Как выглядят и чем похожи сентябрьские обложки мирового глянца?
Один из главных документальных фильмов о жизни глянца называется «Сентябрьский номер», и это не случайно. Первые номера осени — самые объемные и по содержанию, и по количеству рекламы, а их обложки — всегда событие: в сентябре редакции особенно стараются перещеголять друг друга в выборе модных героев, тем и визуальных приемов. Мы изучили все опубликованные сентябрьские обложки этого года и обнаружили несколько явных тенденций — не всегда новых, но «продающих» осенью 2019-го.
Смешение шрифтов
Этот сентябрь особенно важен для Vogue: в Париже вышел тысячный номер легендарного журнала. По этому поводу на Vogue Business опубликовали большое интервью с главным редактором Vogue Paris Эммануэль Альт, а сама Эммануэль вместе с командой придумала юбилейному номеру сразу четыре обложки: каждая посвящена одной из столиц моды — Милану, Парижу, Лондону и Нью-Йорку.
Дело, конечно, не в числе обложек; этот ход глянец использует с 2000-х (одним из первых мультикаверы сделал Teen Vogue). Французский Vogue отличился другим приемом — смешением шрифтов. Поиграть шрифтами решили и другие арт-диры Vogue — в Нидерландах, Польше и Корее. Похожее оформление у обложек голландского Harper’s Bazaar и британского Marie Claire.
Минимализм в выносах
Многие дизайнеры глянца решили, наоборот, не заморачиваться со шрифтами — и просто убрать почти весь текст с обложки. Возможно, это связано с всеобщей усталостью от переизбытка информации, а может, причина в инстаграме как основном канале промо и продаж изданий. Инфлюенсеры охотнее постят фотографии с обложками журналов альбомного типа — без лишних выносов. Это замечают и сами журналисты. Например, Стивен Каннелла, редактор Sports Illustrated, в интервью порталу The Ringer еще в 2018 году говорил: «То, что захватывает людей сегодня, — не заголовок или вынос, который выделяется на фоне других в газетных киосках. Что важнее в сегодняшнем цифровом мире — поразительный образ, который захватит внимание человека во время просмотра ленты новостей». В сентябре эту гипотезу проверяют российский, украинский и японский Vogue, а также американский Allure с Энн Хэтэуэй.
Обнаженные женщины
Лицо Энн Хэтэуэй на обложке Allure не перекрывают текстовые выносы, а тело — одежда. И, похоже, это тоже тенденция. Если редакторы греческого и корейского Vogue, а также Harper’s Bazaar с Кейт Мосс не до конца раздевают моделей, то американский Marie Claire и Vogue Czechoslovakia полностью отказываются от одежды. Причем женщин теперь раздевают не ради объективации, а во имя идеи. Например, три обложки Vogue Czechoslovakia с Джорджией Мэй Джаггер, Гидре Дукаускайте и Грейс Бол с объяснительным вопросом-лозунгом New season no clothes? как будто продолжают дискуссию о роли одежды в современном мире. Эту дискуссию еще в июле начала Мария Грация Кьюри во время последнего кутюрного показа Dior в Париже: тогда шоу открывала модель в футболке с надписью Are clothes modern? — цитатой из одноименного эссе и выставки архитектора Бернарда Рудофски.
Extra Extra, No 11
Подчеркнутое разнообразие
С момента первого появления чернокожей женщины на обложке Vogue прошло 53 года: в марте 1966-го cover-girl британского Vogue стала модель Даниэль Луна. Сейчас такой обложкой никого не удивишь, но и понятие diversity стало в разы сложнее. Образцовыми примерами сентябрьских номеров, работающих с актуальной повесткой, стали японский Vogue с групповым портретом шести моделей разного происхождения, канадский Elle с Винни Харлоу и Стефаном Джеймсом в главных ролях и, безусловно, американский Interview с самой популярной дрэг-королевой мира РуПолом (этот номер точно станет коллекционным). Но самым громким вестником разнообразия стал британский Vogue. Главред издания Эдвард Эннинфул пригласил герцогиню Сассекскую Меган Маркл возглавить выпуск в должности приглашенного редактора — и они поместили на обложку сразу 15 портретов женщин, которые меняют мир сегодня. 16-й слот из зеркальной пленки сделан для того, чтобы любая читательница могла представить себя героиней British Vogue.
