T

пример для подражания

пример для подражания

Симона де Бовуар

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":61,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":103,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ТЕКСТ: настя полетаева

Симона де Бовуар

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":61,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":103,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В марте всегда оживляются дискуссии на темы, связанные с феминизмом. По этому поводу вспоминаем, как жила, работала и выглядела Симона де Бовуар — писательница, философ и активистка, которая боролась за то, чтобы женщину считали равной мужчине.

«У меня всегда вызывало раздражение, когда в ходе отвлеченной дискуссии кто–нибудь из мужчин говорил мне: «Вы так думаете, потому что вы женщина». Но я знала — единственное, что я могла сказать в свою защиту, это: «Я так думаю, потому что это правда», устраняя тем самым собственную субъективность. И речи не могло быть о том, чтобы ответить: «А вы думаете по–другому, потому что вы мужчина», ибо так уж заведено, что быть мужчиной не значит обладать особой спецификой», — писала Симона де Бовуар во введении к книге «Второй пол» в 1949 году. Она не считала себя феминисткой, но по стечению обстоятельств именно это ее сочинение стало самым известным. Больше того — библией феминистского движения.

Вообще-то в биографии де Бовуар парадоксального много. Творческую историю этой женщины, в итоге одной из главных феминисток XX века, почему-то до сих пор часто рассматривают сквозь призму творчества любви всей ее жизни — Жан-Поля Сартра. В большинстве статей о Симоне вы увидите фразы «она была музой Сартра» или «в 1954 году Сартр уехал в Париж, но де Бовуар с собой не взял». Эссе, в которых она высказывала несогласие с некоторыми положениями философских теорий Жан-Поля, доктор политических наук Айвазова в статье-вступлении ко «Второму полу» называет «ересью». Да и вообще в медиа намного больше материалов об открытых отношениях Симоны с Сартром и обеими сестрами Казакевич одновременно, чем о ее самоценной роли в культуре XX века.



А рассказать есть о чем. Де Бовуар стала девятой женщиной, которая окончила Сорбонну, написала вышеупомянутую настольную книгу феминисток (к этому не стремясь), получила Гонкуровскую премию и в творческих кругах была известна не меньше, чем ее партнер. Симона разделяла идеи экзистенциалистов, и хотя ее труды любят рассматривать как побочную производную работ Сартра, они были оригинальны. Если применить к ее истории современную оптику, то представьте себе девушку из богатой (а потом обедневшей) буржуазной семьи, которая вместо выгодного замужества стала преподавателем, одной из известнейших бисексуалок светского Парижа, партнером знаменитого философа и писательницей-феминисткой. Умножьте на реалии, в которых это происходило: ее «Второй пол» вышел через два года после первого показа Christian Dior, послевоенная Европа утопала в излишествах, по которым успела соскучиться, а Симона де Бовуар в аскетичных юбках и блузках в это время поддерживала идеи социалистов и выступала против идеи женщины как красивого приложения к мужчине.



Моду Симона де Бовуар подчеркнуто игнорировала, но, как это часто бывает, из аскезы вырос узнаваемый стиль, который копируют до сих пор. «Я купила кроличью шубу, и мне было тепло, но кроме черного костюма, который я берегла для особо важных случаев, надеть мне было нечего, одно старье, и я продолжала ходить в башмаках на деревянной подошве. Впрочем, мне это было совершенно безразлично. После того как я упала с велосипеда, у меня недоставало одного зуба, дыра была видна, а я и не думала заполнять ее: к чему? Я все равно старая, мне исполнилось тридцать шесть лет», — писала де Бовуар в «Силе обстоятельств» о второй половине сороковых. Говорят, она и тогда, и потом носила потрепанную одежду и удобную обувь без каблука, что в середине прошлого века часто становилось предметом насмешек. Однако ее образ угадывается с нескольких штрихов — заплетенные в косу и уложенные вокруг головы длинные волосы, которые позже Симона часто стала скрывать под тюрбаном, акцентирующий талию ремень или пояс у юбок и платьев, многослойные бусы этнического толка, эспадрильи и пальто с меховым воротником. Здесь, как и в случаях с водолазкой Сьюзен Сонтаг или серой футболкой Марка Цукерберга, простые вещи обрели содержание, которым их наполнил выдающийся владелец.


кадры из фильма «любовники кафе де флор»,
посвященного симоне де бовуар, 2006 

Сейчас борьба за права женщин превратилась, с одной стороны, в один из главных пунктов повестки дня, а с другой, в инструмент для разного рода манипуляций — так часто бывает с явлениями, которые становятся популярными. Это действительно сложная тема с такими же сложными идеологами, которых при желании довольно легко раскритиковать. Можно ли ругать де Бовуар за то, что позволила Арту Шэю, американскому фотографу и писателю, сфотографировать себя обнаженной? Это было в Чикаго в 1950-м, а в 2008-м еженедельник Le Nouvel Observateur поместил этот снимок на обложку номера, посвященного столетию со дня ее рождения. Нивелирует ли ее заслуги фанатичная привязанность к Сартру, которая оставалась главной ее страстью до самой смерти философа в 1980 году? C определенной точки зрения да. Но люди становятся важными для хода истории не вследствие своей безупречности. Де Бовуар была отважной и талантливой и сделала очень много для того, чтобы мы, как и она, могли свободно и без оглядки на общественное порицание выбирать свою жизнь.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
767
1300
false