Blueprint
T

Энциклопедия The Blueprint: 

Джорджо Армани

Текст: Яна Лукина

23 февраля на миланской неделе моды пройдет объединенный показ женской и мужской коллекций Giorgio Armani осень-зима 2019. В этом же году Джорджо Армани исполнится 85 лет — при этом он остается последним из активно работающих старожилов моды, непосредственно участвует в создании бьюти-линии марки и одевает на красные дорожки ведущих актрис. Мы собрали все, что нужно знать об итальянском дизайнере.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

У

Ф

Х

Ц

Ч

Я

А

Б

Ароматы



Баскетбольный клуб




Первый аромат, выпущенный Джорджо, так и назывался — Armani. Он появился в продаже в 1982 году, спустя семь лет после основания одноименной марки; сегодня его уже не купить. Как и презентованный в 1992-м Giò, флакон которого по форме напоминал блейзеры Armani (их еще называют unstructured, подразумевая упрощенную конструкцию). В конце 90-х бренд ухватился за концепцию парных ароматов. Плюс осознал силу пополняемых коллекций (небезызвестная «многосерийка» Si, например, за пять лет разрослась до пяти версий).




В 2008 году Джорджо приобрел основанный в 1936-м и двадцать семь раз становившийся чемпионом Италии баскетбольный клуб «Олимпия Милан», который к этому времени уже несколько лет спонсировал. С тех пор спонсорами команды успели побыть и Armani Jeans, и EA7 Emporio Armani; сегодня же на алой форме красуется надпись A|X Armani Exchange.





В

Г

Возраст




Галеотти



В 2019 году Джорджо Армани отмечает юбилей: итальянцу исполнится 85 лет. Он один из самых взрослых «действующих» дизайнеров — старше разве что регулярно путающийся в показаниях Карл Лагерфельд (и то — согласно одной из версий). И при этом один из самых занятых: ежегодно презентует четырнадцать немаленьких коллекций. Хотя Маэстро и начал не то чтобы юным: свою компанию он основал после сорока.





Именно бойфренд, Серджо Галеотти, убедил Армани, который в общем-то был доволен жизнью, создать собственную марку и заодно продать свой Volkswagen «жук», чтобы у стартапа появились первые вложения. Обязанности распределились очевидным образом: Джорджио творил, а Серджо взял на себя бухгалтерию. Увы, просуществовал этот бизнес-тандем недолго: через десять лет Галеотти не стало. Армани тяжело переживал эту потерю; он по сей день возит с собой фотографию партнера во все путешествия.






Д

ДиКаприо





Тандем актера с Армани такой же крепкий и обкатанный, как с режиссером Мартином Скорсезе: если уж Лео и толкает на очередном гала-ужине речь о спасении ледников, то, скорее всего, делает это в костюме Armani. Да и за долгожданным «Оскаром» ДиКаприо тоже пришел в творении итальянца. Даже удивительно, что при такой лояльности голливудца не затащили ни в одну рекламную кампанию модного дома. Если, конечно, не считать за таковую ленту «Волк с Уолл-стрит», где Armani не только частит на кадре, но и символизирует ни много ни мало финансовый успех — как, впрочем, и было на стыке восьмидесятых и девяностых.






Е

Еда


Наверное, одно из главных достижений Армани — создание не просто бренда, а стиля жизни: можно носить Armani, краситься и душиться Armani, жить или останавливаться в Armani (см. пункт «Отели»), украшать дом Armani. А еще у Armani едят. Как не без гордости сообщает сайт марки, открытые Джорджо рестораны сегодня можно обнаружить на четырех континентах, а всего за двадцать лет двери распахнули двадцать заведений. Самый важный — парижский: в этом году он удостоился мишленовской звезды.







Ж

Женщины




Армани точно не из тех, кто гонится за вниманием миллениалов; его героини — проверенные временем «А-листеры» (причем как из Нового Света, так и из Старого), а потому в первом ряду на показах Маэстро можно встретить Шарлотту Рэмплинг, Николь Кидман, Робин Райт, Софи Лорен, Изабель Юппер, Жюльетт Бинош и, конечно же, Кейт Бланшетт — бессменное лицо аромата Si. Однажды случилась и Уиллоу Смит — правда, пришла она на шоу с мамой Джадой.








