Как бы нам прошить старушку
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
«Плох тот модный журналист, который не писал о сумке Chanel», — постановила редколлегия The Blueprint в начале месяца. И так удачно совпало, что как раз в феврале, 70 лет назад, случилась революция — Габриэль Шанель представила первую в истории женскую сумку на плечевом ремне. Нелли Асриян решила, что плохим модным журналистом быть не хочет, — поэтому (и из уважения к дамам за 70) рассказывает все, что нужно знать о сумке Chanel 2.55.
![Chanel 2.55](/upload/34034/vms/12d4448a4002577e87b044aa022441b8_small.png)
Chanel 2.55
Первая в истории женская сумка на длинном ремешке — Chanel 2.55, именованная месяцем и годом своего рождения, появилась на свет, теперь нетрудно догадаться, в феврале 1955-го — ровно 70 лет назад. Тогда Габриэль Шанель «надоело держать сумку в руках», и модельер решила сломать скрепу — наконец освободить женщин от неудобных ридикюлей на запястьях и локтях. Так, взяв за образцы холщовый солдатский подсумок и кожаный офицерский планшет на плечевом ремне, она придумала свой более элегантный вариант. Из черной телячьей кожи, с прямоугольным поворотным замком (названным Mademoiselle в честь незамужнего статуса Коко). Вместо ремня — двойная металлическая цепочка. Эту фурнитуру Габриэль подсмотрела у смотрительниц почти родного ей женского монастыря в Обазине — монахини носили на таких цепочках ключи от кладовых. И это, кстати, не единственная отсылка к аббатству: бордовая подкладка внутри ассоциируется со школьной формой его воспитанниц, а фигурная стежка снаружи — с витражами. Хотя по другой, кажущейся более вероятной версии эту стежку ромбом Шанель списала с вальтрапов (они же потники) для лошадей и стеганых курток конюхов — к верховой езде Мадемуазель питала особый пиетет.
Жаклин Кеннеди
Габриэль Шанель
Впрочем, больше, чем езду, Габриэль любила наездников — вспомним романы с некогда кавалеристом Этьеном Бальсаном, князем Дмитрием Романовым или герцогом Хью Ричардом Артуром Гросвенором. Поэтому помимо отсылок есть в сумке и пасхалки — вроде скрытого от глаз под двойным клапаном кармана на молнии, в котором, говорят, Коко хранила любовные письма. Во внутреннем отделении всегда лежала помада, а в наружном кармане, который за изогнутую форму в ателье Chanel прозвали «улыбкой», — деньги.
Chanel 2.55
Роми Шнайдер
Марчелло Мастроянни и Анук Эме
Габриэль Шанель
Кстати, о них: в 1955-м Chanel 2.55 классического среднего размера (маленькая и большая версии появились намного позже) обходилась женщинам в $220, на рубеже тысячелетий в $1500, а ценник 2020-го подскочил аж до $6500. Сейчас на официальном сайте модного дома максимально приближенную к оригинальной 2.55 сумку (выпущенную Карлом Лагерфельдом в 2005-м к 50-летию аксессуара) — среднего размера, из состаренной черной телячьей кожи, с золотистым квадратным замком и такого же оттенка цепочкой — можно застать за $10 800. Открывая калькулятор: за 70 лет стоимость сумки выросла почти в 50 раз. Сказать, что инвестиция выгодная, значит не сказать ничего.
![Chanel 2.55](/upload/34034/vms/06beb3b54435185daf11079f8cb11dbf_small.png)
Марго Робби и Chanel 2.55
Кейт Мосс и Chanel 2.55
Перис Хилтон и Chanel 11.12
Справедливости ради, 2.55 привлекает не только модных инвесторов, но и коллекционеров. В 1983-м на радость им и себе Лагерфельд породил ее двойняшку — сумку Chanel 11.12. У нового имени история более прозаичная: сумка названа в честь своего же кода в товарной матрице модного дома — 01112. Аксессуар, на который уходит 15 часов ручного труда, собирается, как и 2.55, по принципу «сумка в сумке», когда внутренняя часть вставляется во внешнюю, выворачивается, прошивается и вновь выворачивается. Получается сумка все той же прямоугольной формы, с ромбовидной стежкой и бордовой кожаной подкладкой. Отличается от 2.55 она лишь замком из скрещенных С и ремешком — из цепочки с упрощенным плетением, через которое протянута кожаная лента. А еще (и главное) количеством итераций.
)
(
Chanel 11.12
Ким Кардашьян и Chanel 11.12
2014
2015
2016
2019
2020
2021
2022
2024
2025
Оглядываясь назад, можно предположить, 11.12 Лагерфельд создал и для того, чтобы, не беспокоя оригинальный дизайн Шанель, экспериментировать с сумкой все 36 лет их отношений: жонглируя размерами, материалами и декором. Пусть даже в итоге версии из твида или денима, с пайетками или стразами всегда уступали в популярности классической — из черной кожи и с золотистой фурнитурой. По крайней мере, именно ее так любили выгуливать Ким Кардашьян, Виктория Бекхэм и Пэрис Хилтон. Вот и один из последних кампейнов Chanel, снятый Инез ван Ламсвеерде и Винудом Матадином, посвящен 11.12. В небольшом черно-белом фильме за ужином Пенелопы Крус и Брэда Питта сумка, вопреки всем правилам этикета, оказывается на столе — ровно как Chanel 2.55 во время ужина Анук Эме и Жана-Луи Трентиньяна в фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина» 1966-го. Габриэль, так любившей нарушать (или, по ее же словам, «разрушать») правила, понравились бы обе сцены.
Кадр из фильма «Мужчина и женщина», 1966
)
(
Пенелопа Круз и Брэд Питт в кампейне Chanel