Blueprint
T

Таков путь

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Как известно, половину января все смотрят «Щелкунчиков» — во всяком случае, так считают руководители театров, у которых это название есть в репертуаре, и ставят «Щелкунчиков» в афише плотным строем. На премьеры середина зимы традиционно скупа, но Алиса Селезнева нашла десяток новых постановок, которые могут составить конкуренцию главному из зимних театральных хитов.

«Музей невинности / Сафлык музее»

3 — 4.01

Театр Камала, Казань

Спектакль худрука Александринки Никиты Кобелева в Казани — хороший повод побывать в новом здании Театра Камала, самого современного и высокотехнологичного в России. В течение года в него по большей части переезжали спектакли со старой сцены, но вот настало и время премьер. «Музей невинности», инсценировка романа нобелевского лауреата Орхана Памука, будет идти в самом большом из четырех залов театра. Действие разворачивается в Стамбуле в 1970–1980-е годы. Молодой аристократ Кемаль влюбляется в свою дальнюю родственницу Фюсун, которая бесследно исчезает, узнав о его помолвке с другой. Одержимость Кемаля приводит его к идее коллекции бытовых вещей, связанных с Фюсун и их любовью, а в финале он просит самого Памука написать роман — таким образом художественный текст разворачивается прямо в реальность. А в 2012-м, через четыре года после выхода романа, Памук открывает в Стамбуле настоящий Музей невинности, в котором история Кемаля и Фюсун рассказана с помощью чашек, сережек и окурков.


«По менталитету этот сюжет будет любопытен казанской публике, — убежден Никита Кобелев. — Все-таки Стамбул и Казань близки — в том, как устроены семейные, любовные отношения и сама жизнь между современностью и традициями. Кроме того, это лучшая книга о любви, о страсти, что я читал за долгое время, а сфера чувств — вне национальных или религиозных рамок. В романе много слоев, которые, я надеюсь, будут интересны разной аудитории». Памука Кобелев предложил театру сам, решив, что новое здание с его первоклассной технической оснасткой идеально подойдет для воплощения на сцене сложного современного романа. «Хочется сделать что-то, по интонации похожее на “Любовное настроение” Вонга Карвая», — говорит режиссер.

«Смерть коммивояжера»


«Золушка»

3 — 4.01

10.01, 30.01

Театр драмы им. Горького, Самара

Камерный театр, Воронеж

Хрестоматийную пьесу Артура Миллера поставил режиссер Анджей Бубень, выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, много работавший как в Европе, так и в России (с 2007 по 2011 год он был худруком Театра сатиры на Васильевском). «Смерть коммивояжера» — первый спектакль Бубеня в воронежском Камерном: два года назад из театра уволили его основателя Михаила Бычкова, и теперь репертуар самой популярной городской сцены формируют постановки приглашенных режиссеров. В истории немолодого торгового агента, чьи сыновья не оправдали ожиданий, а потеря работы окончательно добила, Анджей Бубень увидел возможность поговорить о любви: «Все, что делает в пьесе герой, он делает из-за любви, — считает постановщик. — Все, что делают родители, они делают из-за любви к своим детям. Все, что делают сыновья, они делают из-за бесконечной любви к своим родителям. Только это очень разные оттенки любви, очень разная у нее температура. И разный результат».

В Самарском театре драмы появится современный мюзикл. Знакомая всем сказка Шарля Перро не только положена на музыку композитором Данилом Борисовым, но и переосмыслена постановщицей Дарьей Борисовой и автором либретто Викторией Борисовой (вы тоже задумались, родственники ли они? — кажется, нет, но вот бывают же такие совпадения). Во-первых, Борисовы решили, что принца все время незаслуженно задвигают на задний план, и придумали ему все, что нужно полноценному герою. А во-вторых, замахнулись на то, чтобы вообще освободить персонажей от устоявшихся представлений. «Золушка волей судьбы оказалась прислугой в собственном доме, а Принц — пленником дворцовых условностей и отцовских ожиданий, — объясняют авторы в анонсе. — Оба они томятся в одиночестве, оба мечтают об иной, настоящей жизни. Фея готова помочь им, но внезапно волшебный механизм Времени дает сбой, и все летит кувырком: Золушка и Принц никак не могут повстречаться». 


Дарья Борисова, выпускница факультета музыкального театра в ГИТИСе, ставит мюзиклы по всей стране — самым успешным была «Семейка Аддамс» в тюменском БДТ, получившая специальный приз жюри «Золотой маски» в 2022 году. «„Золушка” — это самая правдивая история жизни, из которой любой человек может вынести для себя что-то важное, главное — смотреть с открытой душой, — говорит Дарья. — Я люблю ставить спектакли, которые будут интересны зрителю любого возраста. А еще я искренне считаю, что дети — философы, и они мыслят намного глубже, чем мы, взрослые. Поэтому мы довольно долго искали с Викторией и Данилом свой угол зрения, и нет, не было сказочного момента, когда вдруг все само собой сложилось. Как уникальное украшение создает ювелир, как картину создает художник, мы создавали свою версию „Золушки”».


