Blueprint
T

Ограниченный тираж

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Издательский бизнес в России все больше похож на монополию, но даже под гнетом цензуры, экономических проблем и прочих трудностей в стране остаются независимые издательства, которые продолжают выбирать книги на свое усмотрение — и выпускать их на свой страх и риск. The Blueprint собрал гид по независимым книжным издательствам, о которых вы слышите реже, чем об Ad Marginem и «НЛО».

Издательство
Ивана Лимбаха

Для любителей купеческого разнообразия: от Михаила Кузмина до Карла Линнея.


Одно из старейших независимых издательств в России было основано в 1995 году. Имя оно получило в честь владельца — Ивана Юрьевича Лимбаха, бизнесмена и кандидата экономических наук. На официальном сайте ИИЛ сказано,
что «назвать издательство собственным именем» Лимбаху посоветовал писатель Андрей Битов — в духе купеческих компаний Российской империи. Не знаем, как там с «духом купеческих компаний» вообще, но разносторонняя любознательность, подвигнувшая Щукина обустроить розовую гостиную Анри Матисса, а Морозова скупать Моне, Дега и Ренуара, проявляется и в издательском пакете «Лимбаха».


Первую славу ИИЛ получил в середине девяностых, опубликовав советских неподцензурных поэтов и прозаиков (зачастую представителей ленинградского андеграунда вроде Виктора Кривулина или Леонида Аронзона — повлияла дислокация проекта в культурной столице). Современным же разнообразием портфель «Лимбаха» напоминает Верхние торговые ряды начала века. Хочешь, покупай современную зарубежную прозу вроде «Сада» шведского писателя Магнуса Флорина — полудокументального произведения о натуралисте Карле Линнее. Хочешь, приобретай публицистику (например, размышления французского философа Эрика Садена о метавселенных и нейросетях). Ну а самые смелые могут попробовать книги важных, но подзабытых авторов Серебряного века (см. пьесу «Смерть Нерона» Михаила Кузмина, одного из первых мастеров отечественного верлибра). Но если все-таки попробовать сформулировать эстетику Издательства Ивана Лимбаха в одной книге, то это определенно будет «Страстоцвет, или Петербургские подоконники» Ольги Кушлиной, вновь выпущенный издательством в 2024-м — спустя 23 года после первого издания (и через три года после предыдущего). Интеллигентное и чрезвычайно изобретательное исследование русской поэзии рубежа XIX–XX веков с точки зрения комнатного садоводства.


Магнус Флорин, «Сад», 2005

Агустин Фернандес Мальо, «Трилогии войны», 2025

Этим летом главный редактор купеческой гильдии Издательства Ивана Лимбаха Ирина Кравцова советует приглядеться к «Трилогии войны» современного испанского писателя Агустина Фернандеса Мальо. Книга должна понравиться тем, кто любит пацифистскую прозу Ремарка, но не боится сложных текстов, — автор тоже пишет о войне (точнее о трех разных войнах), но делает это при помощи зубодробительного языка.

Издательство
журнала «Сеанс»

Для тех, кто помнит, что важнейшим из искусств является кино.

Проект был создан в 1993 году при одноименном журнале Любови Аркус и Александра Голутвы. «Сеанс» работает в весьма узких тематических рамках — и издательство, и журнал специализируются на изучении кинематографа. Найдутся и сборники статей по творчеству любимых режиссеров (от Ингмара Бергмана до Дэвида Линча), и сценарии («Белый пароход» режиссера Инги Шепелевой), и подробнейший путеводитель по отечественному кино в пяти томах. Неудивительно, что в трудное время «Сеанс» получил поддержку и внимание со стороны главных людей отечественной киноиндустрии от Алексея Балабанова до Александра Сокурова. А в планах издательства — не только книги о важных деятелях мира кино, но и сборники лекций и мастер-классов от лучших специалистов синемасферы.


Руководитель книжного направления компании Петр Лезников рассказал The Blueprint: «В прошлом году мы открыли свою онлайн-школу и вслед за этим запустили серию книг, сделанных по мотивам прошедших занятий. Первым вышел мастер-класс Александра Николаевича Сокурова, дополненное издание которого скоро поступит в продажу. А следом выйдут мастер-классы, прочитанные нашим студентам Бакуром Бакурадзе и Борисом Хлебниковым, — они ведут у нас курсы сценаристов. Сами книги, конечно же, не только о сценаристике или о режиссуре, а, как всегда в «Сеансе», — о кино и времени. В будущем мы планируем печатать не только мастер-классы, но и лекции. Первый год в школе — общее гуманитарное образование. Среди преподавателей Лев Лурье, Юрий Сапрыкин и Сергей Зенкин.


