Blueprint
T

Шиллер, Шекспир и Красная шапочка

ФОТО:
ИРА ПОЛЯРНАЯ, АСЯ МИНЕЕВА, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Юбилейный май располагает к рефлексии о прошлом и о том, как оно отзывается в настоящем — прямо или косвенно об этом рассказывают сразу несколько премьер месяца. В целом же новый репертуар оставляет зрителю широкий выбор — от переосмысления классики до социального «театра горожан».

«Зеркало»

01-02.05

Пространство «Внутри», Москва

Маленький независимый театр «Пространство “Внутри”», за четыре года работы успевший стать одной из главных точек притяжения на театральной карте Москвы, продолжает выпускать по несколько премьер в сезон — и все они как минимум любопытны. Юбилей Победы стал здесь очевидным поводом обратиться к теме памяти. Режиссер, драматург и художник Савва Савельев обещает развернуть ее как конфликт поколений. Действие происходит в мюнхенской квартире через 20 лет после Второй мировой войны. Герои — профессор искусствоведения, читающий лекции о вопросах этики и морали, и юноша радикальных взглядов. Первый пришел из рассказа Генриха Бёлля «Молчание доктора Мурке», второй — из романа Курта Воннегута «Бойня № 5, или Крестовый поход детей». Савельев придумал им общую тайну в прошлом и заставил вести интеллектуальный спор, в котором они, отражаясь друг в друге, то и дело меняются ролями, а прошлое оказывается неудобным и опасным.

«Красная Шапочка»

«Разбойники»

5/12.05

3/4/13.05

Театр Маяковского, сцена на Сретенке, Москва

«Пространство “Внутри”», Москва

Жанр спектакля заявлен как «поэтическая бойня по драме Фридриха Шиллера». Режиссер Евгений Закиров и художница Евгения Шутина решили поместить героев романтической пьесы в условное пространство, напоминающее, как сказано в анонсе, «и университетскую кафедру, и залы старого замка, и грозовое небо, которое еще немного и разверзнется настоящими молниями над вставшими на путь зла и жестокости братьями Мор». «Эта пьеса —— своеобразный “поучительный” эксперимент персонажей над самими собой, — говорит режиссер. — Шиллер как бы раскрывает нам и самому себе: вот куда могут завести гордыня и зависть, если морально оступиться. Притом что безудержный путь зла и насилия бывает страшно веселым, захватывающим, “упийственно” приятным. Мстить, добиваться, пробиваться, достигать, убивать, идти по головам, бороться за справедливость, за признание, за любовь, за богатство, прогибать мир под себя, дышать полной грудью, умирать, предавать, продаваться, ошибаться, платить за секунды полноты здоровьем, честью, жизнью — это категории Шиллера». Закиров, вышедший в 2022-м из мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, в том же году обратил на себя внимание, поставив в МХТ им. Чехова спектакль «Очень-очень-очень темная материя» по пьесе Мартина Макдонаха в духе тарантиновского «Криминального чтива». Так что «Разбойники» обещают быть как минимум энергичными, а как максимум можно ждать «нереальный замес», выражаясь языком того же Макдонаха, — драма Шиллера для этого, кстати, очень подходит.

Еще одна премьера на той же площадке. «Детское» название спектакля — обманка, возрастной рейтинг тут 18+. Режиссер Гоша Мнацаканов, художница Маруся Павлова и хореограф Олег Глушков задумали игру с архетипами русских сказок. «Это, как нам кажется, один из ключей, которым можно вскрыть понимание нашего народа, — объясняют авторы. — Мы подумали написать свою сказку, где есть наши ощущения от мира сейчас. Где есть снег и леса, волк и лиса, старый домик отца и трубы дворца. Где в далеком лесу, среди призрачных гадов, есть парнишка простой — Петр Кратов». Спектакль будет густонаселенным, среди исполнителей — Максим Виторган и Константин Мурзенко, сценарист и актер, с незабываемой интонацией произносящий в фильме «Брат-2» мгновенно улетевшую в тот самый народ фразу «Эхо войны...»

«Возвращение»

8/9/23.05

Театр на Литейном, Санкт-Петербург

Непарадный спектакль к юбилею Победы — театральная адаптация повести Ирины Грековой «Вдовий пароход» о пяти женщинах из коммуналки, потерявших мужей. Действие разворачивается в 1940-х, заканчивается в 1945-м. Впервые на сцену этот сюжет вынесла в 1985 году Генриетта Яновская — тогда тоже отмечалась круглая дата, ровно половина от нынешней, и одному из ведущих режиссеров перестроечной эпохи важно было рассказать живую человеческую историю. Не про подвиг, а про ежедневный труд поддержки, участия, взаимопомощи. Четыре года спустя постановка Театра им. Моссовета превратилась в фильм-спектакль. Новую версию в Театре на Литейном делают драматург Ирина Васьковская и режиссер Егор Чернышев.

«Философия другого переулка»

«Буря»

16-17.05

Театр им. Пушкина, Москва

19-20.05

Поздняя пьеса Шекспира обычно разыгрывается в поэтическом и романтическом регистре. Тут действуют волшебник Просперо, дух воздуха Ариэль, ужасный дикарь Калибан; в финале прощаются старые обиды, а юные герои находят любовь. Но Николай Рощин, вернувшийся в Москву из Петербурга, где с 2016-го по 2023-й был главным режиссером Александринки, решил пересказать сказочный сюжет по-своему, увидев в нем прежде всего историю преступления и мести. Рощин вообще склонен к мрачной атмосфере, так что «Буря» эта наверняка покроет мглою и небо, и море, и всю земную твердь. И всякого на ней обитающего, будь то человек или дух.

