Blueprint
T

В театр по паспорту

С 15 марта билеты в московские театры станут именными. Городской департамент культуры считает, что так можно решить проблему со спекулянтами, которые скупают билеты на старте продаж и перепродают потом по завышенным ценам. Проект пока пилотный, но сразу возникают вопросы. Как, например, купить билеты в подарок? Передать другу, если заболел? Не поднимутся ли цены снова и будут ли очереди? The Blueprint задал их театрам и представителям индустрии развлечений.

Система именных билетов действует в Большом театре уже 13 лет, а недавно была введена на отдельные спектакли в РАМТе («Мизантроп и я», «Волна», «Зверский детектив»), Театре им. Вахтангова и Театре им. Пушкина для некоторых аншлаговых постановок, идущих на малых сценах. Предполагается, что пилотный проект именных билетов продлится до конца 2025 года и будет работать в 63 театрах, а также в 36 концертных организациях, включая КЦ «ЗИЛ», «Зарядье» и Москонцерт.


Введение этой системы уже запутало многих зрителей. Представим, что вы захотели пойти на спектакль в один из театров, подведомственных департаменту культуры Москвы. Вы открываете поисковик, чтобы вбить запрос «Купить билет на “Волки и овцы” в “Мастерскую П. Фоменко” или на “Жирную Любу” в театр “Шалом”» (до этих спектаклей перекупщики особенно жадны). Переходите на сайт театра, выбираете место в зале — и тут начинается самое интересное. Теперь, чтобы купить билет, одной электронной почты будет недостаточно: вам нужно внести в соответствующие поля данные плательщика (Ф.И.О., почта и телефон), а также данные каждого зрителя, который придет на спектакль (также Ф.И.О. и документ, удостоверяющий его личность).


Есть альтернативный способ покупки. 12 марта стало известно, что в столице вводят новый сервис «Мосбилет», с помощью которого можно купить билеты в московские театры, музеи и концертные залы без комиссии. Но сделать это получится только через аккаунт Mos ID на портале mos.ru. Вызвано ли это тем, что на Mos ID зарегистрировано лишь около 253 тысяч человек по данным за 2024 год (в сравнении — на mos.ru число пользователей достигло 15,9 млн), и департамент культуры таким образом мотивирует москвичей на регистрацию учетной записи? К слову, электросамокаты с этой весны точно возможно будет арендовать только после прохождения верификации через Mos ID. К чему готовиться зрителям и пользователям и как относятся к нововведениям сами участники рынка? Мы попросили их ответить на самые частые вопросы, касающиеся именных билетов и системы «Мосбилет».

Зачем это вообще нужно?

Нина Малимонова, начальник отдела реализации билетов Новой Оперы, считает, что этот вопрос правильнее адресовать в департамент культуры и правительство Москвы. Там театрам объяснили цели так: контроль за продажей и распространением билетов, борьба с перекупщиками; обеспечение безопасности посетителей. «Пилотный проект правительства Москвы в первую очередь создан для обеспечения безопасности посетителей, — соглашается Екатерина Лапшина, директор Театра им. Вл. Маяковского, — ведь массовые мероприятия требуют усиленного контроля».

Сейчас билеты иногда перепродают по баснословным ценам. С новыми правилами перекупщикам правда станет сложнее?

Лапшина считает, что да: «Ведь билет, купленный по идентифицирующим личность документам, нельзя будет передать другим лицам без процедуры переоформления». «Однозначно это очень сильный инструмент по борьбе с перекупщиками, — соглашается Руслан Ханкишиев, заместитель директора театра “Практика”. — Это очень поможет изменить нынешнюю ситуацию». Пресс-служба МАМТа пока говорит лишь о надежде на решение проблемы и напоминает о ее остроте: «Мы регулярно наблюдаем, как на сторонних ресурсах билеты на спектакли МАМТа продаются втридорога. Это вредит репутации театра». Правда, не до конца ясно, что помешает перекупщикам переоформлять билеты после их перепродажи. И введут ли какие-то ограничения на количество билетов «в одни руки».

А на цене официального билета это скажется?

«У нас выработана четкая система продаж и политика ценообразования — она не зависит от нововведений», — говорит Лапшина из Театра им. Вл. Маяковского. Той же политики придерживаются и другие сцены. По крайней мере, так ответили в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ), театре «Практика» и в Новой Опере.

А очереди на вход будут? Есть ли какой-то мировой опыт?

«Есть опыт Большого театра, в котором именные билеты продаются достаточно давно, — напоминает Нина Малимонова из Новой Оперы. — Да, очереди на вход там есть и, скорее всего, будут и у нас, как и во всех московских театрах». Не сомневается в этом и директор Театра им. Вл. Маяковского. Но обещает, учитывая опыт пандемии, вызывать на спектакли дополнительных сотрудников и открыть дополнительный вход, чтобы уменьшить очереди. В любом случае приходить на спектакль придется раньше, предупреждают во всех театрах. В пресс-службе МАМТа советуют делать это за час до начала — и предлагают заодно посетить театральный музей, буфет или сувенирный магазин.