Черно-белая гамма
Обложка British Vogue иллюстрирует и еще один тренд. Через черно-белый фильтр прошли две из четырех обложек австралийского Vogue с Марго Робби. Такой же прием использовали в греческом Vogue, а также в Harper’s Bazaar. Обложки с топ-моделями Кейт Мосс и Кэролайн Мерфи благодаря печатной синдикации (когда один и тот же материал публикуют издания в разных странах) украсили большинство сентябрьских выпусков журнала, от Испании до Австралии. И даже бодрый независимый V Magazine вспомнил про ч/б при подготовке юбилейного, 20-го номера: его обложку украшает черно-белая фотография певицы Билли Айлиш, чей трек Bad Guy возглавил рейтинг Billboard 100. Магическая Билли со «змеиным» венком на голове и букетом лилий в руках гипнотизирует читателей, а в диджитал-версии еще и приглашает их присоединиться к спиритическому сеансу.
моноцвет
Есть и обратная тенденция — главенство цвета. Именно цвета, а не цветов, поскольку речь об одном оттенке, полностью «залившем» всю обложку. Если австралийский Vogue не смог определиться, какому тренду следовать, сделав обложки с Марго Робби и в черно-белом варианте, и в голубом, то, например, команды британского Elle, американского Vanity Fair, а также южноафриканской и британской версии Cosmopolitan выбрали любимый цвет месяца, подобрав фон и одежду героини в тон. В стороне не остались и более нишевые издания: The Cut и LadyGunn.
A Magazine, No 18
Новый модный возраст
Кажется, глянец — как и весь мир моды — постепенно избавляется от культа молодости. Так, на недавнем показе Valentino на Неделе высокой моды в Париже креативный директор бренда Пьерпаоло Пиччоли пригласил выйти на подиум 75-летнюю Лорен Хаттон. Актриса стоит в авангарде этой возрастной революции — еще два года назад Хаттон появилась на обложке Vogue Italia, став самой взрослой из cover-героинь в истории Vogue.
В сентябре глянец продолжает тенденцию, заявляя, что женщины, которые добились успеха несколько десятилетий назад, не просто продолжают карьеру сегодня, но и определяют 2010-е в моде и культуре. В их числе — Селин Дион, которую пригласили сразу для двух обложек: британского Harper’s Bazaar и 15-го выпуска проекта Карин Ройтфельд CR Fashion Book. Другие издания Harper’s Bazaar отдали должное супермоделям Кейт Мосс и Кристи Тарлингтон, которая в начале года впервые за 20 лет вышла на подиум по просьбе Marc Jacobs. InStyle позвали на обложку юбилейного номера (журналу исполнилось 25) Джулианну Мур, а Elle UK — Анджелину Джоли. 50-летняя Хелена Кристенсен появилась на обложке Vogue Beauty Japan и, наконец, Джейн Фонда — на обложке Gio.
На самом деле все это придумали независимые издания
Сегодняшний рынок толстых журналов — это и проекты больших издательских домов, и полностью независимые. Вторые во многом смелее, хотя и реже выходят — от двух до шести раз в год. И, судя по всему, «большой глянец» к ним внимательно присматривается.
Например, еще в июле героиней обложки «модного выпуска» арт-журнала Foam Magazine стала бабушка фотографа Хадара Питчона – Нона. А отвязную ироничную Кейт Мосс еще в мае показали в бельгийском A Magazine, вышедшем под кураторством креативного директора мужского Dior Кима Джонса. Голые тела в расфокусе были на обложке 10-го Numéro Homme Berlin, а обложка шестого флагманского Numéro Berlin с женщинами-военными в смысле разнообразия типажей, пожалуй, посильнее 15 портретов британского Vogue. Другими словами, глянец пытается стать (или как минимум выглядеть) более смело. Хороший пример — чехословацкий, португальский и украинский Vogue, которые не входят в Condé Nast и работают по франшизе. И аудитория это принимает — как минимум поддерживая лайками и постами в телеграме.