Театр им. Пушкина, Москва

«Среда 21», как и «Пространство “Внутри”», — небольшой островок независимого театра, набравший популярность в последние несколько лет (и даже расположены эти площадки по соседству в Басманном районе). Жанр премьерного спектакля обозначен как «панк-кабаре (18+)». На сцену выйдут поэт Андрей Родионов и драматург Екатерина Троепольская — авторы пьес и спектаклей в «Мастерской Брусникина», Театре.doc и том же «Внутри». Оттолкнувшись от книги знаменитого мыслителя Александра Пятигорского «Философия одного переулка» с разговорами интеллигентных московских мальчиков на фоне исторических катаклизмов XX века, дуэт сочинил собственную историю о сегодняшнем времени. «Мы почувствовали настоящее сопротивление материала, когда решились поработать с творчеством Пятигорского, — говорит Родионов. — Я думаю, единственная возможность передать “Философию одного переулка” — это не повторять автора, а рассказать свое, но с учетом прочитанного. Александр Моисеевич известен своим изящным философским стендапом. Мы попробовали поработать с его энергией, повстречаться с его мыслями, создав что-то вроде философского панк-кабаре, где будет весело и неспокойно, как на страницах этой повести, как за нашим окном». Вот поэтому у Пятигорского философия одного переулка, а у Родионова и Троепольской — другого.

«Картотека»

23.05

Культурный центр MOÑ, Казань

Героиня свежего списка The Blueprint 100 Надя Кубайлат поставила на самой модной площадке Казани спектакль по мотивам пьесы польского классика Тадеуша Ружевича. В 1960-м «Картотека» рассказывала о растерянности человека в мире, вывихнутом Второй мировой. Кубайлат освобождает фрагментарный, «карточный» сюжет Ружевича от любых обстоятельств места и времени, а героев обезличивает — все актеры играют в масках, говорят и действуют как персонажи мультиков, создавая атмосферу «тревожащей странности» (термин, введенный когда-то для описания театра абсурда). В спектакле, судя по отзывам первых зрителей, зафиксирован момент, когда язык и реальность окончательно теряют связь друг с другом, а уж когда и где это случилось, каждый может почувствовать и домыслить сам.

«Танцплощадка»

«Обломов»

24-25.05

28.05

Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург

Культурный центр MOÑ, Казань

Необычный танцевальный спектакль, сделанный для проекта «Театр горожан», который существует в Казани уже пятый год. Базовая идея «Театра горожан» – вывести на сцену зрителей и предложить им актуальные темы для обсуждения в театральном формате. На этот раз горожанам предложили рассказать о своей жизни с помощью танца. Был объявлен открытый конкурс – к участию приглашались, с одной стороны, подростки, с другой – люди старше 50. Дмитрий Крестьянкин, один из самых активных российских режиссеров, работающих в документальном и социальном театре, делал спектакль с хореографами разных направлений и стилей — от народных танцев до фламенко и хип-хопа. Главная задача авторов и исполнителей – найти через движение общий для разных поколений язык. И, возможно, пересобрать себя в том хаосе, о котором на той же площадке рассказывает «Картотека».

Спектакль по мотивам самого известного романа Ивана Гончарова — дебют на Александринской сцене режиссера Андрея Прикотенко, который родился в Ленинграде и учился в СПГАТИ у Вениамина Фильштинского, но в последние годы работал по большей части в Новосибирске, где с 2017-го возглавлял театр «Красный факел», а в 2023-м перешел в «Старый дом». Прикотенко говорит, что исследует «русскую матрицу». А гончаровский Обломов, конечно, один из главных ее архетипов. Режиссер видит в нем Ивана-дурака, «воля которого парализована максимализмом мечты». «Илья Ильич говорит: я родился с ощущением, что мое счастье — в области недостижимой мечты, — поясняет Прикотенко. — Все его существо устремлено в сторону прекрасной, совершенно удивительной Обломовки, и в то же время он понимает, что эта Обломовка — как рай. Даже не утраченный, а просто невозможный. Мы к нему стремимся, но изначально обречены никогда к нему не прийти. И этот высокий идеализм парализует человеческую волю». При этом герой, по мнению режиссера, «обладает внутренней энергией движения» — и вопрос о том, как она выразится на сцене, кажется, главная интрига премьеры.

«Бесконечная история»

30-31.05

Театр «СамАрт», Самара

Спектакль по роману немецкого писателя Михаэля Энде о юном мечтателе, нашедшем в лавке волшебную книгу. Сама «Бесконечная история» тоже выглядела необычно: сюжетная линия главного героя, мальчика Бастиана, была напечатана красным шрифтом, второго важного персонажа, воина Атрейо, живущего в мире фантазии, — синим или зеленым. Режиссер Галина Зальцман и художник Семен Пастух увлеклись задачей воплотить это двоемирие на сцене и обещают населить ее гномами и драконами, оборотнями и кентаврами.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}