Как вакцинировались московские ритейлеры
Правительство Москвы поставило столичным ритейлерам жесткий дедлайн — и касается он не продаж, а вакцинации сотрудников. Вот-вот настанет день X — 15 августа, когда в каждой компании из сферы услуг должны быть привиты 60% работников. Настя Сотник занялась самой нелюбимой частью своей работы — и пошла проверять, какой статус по дедлайну у крупных модных московских ритейлеров.
Во всем мире полным ходом идет кампания по вакцинации. Местами это выглядит модно и обаятельно. Например, в случае с певицей Долли Партон, которая спонсировала разработку вакцины Moderna и записала милое агитационное видео прямо во время прививки. Или Марком Джейкобсом, который нарядился на прививку не хуже, чем на показ. Или стилистом Викторией Секриер, которая пришла ставить «Спутник V» в идеальной для этого «дырявой» водолазке Prada.
Местами же все проходит весьма агрессивно: если говорить о России, то дело не только в ожесточенных боях между сторонниками и противниками вакцинации, но и в городских билбордах с, мягко говоря, бескомпромиссными призывами к действию («Сколько должно умереть, чтобы ты привился?», «Хватит бояться. Сделай прививку» — вот это все). В случае с бизнесом, а точнее, с ритейлерами вакцинация проходит «добровольно-принудительно».
Сегодня 13 августа — это значит, что через два дня большая часть персонала, с которым вы встретитесь во время шопинга в Москве, будет вакцинирована. Такой дедлайн для ритейлеров установил мэр Сергей Собянин: 16 июня он подписал указ, по которому до 15 июля компании из сферы торговли и услуг, общественного транспорта, питания и такси должны были привить минимум 60% сотрудников первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а до 15 августа — сделать так, чтобы работники сделали вторую половину прививки. Спустя чуть меньше месяца, 6 июля, поставщики и продуктовые ритейлеры ассоциации «Русбренд» (PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble) попробовали сдвинуть сроки, поскольку поняли, что не успевают вакцинировать необходимую часть сотрудников. Модные ритейлеры, осознавая, что власти вряд ли проявят понимание, в это время делали все, чтобы уложиться в дедлайны.
У ЦУМа и ГУМа была фора. Там еще в начале года разбили общедоступные пункты вакцинации, так что сотрудники могли сделать прививку, что называется, не отходя от кассы. Мы сами видели, как руководители «ГУМ-секции» Илья Куснирович и Маруся Ковылова отчитывались (делали фото для соцсетей) о сделанной во время одного из рабочих перерывов прививке. Уверены, так поступали и другие сотрудники ГУМа, а с 5 июля пользовались новым пунктом вакцинации в Гостином Дворе. На данный момент главный универмаг страны укладывается в сроки — 60% сотрудников привиты.
ЦУМ тоже среди отличников. Как мы помним, универмаг быстрее других приспособился к пандемии: компания образцово оптимизировала онлайн-каналы продаж и придумала брендированные защитные экраны, которые раздавала сотрудникам в торговых залах наряду с другими средствами индивидуальной защиты и вкладывала в каждый заказ. Превентивные меры помогли ЦУМу уложиться в сроки по обязательной вакцинации. Как рассказали The Blueprint в пресс-службе компании, ЦУМ организовал вакцинацию для сотрудников еще в марте. На выбор сотрудникам предоставили два варианта: поставить прививку в пункте бесплатной вакцинации ЦУМа либо (для тех, кто не готов стоять в очереди, не доверяет общественным пунктам прививок или по другим причинам не может воспользоваться услугой бесплатной вакцинации) в платных клиниках — при этом компания компенсировала все расходы. После каждого компонента прививки сотрудникам дали возможность взять три дня выходных с сохранением заработной платы для наблюдения за своим состоянием. «На данный момент уже более 70% сотрудников всех департаментов ЦУМа прошли вакцинацию против COVID-19. Остальные недавно переболели и имеют высокий уровень антител», — уточнили в пресс-службе. Безопасность клиентов и сотрудников в универмаге все еще обеспечивают средства индивидуальной защиты, которые находятся в свободном доступе. Не говоря о том, что поверхности в торговом пространстве обрабатываются, а все товары проходят обработку паром.
У «Цветного» форы в виде пункта вакцинации в стенах универмага не было, но это не помешало уложиться в сроки. Как рассказывает управляющий директор универмага Ирина Рябко, на сегодняшний день «первый шот» вакцины есть у 73% сотрудников, а второй — как раз у 60%. Как только вышло распоряжение мэра Москвы, среди сотрудников провели тестирование на антитела за счет средств компании. «Так мы проявили заботу о персонале, чтобы каждый понимал, насколько он защищен на текущий момент», — уточняет Ирина Рябко. Далее всем сотрудникам направили уведомление о необходимости вакцинироваться в установленные законодательством сроки. Тем, у кого не было справки о том, что он переболел в последние полгода, или официального медотвода, предложили несколько опций на выбор: вакцинация в любой из клиник (при обращении в платное учреждение компания возместила все расходы), прививка в одной из сети клиник «Будь здоров» в ходе организованной вакцинации сотрудников или все те же бесплатные пункты вакцинации.
