Добро пожаловать в Fix Price имени Йе
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Единственным событием, которое смогло отвлечь публику от показов на неделе моды в Милане, стала listening-вечеринка Йе в поддержку нового альбома Vultures 1. Очевидцы рассказывают, что купить официальный мерч пластинки возле площадки предлагалось за 40 евро — это в два раза дороже, чем те же самые вещи на Yeezy.com. С недавних пор вся одежда на сайте Канье стоит 20 долларов, включая одиозные носки YZY Pods, которые раньше стоили 200 долларов, и майку WET из коллаборации с Мовалолой Огунлеси, которую активно продвигает (то есть носит) жена Уэста Бьянка Цензори. Алена Важенина, в то время как ее коллеги уже ждут заказ от Канье, рассматривает этот аттракцион невиданной щедрости с этической, экономической и эстетической точек зрения.
Похоже, что акция «все по 20» — не просто очередной твист Йе, привыкшего в последнее время подогревать интерес публики в том числе за счет экстравагантных выходок. У жеста есть гуманистический подтекст и благое намерение — рэпер как-никак человек воцерковленный: с 2019 года еженедельно проводит воскресные службы со своим госпел-хором Sunday Service. Впрочем, когда ты не только прихожанин, но и один из самых талантливых продюсеров своего времени, ничто не мешает брать на курок двух зайцев сразу, а именно придерживаться курса «и себе, и людям». Так, по одной из фанатских теорий, цифра 20 появилась, чтобы подсветить двадцатилетие дебютного альбома Канье The College Dropout.
Пластинка, которую в хип-хоп-индустрии признают сейсмической, вышла 10 февраля 2004 года. И ровно в этот день, спустя 20 лет (а еще 12 альбомов, 24 «Грэмми», два брака и 10 сезонов Yeezy), Йе пригласил всех на аттракцион невиданной щедрости. До кучи — внезапно дропнул новый сборник Vultures 1, который должен напомнить любимый всеми первый альбом и старого доброго Канье в принципе. В итоге, как верно заметил музыкальный критик The Times Джон Караманика, «слушать Dropout после Vultures — все равно что выйти на солнечный свет после заключения в подвале». Но тем еще интереснее послушать, а то и купить два альбома сразу. В общем, по части промо вопрос можно считать решенным.
Этика
YZY GAP
20 долларов — цена, которую Йе неоднократно озвучивал, мечтая о том, что модная одежда должна быть доступна всем, а в конце концов и вовсе стать бесплатной (следующий шаг, по его словам, всеобщий монашеский постриг, но это отдельная тема). Эта утопическая идея живет с ним по меньшей мере два года — так, еще во времена сотрудничества с Gap и Balenciaga рэпер публично песочил оба бренда за то, что отказали ему в затее установить на общую коллекцию fix price в 20 долларов (но, как мы помним, не стали возражать против затеи продавать ее в строительных мешках), а значит, поддерживают классовую дискриминацию. «Мы должны убедиться, что все получают одинаковый доступ к еде, одинаковый доступ к воде, одинаковый доступ к образованию, — декларировал рэпер. — Мы создаем возможности, мы преодолеваем прошлое, мы сосредоточены на будущем». Как почти социалистический лозунг уживается с тем, что Йе поддерживает Дональда Трампа, живое воплощение капитализма, да и вообще не прочь на глазах у всех побрататься с ультраправыми ребятами, объясняется с трудом, если вообще объясняется.
Не слишком уживаются человеколюбивые порывы артиста и с другими его поступками. Начиная с того, что в новом альбоме Канье в обход авторских прав семплирует треки Донны Саммер и Black Sabbath, видимо, считая, что хорошая музыка тоже должна быть доступна всем, и заканчивая тем, что его двадцатидолларовый мерч Vultures 1 подливает масла в только недавно поутихший огонь вражды между ним и всем честным еврейским народом. Дело в том, что футболки Йе с альтернативной обложкой нового альбома (той, что изображает одинокий зонт на пляже в сепии) напрямую отсылают к обложкам норвежской блэк-метал-группы Burzum, чей фронтмен Варг Викернес одно время гордо состоял в организации «Белое Арийское Сопротивление». В курсе ли Канье этих, скажем так, тонкостей, доподлинно неизвестно. Но строчка How I’m anti-Semitic? I just fucked a Jewish bitch из трека Vultures как будто должна убеждать нас, что нет.
VULTURES 1
Burzum
Vultures 1
экономика
«20 долларов — красная цена его товарам», — писали те, кто похвалил Канье за смелость признать качество собственного продукта и наконец назначить ему справедливую цену. Это, конечно, не совсем так. Вспомните, как отзывались о работе с Йе Демна и фотограф Ник Найт, которого привлекли снимать коллаборацию с Gap, и вы поймете, что человеко-часы, которые рэпер вкладывает в работу над, казалось бы, самым элементарным худи, можно оценить в десятки раз больше. Канье и правда может потратить год на изучение синего цвета, чтобы вывести тот самый, что взбрел ему в голову. Провести миллион ночных переговоров, чтобы наверняка донести до команды свою сверхидею. Дать тысячу и одно указание из серии «хотелось бы очень легкую, но при этом теплую ткань, что-то вроде нейлона, но не нейлон» и оставить персонал ломать над этим голову, бесконечно подбирая, а то и изобретая подходящие Йе варианты. «Его совсем не интересует мода, — заключил тогда креативный директор Balenciaga. — Он хочет знать, как можно создать новую версию худи, что будет дальше, что мы захотим носить через 20 лет». То, что на выходе мы видим вполне себе старые версии худи, вопрос уже иного порядка.
