Blueprint
T

 Стиль в фильме «Другое имя»

3 февраля в российский прокат вышел драматический триллер «Другое имя». Главную роль в нем сыграла Светлана Ходченкова. Она же продюсер картины, а еще — амбассадор дома Bulgari, при поддержке которого и случился фильм. Анастасия Лябина уже посмотрела его, поговорила с художницей-постановщицей Златой Калминой и считает, что мода — одна из главных героинь этой истории.


бэкстейдж съемок фильма «Другое имя»

«Почему мы не встретимся?» — «Потому что я уехала». Полнометражный режиссерский дебют выпускницы МШНК Веты Гераськиной начинается со лжи — в ней погрязла главная героиня «Другого имени» Лиза, которую играет Светлана Ходченкова. Женщина живет (вернее, даже существует) в минималистичном особняке вместе с мужем Петром (Якоб Диль), говорящим с немецким акцентом. Детей у них нет, зато есть четыре элегантные борзые собаки и шоколадная фабрика в собственности.



Жизнь Лизы проходит размеренно, она окружена атрибутами роскоши: дорогие машины, ужины, поданные под красное вино в лучших ресторанах или приготовленные домработницей, застолья на фабрике, где даже в день рождения сотрудника тост поднимают еще и за Петра и Лизу, арт-перформансы, где собираются богатые коллекционеры современного искусства. Нет лишь счастья: все вокруг — фальшивые декорации, способные замаскировать, но не заполнить душевную пустоту.


Что-то внутри Лизы сломалось, это видно сразу. За образом железной леди, каменным выражением лица, сдержанным поведением на людях и безучастностью дома скрывается хрупкость, ранимость, и в то же время невозможность ее легитимно прожить. Кажется, что героиня Ходченковой — абсолютно лишняя в мире, в который она, казалось бы, так органично вписывается. Ее утонченный гардероб, в начале фильма представленный преимущественно черными платьями-футлярами, жакетами темных оттенков в сочетании с мини-юбкой, ботильонами на шпильках и черными тонкими колготками, адекватны и холодности героини, и ее изысканному быту, в котором преобладают 50 оттенков серого. Они и на шоколадной фабрике, и в кабинете Петра, и в доме пары, и в случайных повседневных локациях вроде подземной парковки и кабинета косметолога. Эти лаконичные пространства подавляют своей монохромностью и подчеркивают пустоту Лизиной жизни: все в них неизменно, неуютно и тревожно.


На этом фоне отчетливо заметна инаковость Лизы, ее инородность. Вот она в черном платье без рукавов и с единственным ярким аксессуаром — сверкающих серьгах Bulgari — сидит за праздничным столом в окружении сотрудников фабрики, поголовно, как и Петр, одетых в строгую униформу: серые брючные костюмы. А вот Лиза приходит на арт-перфоманс, снова в черном платье, но с обнаженными плечами и высоким разрезом; на шее — черный медицинский фиксатор, в руке — трость.


Другой мир действительно существует — точнее, тот, куда ее тянет, где есть что-то искреннее и живое. Каждую неделю она снимает комнату в гостинице с зелеными стенами и красным ковром, напоминающую цветовую гамму отеля «Оверлук» из «Сияния» Стэнли Кубрика и «Ночное кафе» Ван Гога (который считал это цветовое сочетание отражением пагубных страстей человеческих). «В этом фильме нет секретных шифров или тайн, от которых надо искать ключ. Все художественное решение следует одной идее — с помощью деталей дорассказать все истории, которые вербально не могут быть раскрыты», — рассказывает художница-постановщица «Другого имени» Злата Калмина, которая отвечала за предметный и пространственный миры фильма. В этом отельном номере героиня Ходченковой ждет видеозвонка от девочки-подростка с пепельным каре (зрителю еще предстоит узнать, какую роль эта девочка сыграет в судьбе героини). Их короткие, назначенные на определенное время диалоги — всегда обрывистые и отстраненные: в фильме так общаются в принципе все. Но если в мире Лизы так просто принято, то в мире семнадцатилетней Ульяны (Екатерина Федина) не ясно, как можно иначе.


Ради Ули Лиза отправляется и в грязную придорожную шиномонтажку, и в стриптиз-клуб, приватная комната которого похожа на красную комнату из «Твин Пикса». Здесь намного меньше света, нет серых оттенков, а треть кадра почти всегда в тени. Но Лиза все так же элегантна со своими жакетом и ботильонами. Ульяну же мы почти всегда видим в одной и той же коралловой курточке, ярком пятне в однотонном мире Лизы. Будь то в бежевом минималистичном бутике, где на вешалках виднеются только белые вещи из летящей ткани, или же в серой массе станков и людей в униформах. Это мы уже видели у Ларса фон Триера в «Танцующей в темноте», тоже сквозь заводские камеры видеонаблюдения. «Не все то реальность, что мы видим глазами. Что-то происходит вне поля нашего зрения, и только записи с камер могут нам об этом рассказать», — объясняет этот прием Злата Калмина.


Стиль Лизы меняется и становится приближенным к повседневному, более живому, во второй половине фильма — когда эмоции уже не скрыть, а правда, которую она тщательно утаивала от мужа и не могла принять сама, обнажается. Женщина появляется в кадре в темных джинсах и бежевых футболке или джемпере, которые сливаются с шейным бандажом, а на ногах уже не каблуки, а лоферы. После вхождения Ули в мир Лизы и соединения двух контрастирующих реальностей, жизнь героини приобретает человеческие черты. Разговоры становятся более вовлеченными и длинными, на столе вместо дорогого стейка с кровью появляется пицца, а в холодном большом доме — нежные прикосновения и теплые слова. Даже выражение лица Ходченковой становится мягче. Оказывается, Лиза все это время была чувственной женщиной, способной любить. Просто раньше было некого.


бэкстейдж съемок фильма «Другое имя»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}