Blueprint
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":41}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":41}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":41}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

бег 

с препятствиями

Согласно зарубежным исследованиям, мировой рынок кроссовок — еще до недавнего времени самой популярной категории обуви — переживает тектонические сдвиги: начиная от значительного замедления роста продаж и заканчивая рокировками в списке лидирующих по темпу развития брендов (спойлер: гигантам вроде Nike и adidas вовсю наступают на пятки). The Blueprint решил узнать, как обстоят дела с кроссовками конкретно в России: поддерживает ли страна общемировую тенденцию или снова идет по «особому» пути.

иллюзия роста и падения

«‎Гиперрост кроссовок закончился. Что дальше?» — задаются вопросом коллеги из Business of Fashion, изучая соответствующую аналитику агентства Euromonitor. Согласно последней, с 2021 по 2022 год продажи кроссовок — еще недавно самой востребованной обувной категории у брендов и ретейлеров — выросли в среднем по миру всего лишь на 2,7%, тогда как годом ранее этот показатель равнялся фантастическим 19,5%. C 2022 по 2023 год и далее, вплоть до 2027-го, прогнозируют эксперты, средний годовой прирост здесь будет составлять 3,6% (с реальными данными за 2023 год мы сможем ознакомиться через квартал). Для сравнения, сообщают они, категория лоферов и другой обуви в стиле преппи, а также мюли и клоги стабильно растут на 5%. «Рынок кроссовок окончательно выдохся, — заключают BoF. — Фаза быстрого роста популярности кроссовок, похоже, уже позади».


Уважаемых коллег хотелось бы сперва немного обнадежить или даже приободрить. Во-первых, тот самый небоскреб почти двадцатипроцентного роста, который они увидели на графиках 2021 года, — во многом просто компенсировал катастрофическое падение продаж в разгар эпидемии Covid-19. Ну а сравнивать всерьез рост продаж лоферов (мюлей, клогов) с кроссовками сложно из-за разных стартовых позиций. К тому же коллеги Euromonitor из агентства NPD Group считают, что бурный рост продаж «неспортивной» обуви — тоже ситуативный, сказалось долгожданное возвращение сотрудников в офисы, посетителей в бары и рестораны, гостей на мероприятия, и в ближайшие несколько лет успехи 2022-2023 уже не повторятся. Журналисты, специализирующиеся на спортивной обуви, например Тим Ньюкомб, предлагают и вовсе отнестись ко всем этим цифрам философски: да, в последние годы (речь идет, скорее, о последнем десятилетии — именно 10 лет назад хайпбисты сполна заменили нам хипстеров) кроссовки действительно пользовались устойчивым спросом, но такова цикличная природа моды — откат ожидаем. Другие верят: едва ли модная публика готова отказаться от кроссовок (пока на аукционах Sotheby’s и Christie’s отдельные пары перепродаются за сотни тысяч долларов, говорить об этом, кажется, и правда не приходится), скорее всего, рынок просто вступает в новую фазу. Фазу, где в выигрыше оказываются иные бренды, модели и каналы продаж, нежели раньше. Причем каждому рынку будет свойственна своя специфика, а нас, разумеется, больше всего интересует рынок российский.

ТОЛЬКО ВПЕРЕД 

Сразу обозначим: все опрошенные The Blueprint участники российского рынка кроссовок — и крупные игроки, и более нишевые — обозначенный спад едва ли ощущают. И более того — рассказывают о продажах либо «размеренных и в хорошей динамике», как, например, магазин Peak, либо о значительно выросших и даже рекордных, как сеть Streetbeat или ресейл-проект Nikita Efremov [интервью с основателем проекта Никитой Ефремовым проводилось во время разбирательств о торговле NE контрафактами, но до закрытия бутиков проекта в Москве и Санкт-Петербурге и изъятия из них пяти тысяч пар кроссовок. — Прим. ред.].


Так, Елена Боровикова, вице-президент по спортивным товарам Inventive Retail Group [группе принадлежат Streetbeat, Hiker, AMAZING RED], говорит, что Streetbeat, у которых на сегодняшний день открыто по России более 60 магазинов, выросли в сравнении с 2022 годом «двузначно». Никита Ефремов, владеющий офлайн-точками в Москве, Санкт-Петербурге, а теперь и в Дубае, конкретных цифр тоже не раскрывает, но фиксирует «самый успешный летний сезон за историю компании» [сам Никита занимается ресейлом уже 7 лет, впервые в офлайн его проект вышел в 2020 году — в виде корнера в ныне почившем Aizel]. «Об угасании рынка кроссовок пока даже с натяжкой не скажешь, — говорит Ефремов. — Мы не заметили замедления роста продаж, наоборот, сильно расширились за последний год. Интерес к кроссовкам и стритвиру только растет». Популярные маркетплейсы эту тенденцию тоже отмечают. «Категория, как и прежде, входит в топ запросов, — говорят, например, в „Яндекс Маркете“. — За последний год мы усилились в направлении „Спорт“ в целом, сделали упор на расширение ассортимента внутри каждого бренда, это позволило увеличить долю продаж в пять раз по отношению к прошлому году». «В 2022 году рост в данной категории составил 17%, — отчитываются о продажах кроссовок уже в Lamoda. — В 2023-м уже промежуточные итоги говорят о том, что интерес к кроссовкам стал еще выше — так, первое полугодие 2023 года превосходит по продажам аналогичный период прошлого года на 11%».


