А ДАВАЙТЕ ЗАПРЕТИМ ФОТОГРАФИИ. вообще все
николай бирюков
Живущий в Лондоне фотограф Николай Бирюков (Vogue, Tatler, Harper’s Bazaar, Esquire) присоединяется к протестам против новой политики Instagram*, который сделал ставку на видео и становится очень похож на TikTok. Кендалл Дженнер, может, и готова постить только reels, но модная и арт-индустрия в ярости. Протест, кстати, работает. Глава Instagram* Адам Моссери сегодня объявил, что возвращает привычный формат ленты: «Я рад, что мы рискнули — если ты хоть иногда не ошибаешься, значит, думаешь недостаточно широко и недостаточно смело... Но очевидно, что нам нужно отступить и сделать перегруппировку. Когда изучим вопрос, вернемся с новой идеей». Это значит, что ближайшие две недели рекомендованных постов в соцсети будет меньше, и выдача видео в полноэкранном формате тоже отменяется. Но Моссери уточнил, что это не навсегда. Так что Николаю Бирюкову с коллегами по fashion- и арт-комьюнити еще предстоит побороться за свои права.
авайте примем простой факт — сегодня мало кого интересует просто подающий надежды фотограф или художник. Мир движется со скоростью света, мы завалены визуальным контентом. А глянцевые издания привыкли в качестве бесплатного бонуса к съемке получать аудиторию фотографа, она теперь по умолчанию причисляется к его профессиональным качествам. Так устроена индустрия, нравится нам это или нет. И вдруг главная соцсеть модного коммьюнити объявляет, что больше не заинтересована в двухмерных изображениях. Ну и как тогда начинающему фотографу заниматься своим продвижением? Где взять сотни тысяч фолловеров?
Естественно, мировые издания, модели и блогеры возмущены. Говорят, что платформа разрушена и, похоже, в скором времени придется с ней прощаться. В своем посте (в Instagram*, конечно) журнал i-D жалуется:
«Так или иначе Instagram* все время развивался и менялся (мы все еще пытаемся забыть эпоху постов с едой и фильтром Valencia), но нельзя отрицать, что недавние обновления материнской компании Meta*, имитирующие конкурирующую платформу TikTok, оставили многих пользователей недовольными».
Кто-нибудь из нас просил, чтобы нас спамили «предлагаемыми» видеоклипами reels и рекламными постами вместо фотографий людей, на которых мы подписаны?
И какое влияние эти изменения окажут на творческие отрасли и независимые компании, которые в настоящее время полагаются на существующую модель IG*, чтобы выжить?
i-D предложил фолловерам поделиться своим мнением в комментариях. Их количество под постом быстро перевалило за 900, нарратив у всех один — очень устали, хотят удалиться, ждут появления стоящей альтернативной платформы для фотографов и художников, которая будет похожа на старый Instagram*. Последнее звучит очень иронично, но мы действительно хотим вернуться к тому, как было раньше (и, если можно, можно не только в соцсетях).
Vice задаются вопросом «В какой момент все пошло по наклонной?» и дают свои версии ответов:
⁃ Когда убрали лайки? — Хммм, нет.
⁃ Постоянное показушничество? — Согласимся, очень раздражает. Но вы не обязаны фолловить ифлюенсеров, если вам настолько не нравятся селфи с Мальдив.
⁃ Instagram* очень сильно старается стать TikTok? — Ах да. Вот в чем дело.
С момента появления Instagram* мы под него постоянно подстраивались: изначальный квадратный формат картинок, ограничения длины видео в 15 секунд, рандомный порядок публикаций в ленте. Мы нехотя начали репостить собственные посты и устраивать опросы в сторис — чтобы не терять охваты. Мы бесконечно замазывали женские соски и спорили насчет изображений обнаженного тела, которые в какой-то момент резко начали нарушать «правила сообщества». Это было непросто, но мы принимали правила игры, потому что благодаря Instagram* выходили на новых клиентов и получали работу.