К

Л

Косметика

Линии



Косметической линией Armani обзавелся только в нулевых (а если точнее, то именно в 2000 году), когда заключил соответствующее соглашение с бьюти-гигантом L’Oréal. Сам Джорджо максимально вовлечен в процесс создания продукта: он лично утверждает как составы, так и упаковку. Кроме того, в косметике хватает отсылок к подиумным коллекциям; например, три популярнейшие тональные основы — Luminous Silk, Face Fabric и Maestro — текстурой намекают на ткани, с которыми любит работать дизайнер: шелк, шифон и бархат.








У марки столько линий, что недолго и сбиться (есть даже шоколад Armani/Dolce и цветы Armani/Fiori!). В прошлом году, правда, их стало чуть меньше: бренд объявил о реструктуризации, в ходе которой упразднил сразу два направления — Armani Collezioni и Armani Jeans. А точнее, влил их в выжившие линии — Emporio Armani и A|X Armani Exchange. Причины, естественно, экономические: в 2016 году прибыль модного дома упала на 5 %.









М

Н

Миллиарды

Наставник


Если верить прессе, аккуратно подсчитывающей денежки итальянца, Армани на сегодняшний день богатейший в мире дизайнер (серебро и бронза — у Ральфа Лорена и Миуччи Прады). Его состояние оценивается примерно в девять миллиардов долларов — спасибо единоличному владению маркой! Собственно, независимость — один из главных принципов Джорджо: «Это ключевой элемент, на котором я построил свой бизнес. И это последнее, от чего я готов отказаться», — говорит он.









До того как отправиться в сольное плавание, Джорджо успел в течение восьми лет поработать дизайнером мужской одежды у Нино Черрути (при Cerruti существовала молодежная линия Hitman — ее Армани и доверили). И в чем-то это история про ученика, превзошедшего учителя: Нино тоже был специалистом по «некостюмному» костюму. Нино, которому Сьюзи Менкес однажды прямо в лоб задала вопрос о «воровстве», все-таки не в обиде: говорит, они действительно вместе работали над обновлением мужского гардероба, только любили разные ткани.










О

Отели

У Армани — два именных отеля. Один из них находится в Милане; другой — в Дубае, на тридцати девяти этажах рекордно высокой башни «Бурдж-Халифа». Интерьером и того и другого, разумеется, занимался сам дизайнер. Все это часть проекта, инициированного совместно с крупным ближневосточным девелопером Emaar Properties. Согласно первоначальной задумке, озвученной еще в 2004 году, в течение семи лет должны были открыться десять отелей Armani по всему миру, включая Лондон, Нью-Йорк, Токио и Париж; но, как видите, план не сработал — возможно, виной тому разразившийся во второй половине нулевых кризис или излишняя амбициозность.










Р

П

Пионер

«Ринашенте»



В юности уроженец скромной рабочей Пьяченцы, выросший в семье сторонника Муссолини (после свержения дуче Армани-страший даже угодил в тюрьму), мечтал стать врачом, даже несколько лет проучился на медицинском факультете Болонского университета, но ушел оттуда из-за неуспеваемости по одному из предметов — анатомии. Не до конца определившись, чего теперь хотеть от жизни, Джорджо подался в армию. А во время одной из увольнительных ему устроили собеседование в миланском универмаге «Ринашенте» — и вот это-то можно считать отправной точкой в фэшн-карьере Маэстро. Пусть даже начинал он как оформитель витрин — уже очень скоро Армани сделался продавцом и смог на собственном опыте понять некоторые маркетинговые тонкости.











Сегодня коллекции Армани нередко называют скучными, а то и вовсе устаревшими. По иронии, он начинал как передовик индустрии: упростил пиджак, отказавшись от подкладки, уплотнителей и подплечников, популяризировал пауэр-дрессинг, размыл границы между спортивной и деловой одеждой, увидел коммерческий и имиджевый потенциал в красных дорожках и кинематографе. В середине нулевых итальянец в числе первых высказался против нездоровой худобы и отказался от сотрудничества с моделями, чей индекс массы тела недотягивал до нормы. А два года назад запрет был наложен на меха.