При оформлении на сайте театра нужно вводить именно паспортные данные?

Не только. Руслан Ханкишиев, заместитель директора театра «Практика», приводит перечень документов, подходящих для оформления: социальная карта москвича, студенческий билет, пушкинская карта, банковская карта (именная), военный билет, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища. По информации театра «Шалом», если подростки младше 14 лет идут на спектакль в одиночку, то они могут предоставить паспорт родителей с указанием Ф.И.О. ребенка или данные из сервиса «Московская электронная школа» (МЭШ). Правда, пока непонятно, придется ли нести на спектакль родительский паспорт, его копию или достаточно будет фото в телефоне.

А как будут храниться данные? Есть гарантия, что они не утекут в сеть?

Во всех опрошенных театрах заверяют, что не обрабатывают и не хранят персональные данные зрителей, а передают их прямо в момент покупки в департамент информационных технологий Москвы (в систему «Мосбилет», к которой привязан сервис Mos ID) и билетному оператору, с которым работают. Например, Театр им. Вл. Маяковского сотрудничает с МТС Live, а МАМТ отправляет данные в автоматизированную «Московскую билетную систему в сфере культуры». В театре остаются только Ф.И.О., электронная почта и номер телефона, указанные при покупке билета.

Если забыть паспорт, не пустят на спектакль?

Пустят, успокаивают в театрах. «На входе можно показать документ из перечня департамента культуры в электронном формате (“Госуслуги”, Mos.ru и “Мой ID”)», — говорят в пресс-службе театра «Шалом». Это не обязательно должен быть тот же документ, который был указан при покупке билета. «Подойдет водительское удостоверение, карта москвича, копия или фото любого из этих документов», — уточняет Нина Малимонова из Новой Оперы. А в пресс-службе МАМТа рекомендуют распечатывать электронные билеты и использовать мобильные приложения «Мой ID», «Госуслуги», «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва», чтобы сформировать удостоверение личности в электронном виде. Это ускорит процесс проверки билетов на входе.

В каких случаях в театр все-таки могут не пустить?

Не пустить могут, если с собой нет ни одного документа из списка, который утвердил департамент культуры, а также если в билете есть исправления или данные в нем не совпадают с данными документа или теми, что были внесены в билетную систему. В театре «Шалом» уточняют, что еще одним поводом не пустить зрителя на спектакль может стать поврежденный билет.

Если заболел, можно отдать билет другому человеку?

Просто отдать билет другу теперь будет нельзя. Придется переоформить его, внеся данные другого зрителя. В МАМТе уточняют, что в случае болезни можно вернуть полную стоимость билета, но только предъявив документ, подтверждающий болезнь. Что касается переоформления, то сделать его можно один раз. В том же МАМТе говорят, что переоформить именной билет можно не позже, чем за десять дней до спектакля. То есть в случае болезни, вероятно, придется все-таки предъявлять справку для возврата.

Если хочется подарить билет — как быть? 

Тут, как и в случае болезни, поможет переоформление. Можно купить билет на себя, а уже после подарка поменять данные. Сроки, в которые билет надо переоформить, зависят от театров. В Новой Опере нам сказали, что замена возможна до начала спектакля, а вот поменять владельца билета в театре «Шалом» можно не позже, чем за десять дней до представления. 


Еще один вариант — это подарочный сертификат, поменять который на билет сможет уже сам обладатель подарка. Правда, например, в МАМТе такие сертификаты не продают. А вот «Практика» собирается ввести не только сертификаты, но и сервис «Билет в подарок»: «Билет в подарок оформляется любым человеком, но свои данные вводит зритель, идущий на спектакль. По подарочному сертификату зритель сможет самостоятельно выбрать мероприятие в удобное для себя время и самостоятельно оформить билет на подаренную сумму». 

Поможет ли Мос ID упростить ситуацию с именными билетами?

«Мосбилет» подтягивает данные покупателя автоматически, так что при покупке через него документы уже не потребуются — только кьюаркод из сервиса. Проблема в том, что пока с этим сервисом работают не все театры. В Новую Оперу, например, купить билет через Мос ID пока нельзя, и в театре даже не уверены, что сервис будет востребован и удобен.


Вдобавок Мос ID никак не поможет вам с покупкой билетов для другого человека, что с новой системой становится главной трудностью.


В сервисе МТС Live в пользе «Мосбилета» пока тоже сомневаются: «Мы в МТС Live давно знаем о разработке городской билетной системы, — говорит Денис Вайнштейн, директор по развитию билетного бизнеса компании. — Однако пока она остается сырой и нестабильной, а также не интегрирована с другими игроками рынка. В результате пользователи сталкиваются с крайне ограниченным выбором билетов, которые театры загружают вручную по квотам, — так рынок работал десять лет назад. Визуальное сравнение мест только подтверждает это».


А вот Руслан Ханкишиев из театра «Практика» настроен позитивно: «Любое нововведение с предложением уникального продукта всегда хорошо для рынка: это свидетельство того, что он не стоит на месте и развивается».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}