Если вы не любите ходить на шопинг в универмаги, а предпочитаете бутики, то и тут вы теперь будете в относительной безопасности — большая часть сотрудников уже вакцинирована. Поскольку PR-представительства зарубежных брендов не комментируют вопросы, касающиеся корпоративной работы, остается поверить сотрудникам компаний. Успокаивает, что не только на слово: в Gucci на Петровке консультанты прямо с порога покажут цифровой сертификат и добавят, что такие есть у всех сотрудников, а если они и не вакцинированы, то точно недавно переболели и имеют необходимое количество антител. В бутике Hermès в Столешниковом переулке утверждают, что тоже все привиты, поскольку компания соблюдает постановление мэра Москвы. А в Prada говорят, что уже вакцинированы даже не 60%, а 80% сотрудников компании — плюс каждый месяц в бутик приходит медработник, который берет ПЦР-тесты у всего персонала, чтобы контролировать динамику заболеваемости внутри компании.
Разумеется, все эти меры предосторожности нужны не только для того, чтобы заболеваемость снизилась и все мы поскорее победили коронавирус. Бизнес есть бизнес, и он больше думает не о людях, а о своем будущем. И его можно понять: согласно все тому же постановлению мэра, ритейлеров, которые не уложатся в дедлайн, ждут штрафы до 300 тысяч для юридических лиц за нарушение условий вакцинации сотрудников и до 1 миллиона рублей в случае повторного нарушения. Причем, как The Blueprint анонимно рассказал сотрудник одного из люксовых брендов, четко прописанного регламента по штрафам нет и ни один корпоративный юрист не может до конца разобраться в туманных требованиях властей (которые, естественно, оставляют себе поле для маневров в контексте больших штрафов и не регламентированных законом способов избежать их). Добровольно-принудительная вакцинация сотрудников — единственный способ обезопасить себя от возможных санкций.
Как рассказывает тот же источник, тех, у кого нет официальных причин не делать прививку (антител или медицинского отвода), но есть ряд личных аргументов против вакцинации, такая ситуация ставит перед непростым выбором: поступиться убеждениями и вакцинироваться в принудительном порядке или уволиться. С другой стороны, если компании придется выплачивать большие штрафы или ее деятельность будет приостановлена по суду, как обещает Главконтроль, дело легко может дойти до массовых сокращений. «Большинство наших клиентов проводит разъяснительные работы и организует кампании по вакцинации. В частности, я знаю организацию, которая сообщила розничному персоналу, что в случае, если 60% сотрудников не будет вакцинировано, они просто будут вынуждены закрыть некоторые магазины. И в такой ситуации многие останутся без работы. Безусловно, вакцинироваться или нет — это личное решение каждого человека. Однако работодатели сейчас поставлены в такие условия, что приходится уговаривать сотрудников. Ультиматумы вменяемые работодатели ставить не могут и не будут, но работникам понятно, что делать это надо, иначе пострадает компания, команда и вся работа», — рассказывает Оксана Нуриева, консультант практики Retail международной рекрутинговой компании Hays.
По словам Ирины Рябко, в «Цветном» тоже старались как можно деликатнее подойти к вопросу вакцинации персонала. Сотрудников не принуждали, но максимально информировали обо всех аспектах сложившейся ситуации. Главным аргументом в пользу вакцинации также была возможность скорее вернуться к нормальной жизни. «Тем более что уже сейчас есть позитивные изменения — количество заболевших меньше, сняты ограничения для кафе и ресторанов, торговому персоналу позволено не носить перчатки. Понять, что уже это счастье, может только тот, кто работал по 12 часов каждый день в перчатках больше года», — говорит Ирина Рябко. По словам сотрудника Prada, большинство персонала бренда тоже отнеслось к необходимости вакцинироваться с пониманием, так что и там обходится без увольнений.
Когда программу по обязательной вакцинации сотрудников ретейла только анонсировали, мы забеспокоились, что она нанесет удар по индустрии и рынку труда, но, кажется, хотя бы эта беда миновала. По словам Оксаны Нуриевой, на сегодняшний день никаких существенных изменений нет, за исключением того, что некоторые соискатели вакансий теперь интересуются, обязательно ли вакцинироваться при приеме на работу или показывать справку о вакцинации. И вот что она отвечает: «Пока в компаниях, с которыми мы работаем, все идет в рамках рекомендаций, а не обязательных условий и ультиматумов. Однако не исключаю, что ситуация может измениться вместе с условиями и правилами, которые могут также измениться в силу обстоятельств». Мы же со своей стороны напомним: вакцинироваться или нет — ваш личный выбор, аргументов «за» или «против» наберется сполна. Как теперь принято прощаться в деловых переписках, «берегите себя и оставайтесь в безопасности».