С

У

Спорт

Успех в Штатах


Большой поклонник футбола, Армани в 2003 году вызвался нарядить английскую сборную, у которой впереди маячили Евро и чемпионат мира. Не на поле, конечно, а на официальные выходы — те, где игроки обязаны быть «при параде». В итоге набор включал два костюма, пальто, дождевик, кардиган (вещица так понравилась тогдашнему капитану Дэвиду Бекхэму, что ее даже прозвали Beckham Jacket), рубашку, галстук, запонки, нижнее белье, солнцезащитные очки и багаж. О соотечественниках дизайнер в свое время тоже позаботился: в Armani сборная Италии отправилась на ЧМ 1994. Кроме того, Джорджо занимался гардеробом клубов «Ньюкасл Юнайтед» и «Челси». Ну а олимпийскую сборную Италии дизайнер одевает с 2012 года.












В отличие, скажем, от Версаче, которому пришлось брать американский рынок практически штурмом, Армани жители Штатов — а дело происходило на стыке 70-х и 80-х — сдались без боя. Женщинам хотелось выглядеть одновременно по-деловому и элегантно; мужчины, похоже, попросту устали от строгого кроя, навязанного Сэвил-роу. Giorgio Armani предлагал и тем и другим компромисс между гламуром и аскезой, причем в рамках эталонного офисного стиля. К тому же дизайнер так быстро и близко подобрался к Голливуду, что это не могло не сказаться на популярности.












Ф

Фильмы

Кажется, ни один другой модный дом не получил так много экранного времени и голливудских «кредитов», как Armani. Все началось с ленты «Американский жиголо», выход которой по сей день считается поворотным моментом в мужской моде: Джорджо взял на себя ответственность за гардероб главного действующего лица, профессионального соблазнителя Джулиана Кея. Причем шить вещи пришлось дважды: сперва на роль утвердили Джона Траволту, но в процессе тот был заменен на Ричарда Гира.

Затем последовали гангстерский «Неприкасаемые», футуристический «Гаттака» и мрачный «Шафт», где в черном кожаном пальто разгуливал Сэмюэл Л. Джексон. Строго говоря, без костюма Armani ни обходится ни один супергерой — будь то Брюс Уэйн, Итан Хант или Дэнни Оушен.

Х

Хорошие дела

В 2002 году дизайнера назначили послом доброй воли Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Разумеется, не просто так, а в награду за благотворительную деятельность, а также неоднократные выступления в защиту афганских беженцев. Кроме того, Джорджо явно обеспокоен нехваткой чистой воды в странах третьего мира: его кампания Acqua for Life уже девятый год занимается этим вопросом.













Ц

Церемония

Пожалуй, без Армани не было бы красных дорожек в том виде, в котором знаем их мы: с большим количеством дизайнерских платьев и костюмов. Маэстро сообразил, что звезды не то что могут — просто обязаны блистать на «Оскаре» в его элегантных, не лишенных изюминки нарядах; не говоря уже про то, какой рекламой это обернется для марки. Свою первую «чемпионку» итальянец одел еще в 1978-м; это была Дайан Китон — и она в тот вечер стала «Лучшей актрисой» за роль в «Энни Холл». В начале девяностых Armani и вовсе «монополизировала» церемонию: Джессика Тэнди, Джоди Фостер, Эмма Томпсон — все эти победительницы были в нарядах марки. В 2018 году Armani взял под крылышко команду «Формы воды» — режиссера Гильермо Дель Торо и актрису Сэлли Хоукинс. И в общем-то не прогадал: картина в итоге забрала главный приз.

Джулия Робертс в костюме Armani на вручении премии «Золотой глобус», 1990

Салли Хоукинс в Armani Privé



Ч

Я

«Частный»

Яркий цвет

Armani Privé Couture осень-зима 2018-19

Armani Privé Couture весна-лето 2017

Кутюрная линия Privé появилась в 2005 году — сразу к двум юбилеям: 30-летию марки и 70-летию дизайнера. Первая коллекция включала всего 31 образ. Для сравнения: в последней на данный момент коллекции луков без малого сто. Назначение понятно: это платья для важнейших красных дорожек — от Канн до «Оскара».














Как и многие его коллеги, Армани предпочитает одеваться в черный. А вот на подиуме дает себе волю: несмотря на достаточное количество все того же черного и нейтральных оттенков, редкий показ обходится без признания в любви ярко-розовому и фиолетовому. А два года назад Маэстро и вовсе посвятил коллекцию Privé оранжевому — словно решил поиронизировать над тем, что это new black.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true