«Линч», 2025

Инга Шепелёва, «Белый пароход», 2025

«Бергман. Сборник», 2025

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":30,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кино и контекст. От Горбачева до Путина. 1–5 том. 1986–2000

[1]     Издательство Ивана Лимбаха     [2]     Издательство журнала «Сеанс»     [3]     «Носорог»     [4]     Kongress W Press     [5]     SOYAPRESS     [6]     HylePress     [7]     Jaromir Hladik Press     [8]     Белая ворона

«Носорог»

Для тех, кто не боится циклонов и ищет мифогенной любви.

Издательство «Носорог», лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Литературные проекты и критика» (2021), тоже возникло на базе журнала — но не киноведческого, а литературного. Журнал был основан в 2014 году писателями Катей Морозовой и Игорем Гулиным, название — отсылка к пьесе Эжена Ионеско, но тихая, не кричащая о родовой связи. «Его, наверное, можно объяснить юношескими увлечениями театром и литературой абсурда, но, конечно, здесь нет прямой связи, это все из области бессознательного», — объясняла Морозова. Журнал публикует прозу, поэзию и философию, но «принципиально лишен критического и теоретического блоков, оставляя читателя наедине с текстами и образами».


Издательство же появилось в 2018 году и было призвано логично развить концепцию проекта. «В линейке издательства сохранен все тот же коллажный принцип: каждая книга “Носорога” — это цельное высказывание само по себе, однако оно обрастает дополнительными смыслами и образами при сопоставлении с другими изданиями», — говорит Морозова. Дополнительные смыслы должно вызывать чередование, например, спекулятивной философии иранца Резы Негарестани «Циклонопедия» с романом Павла Пепперштейна и эссе Жан-Поля Сартра. Или сочетание на соседних «полках» онлайн-магазина (который в «Носороге» называют киоском) ленинградского поэта, автора стихов о блокаде Геннадия Гора с лидером «языковой» школы новейшей американской поэзии Роном Силлиманом.


В ближайших планах издательства «Сравнительная анатомия ангелов» немецкого ученого XIX века Густава Фехнера, где тот, проводя линию эволюции от амебы к человеку, пытается логическим путем представить высшее существо — ангела. А еще «Носорог» скоро издаст 20-й — и, к сожалению, последний номер своего журнала, который, по словам Морозовой, станет экспериментом-игрой в детскую литературу: «Мы не могли не соблюсти некоторую нумерологическую аккуратность, поэтому к комплекту из девятнадцати номеров, выпущенных за десять лет существования журнала, решили добавить еще один».


«Бездна», 2025

Лин Хеджинян, «Охота. Краткий русский роман», 2025

Kongress W Press

Для любителей постмодерна, американского андеграунда и длинных предложений.

Харри Крюз, «Детство- биография места», 2024

«Печалиться весело и печалиться зло — за этим к нам, — пояснял издатель Сергей Коновалов концепцию Kongress W Press, добавляя: — У наших текстов есть оптика сатиры, оптика абсурда, оптика пересобранного мифа». Издательство было формально основано в 2020 году, но первую книгу выпустило на два года позже. Все это время новички в издательском деле готовили свой дебют: сложноустроенную книгу «План D Накануне», написанную анонимным российским автором под псевдонимом Ноам Веневитинов. Коновалов — юрист по профессии — привлек на помощь Владимира Вертинского, издателя журнала Pollen и основателя издательства Pollen Press. А портфель на первый год пополнился классикой подпольного постмодерна — «Последним альбомом» Эвана Дары. Именно на постмодерн делают ставку в Kongress W Press: «Интеллектуальная литература создается по всему миру на протяжении почти тысячи лет, мы находим и издаем не самую нашумевшую ее часть, но очень важную».


Среди авторов Kongress W Press малоизвестные в России, но важные американские классики XX века вроде Харри Крюза и Уильяма Гэддиса. А на сайте публикуются эссе значительных деятелей книжного андеграунда вроде Уильяма Воллмана и Тома Маккарти, а заодно — интервью переводчиков в диапазоне от мэтра Татьяны Баскаковой до кумира всех фанатов «Бесконечной шутки» Сергея Карпова.


«В обозримом будущем, а именно до конца текущего года, в издательстве выйдет новый роман Ноама Веневетинова “Выкрикивается” — своеобразное фарсовое переосмысление истории России ХХ века, одновременно и смешное, и концептуально проработанное исследование того, как нарратив подчиняет себе факт». На очереди: «Романы “Мои красные небеса” Лэнса Олсена — об одном дне в Берлине 1927 года, “Дозорный картридж” Джозефа Макэлроя — остросюжетная история, построенная и смонтированная по законам киноязыка. Кроме этого мы готовим несколько нон-фикшн-книг», — рассказывает шеф-редактор проекта Стас Кин.