К тому же стоит держать в голове, что Канье над брендом работает с суперзвездами, пусть и не менее спорными, чем он сам. Так, относительно недавно назначенный вице-председатель Yeezy — соучредитель технологической компании Hyperloop One, разрабатывавшей сверхскоростной вакуумный поезд по проекту Илона Маска и, правда, уже закрывшейся, а также крупный инвестор Airbnb и Uber Шервин Пишевар (которого погнали из Кремниевой долины в 2017 году, после того, как несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах). Ну а новый Head of design — небезызвестный вам Гоша Рубчинский. Едва ли опальность обоих повод для Канье обделять их кругленькой суммой. Стоимость производства Yeezy, нужно думать, тоже отличается от стоимости производства усредненного массмаркет-бренда с аналогичной продукцией. По меньшей мере с 2019 года Йе отшивает свои футболки не в Китае и не в Бангладеш, где, например, сотрудники H&M Group получают 134 доллара в месяц (и это еще на 50% больше установленной местным законом минимальной оплаты труда), а принципиально в Америке, на собственном заводе в Калифорнии — чтобы обеспечить рабочие места американцам. «Если бы бренд был китайским, он бы производился в Китае. Но бренд американский, и он будет производиться в США». Новая штаб-квартира Yeezy, где вроде как тоже будет цех, причем для ручной работы, сейчас строится в центре Лос-Анджелеса, в прямом смысле у Христа за пазухой: при христианской Cornerstone. Состав вещей, то есть материалы, с которыми Канье работает, по крайней мере в онлайн-магазине не раскрывается, но рэпер как-то обещал, что организует ранчо с овцами, чтобы чуть ли не лично собирать с них шерсть. А еще мы помним представленную в Париже коллекцию, которая на 90% состояла из муслина. Если обобщать, его указания сотрудникам звучат так: «Мы берем лучшие ткани».
Понятно, что демпинг, какой устроил Канье, — привилегия очень богатого человека. Да, некоторые убытки после разрыва отношений с adidas он понес, но в свежих рейтингах самых богатых рэперов Йе все еще превосходит, например, Фаррелла, Дрейка и Эминема. Станет ли он еще богаче после того, как снизил цены на мерч, — покажут время и квартальный финансовый отчет, если компания вопреки традиции его обнародует. Пока же рэпер похвастался, что продажи за первый день акции составили 19,3 миллиона долларов (только одних «носков» продали 260 000 пар). Для сравнения: согласно последнему квартальному отчету adidas, продажа остатков кроссовок Yeezy принесла 437 миллионов долларов (Канье из них получит 15%); это почти столько же, сколько и за аналогичный период прошлого года, до антисемитских высказываний Йе. Если представить, что нынешняя динамика продаж мерча Vultures сохранится, Yeezy и Канье заработают за квартал больше полутора миллиардов. Впрочем, и это звучит как абсолютная утопия.
эстетика
Пока одни пишут, что не стали бы носить вещи авторства Канье, достанься они им даже бесплатно, только в редакцию The Blueprint едут два заказа с Yeezy.com (доставка через соседние города и веси стоит 40 долларов, то есть дороже самих вещей в два раза). Завязывать разговор о том, насколько актуальная коллекция красива, кажется если не смешным, то не имеющим смысла. Это стандартные, слегка свободные худи, доступные в семи нейтральных оттенках (четыре из них — серые), бланковые или помеченные символикой нового альбома лонгсливы с футболками (где-то с необработанными краями), подходящие к ним треники, а также белая майка и ромпер с надписью WET и те самые носки на резиновой подошве. По сути, базовая (и, если верить производителю, качественная) база, за которой по дефолту обращаются в Uniqlo. Интересно, что когда-то Йе буквально открещивался от мерча, потому что футболки с надписями делают все. Только потом он понял, что с ними можно экспериментировать (см. выше, как он просит делать это свою команду), а еще неплохо зарабатывать (в 2020 году перед показом в Париже он рассказал, что заработал на мерче миллион долларов за вечер), и вошел во вкус. А кроме того, такая лишенная изысков одежда отлично укладывается в его концепцию идеального будущего. Того самого, где мы все дружно принимаем схиму и уходим в монастырь под его госпел-альбом Jesus is Born.
Бьянка Цензори в майке WET
VULTURES 1
Но если вдруг вы в лагере тех, кто не прочь покритиковать дизайн Йе, у него для вас есть ответ: "Когда мы, люди, притягиваемся друг к другу, мы притягиваемся и к вещам. Все, что надето на человеке, функционально. Не существует ничего для чистой эстетики. У всего есть цель. И мы — любимая технология Бога". Но это, возможно, уже что-то из области эзотерики.