Дольче наш
Под утро 31 августа завершились празднования Dolce & Gabbana в Венеции. Вы точно участвовали в них, даже если не были приглашены, — от фотографий звездных гостей шоу, новостей о коллекциях бренда и мемов в эти дни не могли скрыться даже те, кто искренне этого хотел. Итальянская феерия продолжалась три дня и три ночи, прямо как в известном пророчестве. И это не единственное совпадение, которым Dolce & Gabbana напомнили Насте Сотник о Библии в эти дни.
...и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли
Дольче и Габбана, обычно показывающие кутюр сразу после недели высокой моды в Париже, в этот раз отделились от модного календаря, чтобы устроить домашний праздник для друзей и любимых клиентов. Правда, для этого дуэт позвал гостей не в Милан, где находится штаб-квартира бренда, и даже не на родную Сицилию, а в Венецию. Впрочем, тут дизайнеры все три дня вели себя как дома, если не свободнее. К тому же они призвали гостей: буквально с порога их отправили на показ домашней линии Dolce & Gabbana Casa.
Презентация в пространстве венецианской Школы великого милосердия сразу определила характер всех предстоящих мероприятий: это не показы и шоу в привычном для модных критиков понимании, это не актуальное модное высказывание — это трехдневный коммерческий марафон по повышению лояльности у постоянных клиентов, привлечению новой аудитории и увеличению охватов в прессе. Отсюда — дебютная линия для дома Dolce & Gabbana, которую клиенты дома, скорее всего, давно ждали, устав стоять в очередях за мгновенно разлетающимися предметами из коллаборации Dolce & Gabbana и SMEG. Плюс это еще и способ подчеркнуть тот факт, что марка активно поддерживает итальянских ремесленников. После рассказов про вдохновение не только сицилийской керамикой, но и муранским стеклом выбор Венеции как места для праздника имени Dolce & Gabbana даже показался вполне обоснованным.
... большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим
«Около 400 супербогатых клиентов было на кутюрных шоу Dolce & Gabbana [в эти дни]», — докладывает из Венеции критик американского Vogue Люк Литч. Вот и ответ на гневный вопрос инфлюенсеров и независимых журналистов «Для кого это все?!», отсмотревших и кутюрную женскую коллекцию Alta Moda, и мужскую Alta Sartoria, и презентации высокого ювелирного искусства и часовых новинок для мужчин. Это все для них — тех, кто обеспечил в Венеции явку, которой, по словам очевидцев, не может похвастаться даже Венецианский фестиваль. Для супербогатых женщин и мужчин, «живущих в неге и роскоши», окружающих себя искусством с ног до головы. Будь то платья с вышивками ручной работы по мотивам витражей из все того же муранского стекла и узоров на площади Святого Марка, платья-, накидки- и пиджаки-гобелены, пальто из цветов, выбитых из серебра, туфли-бокалы. Да, большую часть из этого, скорее, проще представить под музейными витринами, чем на красных дорожках, хотя кейп из кос и кокошник из волос Лены Лениной на красной дорожке в Каннах — на наш взгляд, match made in heaven. Для них же и высокое ювелирное искусство, кстати, выполненное по всем трендам: тут и очень крупные разноцветные камни, и тончайшей работы мозаика, и ставка на колье. За всем этим, несомненно, сотни часов ручной работы и сложнейшие техники — главные критерии искусства для тех, на кого сегодня очевидно работают Dolce & Gabbana.
... если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного
«Как-то это старомодно», — возможно, подумали вы при виде всех этих нарядов. «Пускай! Нам так нравится, и мы знаем около 400 людей, кто это разделяет», — будто отвечают Доменико Дольче и Стефано Габбана, давая понять, что не собираются гнаться за трендами, а просто хотят пропагандировать роскошный образ жизни, в котором разбираются лучше всего, поскольку сами им живут уже долгое время. Тут, правда, дизайнеры немного лукавят: верить в то, что они поддерживают все последние кутюрные тенденции случайно, мы отказываемся. Если мужской кутюр Alta Sartoria Доменико и Стефано давно показывают, то «молодежный», рассчитанный на более юную аудиторию, — кажется, впервые.