Уильям Гэддис, «Распознавания», 2025

Ноам Веневетинов, «Выкрикивается», готовится к изданию

Стивен Мур, «Уильям Гэддис. Искусство романа», 2024

[1]     Издательство Ивана Лимбаха     [2]     Издательство журнала «Сеанс»     [3]     «Носорог»     [4]     Kongress W Press     [5]     SOYAPRESS     [6]     HylePress     [7]     Jaromir Hladik Press     [8]     Белая ворона

SOYAPRESS

Для всех, кто не боится.

Это издательство The Blueprint уже упоминал в большом гиде по независимым книжным — именно редакции SOYAPRESS принадлежит московский книжный магазин «Фламмеманн». Компания возникла в 2018 году и изначально специализи-ровалась на выпуске зинов и визуальном искусстве. А в 2023 году произошло существенное расширение — коллектив стал печатать интеллектуальную прозу вместе с современной (и не только) поэзией. Что, в общем, не слишком удивительно — соруководитель SOYAPRESS Михаил Бордуновский и сам поэт, лауреат премий Андрея Белого и «Лицей», долгое время отвечавший за литературный журнал «Флаги». Сейчас портфель «Сои» покрывает все интересы издателей: сборник стихотворений молодого поэта Владимира Кошелева соседствует с романом Олега Юрьева «Винета» и циклом коллажей преподавателя Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Даниила Небольсина.

Владимир Кошелев, «My blue song и другие песни», 2024

Даниил Небольсин, Wrong meds, 2023

Олег Юрьев, «Винета», 2024

Борис Юхананов, «Театр целиком», 2017

Впрочем, кажется, что наиболее характерны для «Сои» книги Екатерины Бакуниной, представительницы первой волны русской эмиграции. Произведения писательницы содержат натуралистичные описания секса, насилия и полигамных отношений, что для женской прозы столетней давности не самая частая история. Из той же оперы — «Нежные точки» Эми Берковиц, современный автофикшн о «хронической боли и врачебном насилии», как выразилась Дарья Митякина.


По словам Бордуновского, издательство активно работает над новыми сериями: «Мы собрали сборник текстов уникального режиссера и художественного руководителя “Электротеатра Станиславский” Бориса Юхананова “Театр целиком” (редактор Егор Зернов). А ближе к осени увидит свет книга “румынского Кафки”, неизвестного в России модерниста Макса Блехера “События окружающей ирреальности” (в переводе Дарьи Конёр): она откроет нашу модернистскую серию».

Эми Берковиц, «Нежные точки», 2024

HylePress

Для тех, у кого мама — анархия, а папа — Жан Бодрийяр.


Прежде чем стать редакторами HylePress, Дмитрий Вяткин и Яна Цырлина учились на философском факультете и заказывали на «Амазоне» книги последователей Жиля Делеза — Мануэля Деланда и Джона Протеви. А затем пригласили в Пермь рок-звезду современной философии Грэма Хармана, провели несколько школ, где в числе прочих читал лекции отец-основатель акселерационизма Ник Ланд, и, наконец, решили организовать собственное издательство. Собственно, с Хармана и начали — в 2015 году HylePress опубликовало его книгу «Четвероякий объект». С этого момента издательство знакомит русскоязычную аудиторию с работами «по тематике нового материализма и реализма, объектно-ориентированной онтологии, исследованию ужаса, новой эстетике и постделезианских исследований». От перечисления этих терминов можно впасть в ступор, однако «Гиле» (от греческого ὕλη — слова, означающего древесину и «первоматерию») не смотрит на своего читателя сверху вниз и подбирает темы, интересные самому массовому читателю. Вот — «Weird-реализм» Хармана про монстров Говарда Филлипса Лавкрафта. Вот — тот самый Ник Ланд обосновывает на примерах из аниме идею «киберготики» (в честь этой концепции, согласно которой в мире технологий не останется места человеку, в Москве ежегодно проводят поэтический рейв-фестиваль). Забористая ученость, перемешанная с панком и поп-культурой, — и впрямь что-то между «первоматерией» и деревяшкой.

