмагорических образов из русского фольклора.
«Баба Яга». Иван Билилин, 1899

Сказывали Кузнецу: «Не буди лихо, пока оно тихо», — а тот ни в какую. «Что, — говорит, — я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лиха». Взял с собой в попутчики Портного, и отправились они Лихо-то искать. Спустились в царство мертвых, а там темень страшная, хоть глаз выколи. Благо Кузнец спички за пазухой припрятал. По дороге нашел листы из «Книги миров», где как будто тоже о Лихе сказывают, но по-другому — то Полифемом его назовут, то про Синдбада какого-то говорить начнут. История всяко та же — одноглазый людоед хочет слопать героя, тот ослепляет гиганта и спасается, обернувшись в овечью шкуру. Получится ли эдак и у Кузнеца спастись?
Лихо
«Лихо одноглазое» (2025)
Студия: Morteshka
Доступно
на ПК

фольклорный первоисточник

Третий проект «Мортёшки» вновь выполнен совсем не похоже на предыдущую игру студии. На этот раз перед нами всамделишный хоррор, да к тому же еще и черно-белый, с явственным влиянием «Маяка» (2019) Роберта Эггерса. Развлечений здесь не так уж много — ходить туда-сюда, поджигать бесконечными спичками все подряд да читать версии сказки про Полифема и Одиссея — от, собственно, древнегреческого варианта до «Лиха одноглазого» из сборника Афанасьева. С другой стороны, атмосфера этого без пяти минут научного, очень пропповского по замыслу, исследования «исторических корней волшебной сказки» поражает разнообразием. Огненная река Смородинка. Тридесятое царство. Храм Лиха. Все выглядит, звучит и ощущается по-разному. Напрашивающиеся сравнения с игрой Resident Evil Village — когда герой пьет с тоски в деревне — хочется отбросить, стоит Кузнецу доплыть до царства мертвых. Возникающая после физической трансформации Портного мысль о God of War кажется осознанной отсылкой к другим мифологическим системам. Лихо же получает приз за самую пугающую внешность фольклорного персонажа в этой подборке: великанша, выглядящая словно иссохший труп с кокошником на голове и единственным мерцающим в темноте глазом; циклоп с длинными костлявыми руками и редкими зубами. Оборванный подол ее юбки скрывает бледные ступни ног. Скрипучий голос разносится по всем локациям игры. И остается с вами после прохождения — признаться, автор этого текста уже несколько раз видел кошмары с одноглазым Лихом.
«Лихо». Марека Хапона

бонус
Напоследок — размашистый эпос по интернет-мему «Профессор Багиров». Нейросетевой «профессор» появился на одноименном YouTube-канале в 2018 году и взорвал российский интернет конспирологическими теориями о древних славянах, которые боролись с разумными рептилоидами — ящерами. По сюжету русы уже крестили динозавров и, несмотря на частые набеги ящеров с острова Атлантида, живут мирно и дружно. Но вдруг в Древнем Русско-Грецком государстве раскрыли шпионов ящеров — после этого началась кровавая война, в которой игроку предстоит принять самое непосредственное участие.
Русы
«Русы против ящеров» (2023) Студия: theBratans
Доступно
на ПК

фольклорный первоисточник


Иллюстрация Михаила Нестерова из «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина
Если вы не поняли в вышеизложенном ни слова, то не беспокойтесь — для эндорфинового прихода это абсолютно не требуется. Играя за одного из трех славянских героев, вы будете колошматить зловредных ящеров до потери пульса — а больше в этом веселом треше ничего и не предусмотрено. Основанная на современном интернет-фольклоре, игра студии — внимание — theBratans, сама породила народное творчество; комиксы, фанфики и прочее «по мотивам». В этом году у игры вышло продолжение — так что, если традиционные герои сказок вам приелись и хочется чего-то более тестостеронового, то милости просим в мир бородатых русов. Только обзаведитесь предварительно кольчугой — и в путь.