Если Демна Гвасалия в Balenciaga омолаживал высокую моду концептуально, создав кутюрную футболку и свитер, то Dolce & Gabbana действуют в лоб и просто делают уменьшенные версии взрослого кутюра. И, что забавно, показывают их на, по сути, уменьшенных версиях клиентов кутюра взрослого — на их детях. Так, на шоу Dolce & Gabbana в Венеции прошлись Чанс, Джесси Джеймс и Д’Лила Стар (дочери Пи Дидди), Дева Кассель (дочь Моники Беллуччи), Эммелин Бэйл (дочь Кристиана Бэйла) и Лени Клум (дочь Хайди Клум). Вряд ли довольные родители, которые следили за дебютами из первого ряда, удержатся от дабл-дрессинга со своими отпрысками. Хайди Клум вот уже не удержалась и облачилась с дочкой в почти одинаковые блестящие наряды на один из ужинов бренда.
Составляя список гостей, Dolce & Gabbana тоже сделали ставку на разновозрастную аудиторию в разбросе от Хелен Миррен и Джей Ло до Megan Thee Stallion и Ольги Карпуть. Отсюда такой коктейль из мероприятий помимо показов и презентаций. В музыкальном лайнапе Дженнифер Хадсон, исполнившая Nessum Dorma из оперы «Турандот», соседствует с Bebe Rexa и Doja Cat. Фестиваль из всех туристических штампов Венеции в лице гондольеров, мимов и актеров в карнавальных масках. А еще танцы допоздна и стриптиз под утро — и никаких попыток сбалансировать «высокое» и пониже. Зачем? Гости любят все и сразу, ведь это можно моментально превратить в роскошный инстаграм-контент.
... отложите обиды и угнетения и творите суд и правду
Во всей этой феерии друзья, клиенты и сами дизайнеры, похоже, забыли про имиджевые грехи Dolce & Gabbana, и в этом их упрекают независимые журналисты и блогеры. А что, на подиуме же пропорционально много темнокожих и азиатских моделей, разве этого недостаточно? Расовая репрезентация среди гостей тоже вроде была выдержана, хотя клиентов из Азии в Венеции было заметно меньше (тут аргумент, полагаем, железный — надо было больше покупать). Правда, в соцсетях и на сайте китайского Vogue про выступление Dolce & Gabbana в Венеции ни слова, а японский отбился лишь одним формальным постом в инстаграме, что на фоне обильной поддержки американского Vogue и личного присутствия Анны Винтур, мягко говоря, бросается в глаза.
Но американский рынок сегодня, похоже, интересует бренд больше, чем азиатский, где продажи компании продолжают падать после того самого скандала. Кроме делегации американских критиков Dolce & Gabbana позвали еще и десант звездных стилистов. Тут и фаворитка Бейонсе Зерина Акерс, и Мейв Рейли, ответственная за модную трансформацию Меган Фокс, и многие другие. А тем, кто не смог доехать (среди таких, к нашему удивлению, Никола Формикетти, который, как нам кажется, вполне мог бы приодеть в кутюр Dolce & Gabbana синьориту Гагу), дизайнеры наглядно показали, что их кутюрные наряды идеально подходят для сцены — опять же благодаря выступлениям звезд. Так бюджеты — и на трехдневный праздник, и на рекламную поддержку — помогли модному сообществу отпустить Dolce & Gabbana грехи и забыться. По крайней мере, на три ночи и три дня.
… молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась
В определенный момент праздник Dolce & Gabbana в Венеции обрел мистический окрас. И дело не только в том, что иные головные уборы моделей и гостей напоминали священные нимбы. Во время шоу Alta Moda на закате начался дождь — и небо озарила радуга. На ум сразу пришло: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею...». А буквально через мгновение после финала шоу небольшой дождь над площадью Сан-Марко превратился в ливень, и Доменико Дольче воскликнул: «Я католик, поэтому я попросил Деву: „Пожалуйста, подожди немного! Пожалуйста!“».
Днем позже, во время мужского Alta Sartoria, венецианское небо и вовсе осыпало Dolce & Gabbana «апокалиптическим» градом. Гости спасались, прикрывая головы клатчами, а модели продолжали показывать высокую моду, уворачиваясь от осадков. Прямо как Доменико и Стефано, продолжающие гнуть свою линию — в ДНК бренда, PR-стратегии, в своем характере, наконец, в моде.