Грэм Харман, «Weird-реализм. Лавкрафт и философия», 2020

Ник Ланд, «Киберготика», 2019

Gilles Grelet: Theory of the Solitary Sailor, 2022

«На это лето у нас запланировано четыре издания, — рассказывают Вяткин и Цырлина. — Во-первых, это огромная, больше пятисот страниц, работа философа, физика и исследовательницы науки Карен Барад “Навстречу Вселенной: квантовая физика и запутанность материи и значения”. Во-вторых, это книга “Гипосубъекты” философа Тимоти Мортона и антрополога Доминика Бойера, в которой происходит критическое переосмысление ряда положений объектно-ориентированной философии, изложенных Мортоном в книге “Гиперобъекты”. В третьих, мы издаем пересмотренный и дополненный “Трактат о методе” Йоэля Регева. И наконец, стартует наш совместный с Ad Marginem проект, в котором будут выходить книги современных французских философов. Первая книга в этом проекте — “Теория одиночного мореплавателя” Жиля Греле, одновременно манифест антифилософии и гностического материализма, в котором ушедший в море автор рассказывает, как не утонуть в захлестывающих потоках мира, на пребывание в котором мы обречены».

[1]     Издательство Ивана Лимбаха     [2]     Издательство журнала «Сеанс»     [3]     «Носорог»     [4]     Kongress W Press     [5]     SOYAPRESS     [6]     HylePress     [7]     Jaromir Hladik Press     [8]     Белая ворона

Jaromir Hladik Press

Фернандо Аррабаль, «Архитектор и Император Ассирии»

Для эстетов, декадентов и икон стиля.

...читатель ждет уж рифмы про купеческие компании, но не тут-то было. Издательство Яромира Хладика обязано названием не владельцу, а персонажу рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Тайное чудо». Писатель, арестованный гестапо и приговоренный к смертной казни, — неплохой талисман для издательства в современной России. Под руководством поэта Игоря Булатовского «Хладик» стало, пожалуй, одним из самых в хорошем смысле формалистских русскоязычных издательств, — сам Булатовский признавался в своей патологической зацикленности на стиле. Так что совершенно неудивительно,
что недавнее полное собрание стихотворений Томаса Эрнеста Хьюма в переводе Дмитрия Кузьмина в нем соседствует с декадентством Шарля Бодлера и энциклопедическим разнообразием современного поэта Льва Оборина. А парадоксальная эссеистика польского философа Лешека Колаковского встречается с книгой повестей известного критика Игоря Гулина. Ну и конечно, какие эстеты без разглагольствований о музыке — за это в портфеле издательства отвечают классики американского авангарда Джон Кейдж и Мортон Фельдман. Неплохая компания.

Игорь Гулин, «Три повести. Юля Ким, Запрет на обгон, Ощипанные глаза»

В ближайших планах издательства — пьеса «Архитектор и Император Ассирии» испанца Фернандо Аррабаля — драматурга, режиссера семи полнометражных фильмов, бывшего диссидента и просто большого любителя шокировать публику. «Архитектор» был запрещен к постановке все время правления режима Франко, и дело здесь не только в антифашистских взглядах автора — Аррабаль совмещал активную политическую позицию с восхвалениями образа жизни распутного дренегреческого бога Пана, что отразил и в своей пьесе.

Белая ворона

Для мальчишек, девчонок, а также их родителей.

Ни для кого не секрет, что с детской литературой на российском книжном рынке все обстоит очень неплохо — есть «Самокат» и «Розовый жираф», есть, наконец, «Поляндрия». Все они публикуют прекрасные книги для детей и подростков, в том числе весьма смелые, но только издательство «Белая ворона» сделала принцип «избегать стереотипов и не бояться острых тем» своим кредо. «Ворона» открылась в 2013 году художницей-иллюстратором Татьяной Кормер и скандинависткой Ксенией Коваленко, и с тех пор заработала репутацию проекта, который не боится выпускать неформатный детлит. Пожалуй, одно из главных достоинств такого подхода: он позволяет говорить с маленькими читателями на равных даже о самых сложных проблемах. Например, о смерти близких — необходимости принятия утраты посвящена книга норвежского писателя Хокона Эвреоса «Супербрауни». Или о школьной травле в развивающем тему «Чучела» бестселлере «Соня из 7„Буээ“» Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека.


На вопрос о планах компании на август пиар-директор «Белой вороны» Ольга Пичугина неожиданно ответила следующее: «К началу сезона “тихой охоты” (так обычно называют походы за грибами. — Прим. The Blueprint) выйдет первая книга, написанная грибами о грибах». Повествование в ней будет вестись от лица представителей одного из самых интересных царств живой природы. Пичугина отзывается о нем с восторгом: «Как же мало нам известно о грибах! А ведь они остроумны и интеллигентны, общаются друг с другом на огромных расстояниях, разрушают старое и строят новое, приспосабливаются и меняются... А еще изящны, многообразны и таинственны! Как бы выглядел мир без грибов? Что такое комбуча? Как сделать грибной гигрометр? Из первых уст вы узнаете такое, о чем даже не догадывались».

Ирина Белоусова «Усы капитана», 2025

Иржи Дворжак, «Мико»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}