Чувства верующих
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Петр Шерешевский поставил в Московском еврейском театре «Шалом» спектакль «Натан Мудрый». В основе — одноименная малоисполняемая пьеса важнейшего немецкого драматурга XVIII века Готхольда Эфраима Лессинга. Это история о крестоносцах, которую не хотели видеть на сцене при жизни автора и запрещали в нацистской Германии. The Blueprint рассказывает, что нужно знать о «Натане Мудром» и его создателе перед походом на спектакль.
Эта пьеса о милосердии. В ней есть прекрасные
слова: «Сначала человек, а потом иудей, христианин или мусульманин». Это то, с чем мы должны сейчас жить. Сегодня, когда каждым человеком, каждым государством и каждым народом вопрос справедливости рассматривается со своей точки зрения, важна не справедливость, а именно милосердие. И если мы будем милосердны друг к другу, то мир будет другим.

— Олег Липовецкий, художественный руководитель театра «Шалом.

о споре с пастором
Факт №1
Готхольд Эфраим Лессинг — основоположник немецкой классической литературы, драматург, литературный критик и просветитель. Он — автор программного трактата «Лаокоон» о связи живописи с поэзией, цикла статей «Гамбургская драматургия» и множества пьес («Эмилия Галотти», «Минна фон Барнхельм», «Мисс Сара Сампсон»), которые практически без перерыва ставились в немецких театрах с XVIII века до наших дней. Работами Лессинга зачитывались Иоганн Вольфганг фон Гете, Николай Чернышевский, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, философы Франц Меринг и Сёрен Кьеркегор. Несмотря на популярность, с деньгами у драматурга было туго, поэтому в 1770 году он устроился на место придворного библиотекаря в Библиотеку герцога Августа в Вольфенбюттеле.
С 1773 года Лессинг стал издавать журнал «К истории и литературе», куда в основном сам и писал. Там выходили статьи о редких изданиях, хранившихся в библиотеке, в том числе о книгах немецкого историка, филолога и почетного члена Петербургской академии Германа Самуила Реймаруса. Лессинг опубликовал фрагменты из его «Апологии, или Защиты разумных почитателей Бога», снабдив их собственными комментариями. Реймарус считал, что Христос был бунтарем и врагом римлян, а после распятия последователи «пересобрали» его образ как духовного учителя. Именно публикация этих фрагментов и комментариев к ним стала причиной многочисленных нападок на Лессинга со стороны религиозных деятелей, особенно пастора Дж. М. Геца, что в итоге привело к запрету любых высказываний со стороны Лессинга на тему религии. Драматург решил вернуться к литературному творчеству, где за него будут говорить персонажи, как в его последней работе — пьесе «Натан Мудрый». Она была опубликована в 1779 году, но при жизни автора ее так официально и не поставили на сцене (была только одна закрытая постановка «не для всех»).

Готхольд Лессинг, «Натан Мудрый», 1779
Факт №2
о «Проблеме Лессинга»
«Как из исторической правды (Христос и апостолы) может произойти надисторическая истина (трансцендентный Бог и Церковь как убежище духа)?» — так философы XX века Дарио Антисери и Джованни Реале формулируют «проблему Лессинга», описывающую взгляды драматурга на религию. Лессинг считал, что христианство (и религии Откровения вообще) строит утверждения о Боге, вечности и спасении на основании конкретных исторических событий. Например, жизни и смерти Христа. Но поскольку мы знаем о нем только из преданий, многие детали могут оказаться неполными или искаженными. Следовательно, верующий должен совершить «прыжок» от правды к истине. Через этот «страшный широкий ров», как выражается Лессинг в труде «О доказательстве духа и силы», очень сложно перепрыгнуть: «Если кто-нибудь может мне помочь, пусть сделает это, я прошу, я умоляю. Бог вознаградит его за меня». «Проблема Лессинга» будет занимать западную философию еще долгое время — в работах «Философские крохи» (1844) и «Заключительные ненаучные примечания» (1864) датский философ Сёрен Кьеркегор выразится так: «Невозможно обосновывать вечное спасение на историческом факте», «это называется рисковать, а без риска нет Веры».

