Blueprint
T

Красная

зависть

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Цвет марта в российском театре — определенно красный. Месяц начинается с премьеры оперы «Андре Шенье» о Французской революции и завершается танцевальным спектаклем «Кармен в моей голове». Между ними — постановки самых разных жанров и форматов, от нового циклопического фэнтези в «Электротеатре Станиславский» до камерного социального форум-театра на независимой площадке «Среда 21».

«Андре Шенье»

07-09.03

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Первая в Москве постановка оперы Умберто Джордано о поэте Андре Шенье, участнике революционных событий во Франции конца XVIII века. Джордано — представитель веризма, итальянского художественного течения конца XIX — начала ХХ века, включившего искусство в социальный контекст. Поэтому в опере, конечно, есть любовная история, но революция, которая пожирает своих как «отцов», так и «детей», — не просто фон для сюжета, а главное содержание драмы, разворачивающейся в кроваво-красных декорациях Александра Боровского. В конце концов, судьба поэта здесь — взойти на эшафот. «Опера рассказывает о месте художника в революции, об ответственности художника перед настоящим и будущим, — говорит режиссер спектакля Александр Титель. — О способности революции в процессе борьбы за торжество своих идеалов менять их порой на прямо противоположные». С музыкальной точки зрения опера Джордано отличается широким использованием мелодизированного речитатива. С постановочной — обилием массовых сцен: какая же революция без толпы, размахивающей флагами? Спектакль ведет дирижер Пьетро Маццетти.

«Форум. Среда»

«Мертвые души»

7, 27.03

6.03

Театр «Среда 21», Москва

«Пространство “Внутри”», Москва

Независимый камерный театр в саду им. Баумана сделал проект вместе с объединением «Прикладной театр». Спектакль состоит из двух частей. Первая — краткий байопик бразильского режиссера Аугусто Боаля, придумавшего в 1960-х методику форум-театра, главная идея которого — активное участие зрителей в коллективном решении какой-то конкретной проблемы и поиск выхода из конфликтной ситуации. То есть форум-театр — это социальный инструмент, школа гражданской активности. Во второй части методика будет использована практически: актеры разыграют конфликтную ситуацию и попросят публику помочь найти выход — встать на место героев и предложить альтернативные варианты развития событий.

Поэма Гоголя уложена всего в полтора часа сценического времени, а всех помещиков уездного города N играют актрисы: Плюшкина — Виктория Исакова, Манилова — Таисия Вилкова, Ноздрева — Соня Райзман, Собакевича — Полина Цыганова. Павел Иванович Чичиков приезжает не один, а с племянником Русланом. Кроме того, в спектакле есть еще два не предусмотренных Гоголем персонажа — Черная дыра, которую играет Лиза Янковская, и Маленький принц. Как сказала бы Алиса, если бы ее тоже ввели в спектакль, «все страньше и страньше».

«Стыд»

08.03

Главный штаб Эрмитажа, Санкт-Петербург

Танцевальный спектакль труппы musicAeterna Dance в постановке Анастасии Пешковой с Дарьей Павленко в главной партии, как понятно из названия, исследует тему стыда. Авторы считают, что «разговор без слов, на языке тела — самый безболезненный способ рассмотреть это явление поближе и, возможно, победить его». В спектакле обещано показать «пластически-образные выражения стыда как социального явления, персонального переживания, физических ощущений». Фоном для анализа выбрана не современность, а Средние века. В музыку композитора — резидента Дома Радио Кирилла Архипова вправлены испанские баллады XIII века из собрания Cantigas de Santa Maria, в которых поется о предосудительных поступках. Главный музыкальный инструмент — средневековая колесная лира — помимо специфического напряженного звучания дарит спектаклю метафору «колеса жизней, полных стыда»; колесо ли это сансары или пыточный инструмент инквизиции, из анонса не ясно, но можно предположить, что и то и другое одновременно.

«Пик Ник, или Сказки Старого ворона»

11-13.03

«Электротеатр Станиславский», Москва

Новый мегаломанский проект Бориса Юхананова занимает три вечера, но это совсем не рекорд для худрука «Электротеатра» — его предыдущие сценические сериалы («Сверлийцы», «Золотой осел») длились и дольше. «Пик Ник» — фэнтези про путешествие ангелов, которых отправил на Землю Творец, принявший облик Старого ворона (с голосом самого Юхананова). На время странствий ангелы должны воплотиться в земных женщин — театральных актрис, «получить знание о театре и жизни и разыграть пьесу о любви». За время руководства «Электротеатром» Юхананов превратил его в настоящую башню из слоновой кости, куда, кажется, совсем не долетают даже отзвуки событий реального мира и где строится полноценная ему альтернатива — анфилады сказочных вселенных, грандиозная театральная утопия, погруженная в сюрреалистические декорации и окутанная специфической терминологией. Перед походом рекомендуем изучить хотя бы ключевой юханановский термин «новопроцессуальность».

«Зависть»

«ГоГоЛьИЛиАДА»

14-15, 19.03

29-30.03

«Ленком», Москва

«Школа драматического искусства», Москва

Спектакль с непроизносимым названием ставит актер Игорь Миркурбанов, сделавший театральный коллаж по мотивам «Носа», «Портрета», «Мертвых душ», «Записок сумасшедшего» и «Ревизора». Центральной темой постановки заявлено покаяние, сильно волновавшее писателя в последние годы жизни. Анонс сообщает, что «в контексте позднейшего религиозного и нравственного поиска автора команда постановки обнаруживает в сатирических персонажах Гоголя трагическую тему личной ответственности перед неминуемым высшим судом. Спектакль — как молитва перед лицом неизбежного». Так что если вам посмеяться над гоголевскими карикатурами — то не в эту дверь.

Спектакль по мотивам почти что «всего Олеши» готовит Игорь Яцко, в прошлом один из ведущих актеров основателя ШДИ Анатолия Васильева, а сейчас худрук театра. Помимо заглавного романа и его инсценировки «Заговор чувств» будут использованы черновики и автобиографические заметки, собранные в книгу «Ни дня без строчки», а позже, с возвратом цензурных изъятий, — в «Книгу прощания». «Юрий Олеша, как и герои его романа, жил в Москве, — напоминает режиссер. — Он ходил в кинотеатр “Уран”, на месте которого стоит наш театр, гулял по этим самым переулкам вокруг Сретенки в 20-е годы XX века»". Поэтому тема города заявлена в спектакле как одна из центральных. А ШДИ, похоже, занимается поиском своей новой идентичности — и почему бы не привязать ее к точке на карте?

«Кармен в моей голове»

28-30.03

Новая опера, Москва

Танцевальный спектакль одной из самых известных российских постановщиц contemporary dance Татьяны Багановой с участием артистов «Балета Москва», оркестра и хора Новой Оперы. Авторы задаются вопросом, что скрывается за хрестоматийным образом героини Мериме, и обещают «понять, описать и переосмыслить его на сцене в реальном времени». Для этого зрителям предлагается выкинуть из головы навязчивые мелодии оперы Бизе — новую музыку специально для спектакля написала композитор и музыковед Настасья Хрущева. В то же время постановка опирается на другой неизменный атрибут образа Кармен — красный цвет, который будет акцентирован в сценографии

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}