Но теперь платформа пытается полностью избавиться от главного, за счет чего стала знаменитой, — от простых двухмерных изображений. Руководители инстаграма* в погоне за трендами рассчитывают на то, что каждый пользователь в секунду превратится в профессионального видеографа, создающего вирусный контент. По непонятной причине они не учитывают, что у них совсем другая аудитория. Instagram* давно превратился в бизнес-платформу, построенную на визуале, и далеко не все готовы менять свою эстетику и превращать аккаунт в цирковое шоу с танцами, пранками и котиками. У себя в ленте я все чаще вижу нелепые попытки моих знакомых сделать reels. И все реже вижу сильную фотографию и стоящие проекты — они есть, но алгоритмы такое не показывают.
Мне очень понравился пост модели Карен Эльсон: «Может быть, я старею, может быть, я идеалистка, может, я отстала от жизни (все пункты, скорее всего, верны), но за последние 25 лет я имела честь поработать с многими талантливыми фотографами. Некоторые из них вдохновили целые поколения, повлияли на нашу культуру, изменили общество — и они делают это до сих пор.
Недавно я посмотрела видео, в котором один из руководителей Instagram* говорит, что фотографии и двухмерному искусству пора бы потихоньку двигаться на выход, чтобы освободилось место для большего количества reels и видеоконтента. Лично меня это обескураживает. Фотография вдохновляет нас намного дольше, чем существует Instagram*, но многие современные художники/фотографы/креативщики привязаны к этой платформе, потому что наша ценность теперь зачастую определяется количеством подписчиков, и это сводит с ума.
Не каждый художник хочет быть инфлюенсером (не то чтобы в этом было что-то плохое). Мы можем развиваться параллельно, работая в разных жанрах и не отталкивая художников из других сфер на задворки... One size doesn’t fit all».
Фотографию как жанр хоронят десятилетиями, но видео ее не убило. Как кино не убило театр. А сериалы не убили кино. Тем более это не может сделать соцсеть — но ее руководство может значительно усложнить жизнь пользователей.
Все изменения Instagram* до настоящего момента были органичны, логичны и помогали расширить аудиторию. Но похоже, что платформа уперлась в потолок, и ее руководители не до конца понимают, what is next. Рост новых пользователей падает (кого могли, уже заполучили), все возможные рекламные интеграции уже сделаны, но кабинет CEO наверняка в конце каждого месяца требует от менеджеров отчеты о росте. Все говорит о том, что компания в легкой растерянности, потеряла свою идентичность и, к сожалению, устарела в руках огромной корпорации.
Вот и независимое издание 1 Granary высказалось:
«Мы все годами обеспечивали это приложение контентом, а теперь вынуждены менять площадку, на которой работаем. Это изменение способно убить карьеру художника, если его искусство не является 30-секундным видео...
Давайте же будем проактивными. Будем искать талантливых художников, выводить их имена в топ, делиться работами друг друга и искать вдохновения не только здесь в Instagram*, но и ЗА его пределами».
Лично я давно перестал черпать вдохновение в Instagram*. Я вижу, что для многих фотографов продвижение себя на этой платформе превратилось в работу. Платформа требует ежедневных публикаций, иначе она совсем перестанет выводить тебя в ленту, и люди выворачиваются наизнанку, чтобы каждый день что-то выкладывать. При таком количестве очень страдает качество. Не удивительно, что в последнее время молодые и успешные фотографы все чаще удаляют абсолютно все картинки из своих аккаунтов. Или, как Сэм Рок или Михал Пуделка, публично объявляют, что отказываются от фотографии вообще или на неопределенный срок. Спросите, как в сложившейся ситуации профессионалу рассказывать о себе? Возможно, пора перестать полагаться на цифровые платформы и начать приглашать коллег на кофе, как мы это делали до появления Instagram*. Или как альтернатива — можно взять пример с Лили Аллен и периодически выставлять видеоселфи, на котором ничего не происходит. Ведь новым алгоритмам это так нравится.
д
николай бирюков • есть тема
НИКОЛАЙ БИРЮКОВ • ЕСТЬ ТЕМА
*Instagram и Facebook принадлежат Meta,
которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.