о кольце толерантности
Факт №3
Пьеса «Натан Мудрый» — это так называемая драма идей, в которой мировоззрение героя выражает философский взгляд автора. Натан — богатый иудей, который жил в Иерусалиме во времена Третьего Крестового похода (1189–1192). В его приемную дочь Рэху влюбился молодой христианин, рыцарь-тамплиер, спасший ее от пожара. Натан пришел к будущему мусульманскому правителю Египта и Сирии Саладину, чтобы обсудить ситуацию, и последний решил испытать веру Натана. Он спросил: какую религию тот считает истинной — иудаизм, христианство или ислам? Признать иудаизм — значит оскорбить Саладина. Признать ислам — значит предать собственную веру. Поэтому Натан рассказал Саладину притчу о кольце.
Саладин
Когда-то существовало кольцо, которое обладало чудесным свойством: тот, кто носил его с верой, становился угоден и Богу, и людям. Это кольцо на протяжении столетий передавалось от отца к любимому сыну. Но однажды отец оказался в затруднительном положении: у него было три одинаково любимых сына. Тогда он приказал мастеру сделать точные копии кольца и подарил каждому по одному. Еще со времен Джованни Боккаччо, который рассказал эту притчу в «Декамероне» (1353), в образе отца принято видеть Бога, в кольцах — монотеистические религии, в сыновьях — их последователей. Они принимают кольца, носят их с верой и знают, что существуют другие, не менее ценные религии. Эта притча стала ключом для понимания идей самого Лессинга. А католический богослов Рудольф Лауфен в 1997 году трактовал притчу о кольце у Лессинга как призыв к религиозной толерантности.
о нацистской цензуре
Факт №4
Впервые пьесу «Натан Мудрый» поставили 15 октября 1779 года. Но это не было официальной постановкой в театре. Спектакль показали «для своих» в немецком городе Мангейм. Официальная же премьера прошла в Берлине в 1783 году, через два года после смерти автора пьесы. Зрители и критики не были в восторге. Исследователь Торстен Майер в книге «Толерантность и эстетический настрой» писал, что спектакль не соответствовал ожиданиям зрителей, в нем было мало действия и слишком много затянутых философских диалогов. А вот новая постановка 1801 года с переработкой пьесы прошла на ура в Магдебурге. Через год «Натана Мудрого» поставил в Веймаре Иоганн Вольфганг Гете. С тех пор пьесу постоянно ставили в немецких театрах. Но с приходом к власти национал-социалистов пьесу сняли с репертуара и выкинули из учебных пособий. Образ гуманного, достойного еврея Натана диаметрально противоречил нацистской идеологии. Вновь на подмостках театральной сцены «Натан Мудрый» появился 7 сентября 1945 года. Режиссер постановки — Фриц Вистен, еврей, который выжил в концлагере Заксенхаузен. Среди разрушенного бомбардировками и уличными боями города во время комендантского часа голодная во всех смыслах публика шла на первую после войны театральную премьеру в Дойчес-театре. Потом «Натан Мудрый» вернулся и в школьные программы. До сих пор это произведение считается классикой немецкой литературы.

Иоганн Гете


«Натан Мудрый», Театр Шалом, 2025 / Фото: Анастасия Борисова
В России XXI века спектакли по пьесам Лессинга начали ставить с 2010-х. А «Натана Мудрого» в 2015 году показала режиссер Вера Попова в Театре на Таганке. «Лессинг — драматург, которого крайне редко можно увидеть на российской сцене, хотя во многих его произведениях поднимаются актуальные для сегодняшнего дня вопросы», — рассказывает художественный руководитель Московского еврейского театра «Шалом» Олег Липовецкий. Версия «Натана Мудрого» в постановке Петра Шерешевского адаптирована под современность. Режиссер включил в спектакль актерские импровизации и идеи израильского историка Юваля Ноя Харари о развитии человечества, возникновении религий и том, что ученый называет интерсубъективными сущностями. «Эта пьеса — размышление о том, почему люди испокон веков друг друга мучат и уничтожают, хотя изначальные интенции были благими, религии возникали из благого корня, и почему они стали корнем нетерпимости и взаимных притеснений», — сказал Шерешевский.

Петр Шерешевский /
Фото: Диана Токмакова
о волшебстве Госфильмофонда
Факт №5



«Натан Мудрый», 1922
В 1922 году режиссер Манфред Ноа превратил «Натана Мудрого» в немой фильм. В тот период в Германии нарастали антисемитские настроения, под нападки радикалов попадали еврейские деятели культуры. Еще не пришедшие к власти нацисты пользовались «народными» способами запугивания: писали доносы и снаряжали отряды штурмовиков. Перед премьерой создатели фильма показали его одной из кинокомиссий в Мюнхене: она сначала отказала, потом — разрешила. Премьера в Берлине собрала положительные отклики, но в Мюнхене владельцу кинотеатра угрожали: если фильм покажут, то зал будет разгромлен. Директор кинокомпании Bavaria-Film, которой принадлежала лента, решился на отчаянный шаг. Он связался с руководством национал-социалистов и предложил посмотреть фильм перед показом в Мюнхене и убедиться, что в нем нет антинацистской пропаганды. Нацисты фильм действительно посмотрели, после чего началась травля картины в СМИ, ее сняли с проката. После 1933 года фильм считали утерянным. Но в 1996-м волшебным образом полную копию «Натана Мудрого» нашли в архивах Госфильмофонда, только под названием «Штурм Иерусалима». Уже через год в Москве показали восстановленный фильм, который после передали сотрудникам Мюнхенского музея кино. С 2009 года «Натан Мудрый» в сопровождении оркестра немецко-ливанского композитора Рабиха Абу-Халиля гастролировал по всему миру.

Афиша фильма «Натан Мудрый», 1922