«Гуттаперчивый человек, или Сносная тяжесть небытия»

17 — 18.01

Пространство «Внутри», Москва

Штатный актер МХТ им. Чехова Игорь Миркурбанов весной 2025-го поставил первый спектакль на сцене Ленкома, но вообще-то занимался режиссурой и прежде, в израильском театре «Гешер». «Пространство “Внутри”» — новая для него площадка, камерная, но модная: здесь проходят обсуждаемые премьеры и зажигаются новые звезды. Миркурбанов — тоже модный, но в режиссуре хочет быть прежде всего серьезным и даже патетичным. В ленкомовском спектакле «ГоГоЛьИЛиАДА» он искал в сатирических персонажах Гоголя «трагическую тему личной ответственности перед неминуемым высшим судом». А в анонсе премьеры «Внутри» написано, что это «спектакль об обобщенном жизненном пути человека — от рождения до смерти, о противостоянии личности неумолимому року». «“Гуттаперчевый человек” — спектакль о людях, утративших способность притворяться: они не ждут спасения, открыто несут свои раны и мало говорят. Но каждое их слово — как шаг по камню: твердо, осторожно, без права на ложь. В мире, где боль становится постоянной спутницей, каждый день превращается в испытание человеческой выносливости. Герои продолжают путь, потому что остановка для них страшнее движения. Спектакль напоминает, что боль — не враг, она — говорящая с нами глухо и требовательно — память о том, что мы живы. И если человек выдерживает этот разговор, он становится крепче, чем был», — говорит Миркурбанов, но что это за герои и есть ли у них цель, не объясняет. Таков путь.

«Капитанская дочка» 

«Дядя Ваня»

18.01, 20.01

23 — 24.01

Театр им. Пушкина, Москва

Театр «Красный факел», Новосибирск

Повесть Пушкина для театра его же имени инсценирует Олег Долин, которого кто-то знает как хорошего киноактера, а кто-то — как изобретательного театрального постановщика (больше всего он работал в РАМТе, где в том числе делал классные спектакли для детей — например, «Медведко»). О премьере пока известно совсем немного. «Каждый из нас порой мысленно возвращается к поворотным событиям жизни и спрашивает себя: правильно ли я поступил? Чиста ли моя совесть? — написано на сайте театра. — История странной дружбы между молодым дворянином и беглым бунтовщиком, их необычный уговор — платить добром за добро — делает “Капитанскую дочку” одним из самых оригинальных и многослойных произведений Пушкина. Этот удивительный сюжет сложен из сплетения судеб и череды случайностей. Погружаясь в него, нельзя не задуматься о жертвах, на которые приходится идти для обретения свободы». Тут, конечно, опять хочется вспомнить девиз мандалорцев: таков путь.

Спектакль завершает амбициозную трилогию худрука «Красного факела» Андрея Прикотенко по русской классике — до этого он выпустил «Мертвые души» и «Бесов», к которым в «Дяде Ване» будут визуальные отсылки. На первый взгляд, в этих трех текстах очень мало общего, но, по замыслу режиссера, все они так или иначе рассказывают о русском идеализме, и каждый раз в центре внимания оказывается человек, искусственно загнанный туда окружающими. Но в этом образе заметна динамика — от деятельного трикстера Чичикова в спектакле по Гоголю до сидящего почти неподвижно профессора Серебрякова в премьерной постановке. «Идеализм в форме жажды перемен можно обнаружить у Гоголя в “Мертвых душах”, потому его герои воспринимают Чичикова как мессию, — говорит Прикотенко. — У Достоевского в “Бесах” идеализм доведен до критического императива, до рациональной жестокости, желания вычистить эту землю, искупав всех в крови. Чеховский идеализм — это роспись в бессилии, проявленная как упадническое мироощущение, близкое к депрессии. Он переводит в абсурд логику персонажа, не верующего уже ни во что и почти не верующего в Бога. Мне кажется, драматургия Чехова — разочарование в этих идеях, предчувствие глобальной смены эпох». И в самом деле — чеховских героев довольно скоро сменят персонажи Зощенко, но вряд ли это для кого-то большой секрет. 

«Сын»

24 — 25.01

Театр Ермоловой, Москва

Относительно недавняя (2018) пьеса французского драматурга Флориана Зеллера — финальная часть его трилогии о семейных отношениях, продолжающая пьесы «Мать» и «Отец». В ней Зеллер предлагает поговорить «о родительской любви, подростковом максимализме, чувстве вины и неотвратимости судьбы», — сообщает сайт театра. «В центре сюжета — простая и знакомая многим семейная история: развод родителей, у отца — вторая семья и второй маленький сын. Старший остался с матерью. Он уже подросток, учится в выпускном классе, но школу прогуливает. И это, вполне понятно, беспокоит родителей мальчика, — продолжает анонс. — Совокупность событий приводит к тому, что 17-летний Николя переезжает к отцу в его новую семью. Кажется, что выход найден и теперь все будет хорошо. Но жизнь гораздо более непредсказуема».


О постановщике спектакля Георгии Суркове известно не то чтобы много — в августе 2025-го он возглавил Театр русской драмы Дагестана, а до этого год был главным режиссером Камчатского театра драмы и комедии. Но в целом Театр Ермоловой в последнее время явно пытается встрепенуться — под конец года там вышел спектакль по поэме «Кому на Руси жить хорошо», скорее неудачный, но с парой запоминающихся деталей — во-первых, часть названия была как будто вымарана цензурой, а во-вторых, музыкальные номера на стихи Некрасова, исполненные разухабистым ЖКХ-панк-бэндом на всем, что под руку попадется, можно воспринимать как отдельный концерт.


«Зимний мастер»

«Король Лир»

31.01

С 25.12

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

«Театр-Театр», Пермь

Пермский «Театр-Театр» не так давно придумал детский филиал под названием «Театр-Тятрик». Его новогодней премьерой занимается Александра Ловянникова — художница, ученица Дмитрия Крымова, умеющая создавать очень уютные сценические миры. «Зрители спектакля окажутся в небольшом городке, где живет удивительный Мастер, — говорится в анонсе театра. — Он расписывает елочные шары, которые своим теплом согревают жителей и его самого. В стеклянных игрушках оживают необыкновенные картины: горячий паровоз, несущийся по рельсам вокруг шара, словно по экватору, или заснеженные крыши домов, из труб которых поднимается теплый дым. Рядом с Мастером живет Пианист, своей музыкой он вызывает снег и холод, отчего сам замерзает. Несмотря на это он продолжает играть, чтобы подарить детям зиму и ощущение праздника: за окном играют в снежки, катаются на санках и радуются падающим снежинкам. И когда пути художника и музыканта пересекаются, начинается история о настоящей дружбе».


Эту историю придумала Нина Дашевская, выпускница Московской консерватории, начавшая писать книги для детей, но не забывшая свой музыкальный бэкграунд. «Я люблю ее книги “Тео — театральный капитан”, “Я не тормоз”, но особенно мне дорог “Зимний Мастер”, — говорит Ловянникова. — Эта история создает удивительную зимнюю атмосферу: не новогоднюю, а именно атмосферу любви к зиме. Думаю, важно рассказать детям, что даже зимой есть жизнь вне экрана телефона, ведь можно радоваться простым вещам: кататься на лыжах, лепить снеговика, смотреть на снежинки. И напомнить взрослым, что зима — это время, когда можно думать не только о том, как откопать машину или втиснуться в автобус в теплой куртке». В финале зрителям предложат самим сделать волшебные шары. Выглядит как обещание идеальной замены бесконечных «Щелкунчиков».


Главная приманка для публики — актерский состав: в премьере заняты звезды двух поколений — Сергей Мигицко и Илья Дель. Немного настораживает, как описывает постановку режиссер Федор Пшеничный: «История о Любви, которую не заметили. О Слове, которое не было услышано. О Сердце, которое не было понято. О Семье, ставшей прахом. О Доме, в котором давно погас огонь, и каждый думал, что так было всегда. Отец делил королевство, веря, что делит любовь. Но любовь нельзя ни рассчитать, ни измерить. На руинах мира, когда время вывернуто наизнанку, остается лишь голос ветра и пустое “папа”. Но даже в самую темную ночь небо хранит рассвет». Хочется верить, что популярные актеры сыграют свои роли без больших букв.

Фестиваль

«Новый год. Пойдет!»


3 – 9.01

Сельский театр драмы и комедии в Фомихе

Необычный формат — театральный фестиваль в деревне. Но активисты российской художественной жизни уже не первый год занимаются ее децентрализацией, пытаясь вытащить любопытных зрителей из столиц во всякие неочевидные места. Основатели независимой театральной компании «Эскизы в пространстве» Дмитрий Мышкин, Дмитрий Максименков и Ира Михейшина выбрали для этого деревню Фомиха во Владимирской области, где в 2020 году купили дом, чтобы сделать его площадкой для экспериментов. А концепцию фестиваля они объясняют так: «Сельский театр — это не просто театр, это сообщество людей, любящих и творящих искусство. Оно состоит из художников, режиссеров, актеров, музыкантов, друзей и зрителей. И все они требуют встреч. Этим и обусловлено проведение фестиваля. Чтобы был повод встретиться, провести время вместе, погулять по лесу, посмотреть и обсудить спектакли — и, может быть, придумать что-нибудь новое».


В афише фестиваля — моноспектакль «Письмо» петербургской актрисы и певицы Вассы Боковой, сторителлинг Дмитрия Мышкина с концептуальным названием «Нет никакой Москвы» по текстам Аллы Горбуновой и читка пьесы важнейшего русскоязычного драматурга XXI века Павла Пряжко «Черная коробка». А также посиделки со сказителем Александром Маточкиным, специалистом по былинам, сказкам и балладам, иммерсивное застолье «Праздник праздников» и «уличные перформансы-сюрпризы». В общем, если Золотое кольцо уже объезжено, то вот вам новый маршрут.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}