Мало сомнений в том, что двузначные цифры роста всем опрошенным мультибрендовым проектам принесло в том числе закрытие в России монобрендовых сетей — изрядную (хоть и не определяемую точно) часть новых продаж обеспечили потребители кроссовок, обращавшиеся ранее к «официальному поставщику». Но, как утверждают независимые аналитики, и весь рынок в целом — вырос и продолжает расти. По данным гендиректора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, сегмент «Модной обуви в спортивном стиле» — а именно так аналитики определяют кроссовки для носки в повседневной жизни — самая динамично растущая категория на российском рынке обуви прямо сейчас. Сегодня на нее приходится примерно 15% рынка, то есть 73 млрд рублей (еще 10% приходится на специализированную обувь конкретно для занятий спортом и где-то 4% — на обувь для трекинга). «Прогноз прироста оборотов сегмента [модной спортивной обуви] в 2023 году достаточно высокий — до 25-30%», — говорит Анна. Но сразу же добавляет, что во многом такими внушительными цифрами модные кроссовки «обязаны» негативной динамике 2022 года, а именно «прошлогоднему сокращению оборотов на 10% в стоимостном выражении».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":41}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

Глядя на картину, описанную выше, есть шанс решить, что уход из России представительств международных спортивных гигантов никак не пошатнул местный рынок. Но так ли это на самом деле? Ответ — конечно, нет, если речь идет не только о количественных, но и о качественных изменениях. Так, помимо очевидных последствий в виде закрытия монобрендовых бутиков (а значит, перекрытия к самому быстрому доступу к новинкам популярных марок), Лебсак-Клейманс отмечает, например, прекращение спонсорских программ брендов для спортивных команд (adidas, Nike и Puma прекратили одевать российские клубы, adidas заморозил сотрудничество с РФС, рассчитанное ранее до 2026 года), а также остановку локальных коллабораций и специальных спортивных мероприятий для населения (помянем беговой клуб Nike+ и культурно-спортивный центр Nike Box в Москве).

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":650,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":650,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

На вопрос же, что почувствовал с началом СВО не потребитель, но российский бизнес, полностью или частично построенный на продаже кроссовок ушедших брендов, опрошенные нами игроки отвечают по трем сценариям. Первый — его озвучивает Peak, с полок которого исчезли, например, кроссовки Nike: «Ассортимент магазина практически не изменился, как и подход к нему. Уход брендов сильно на выборке не сказался [магазин продолжает делать ставку на „прогрессивные беговые силуэты“]», то есть магазин от выбывших марок просто отказался и восполнять образовавшиеся зазоры не стал. Второй сценарий звучит так: «Снаружи изменений нет, внутри они очевидны». Речь идет во многом о сложностях с логистикой — но, как заверяют, например, AMAZING RED («Перед запуском вопрос логистики был одним из приоритетных и комплексных, на его решение понадобилось достаточно много времени», — рассказали в новой сети), «Яндекс. Маркет» («Мы постарались как можно быстрее перестроиться»), Nikita Efremov и другие, эти процессы удалось урегулировать. «Мы смогли собрать сильную команду и наладить связи [с зарубежными поставщиками до СВО. — Прим. ред.] настолько, что можем найти и доставить до нашего клиента даже самый эксклюзивный релиз», — делится, например, составляющими успеха Никита Ефремов; по его словам, на урегулирование вопроса с цепочкой поставок проекту понадобилось всего три месяца.


Сохранить прежние витрины на рынке, само собой, помогла и немедленная легализация параллельного импорта — именно она, по словам Анны Лебсак-Клейманс, обеспечила приток продавцов и покупателей, [например, на маркетплейсы вроде «Яндекс. Маркета», «Озона» и Lamoda]. Последние, впрочем, в разговоре с The Blueprint утверждают, что по-прежнему не остаются без эксклюзивов: «Мы постоянно работаем над тем, чтобы в нашем портфолио появлялись раньше всех или даже на эксклюзивной основе мировые лончи, за которыми охотятся все модницы, — говорят в маркетплейсе. — Недавно, например, на платформе был запуск коллаборации adidas x Prada [речь идет о коллекции adidas for Prada Re-Nylon от 2022 года, на момент написания этого текста ее в продаже на платформе уже нет. — Прим. ред.], Yeezy и не только». Эти выдающиеся по нынешним меркам успехи представители платформы объясняют налаженным сотрудничеством как с самими брендами, так и с официальными поставщиками из других регионов мира.


Третий сценарий развития событий после начала СВО озвучивают в Streetbeat. «Мы очень быстро осознали и оценили ту ситуацию, в которой оказались в марте 2022 года, и активно начали работать над замещением тех брендов, которые ушли с рынка, — говорит Елена Боровикова. — Нам пришлось полностью перестроить ассортиментную матрицу. В том числе мы произвели и вывели на рынок продукт под собственным брендом». Речь идет о кроссовках из натуральной кожи Streetbeat Solid, которую сеть представила в начале октября 2023 года вместе с дизайнером Никанором Ярминым. По словам Елены, модель — достаточно базовая, спокойных природных оттенков — уже хорошо покупается: «Мы почти 9 лет на рынке и очень хорошо знаем своего клиента и его потребности. В первую очередь, создавая продукт, мы ориентировались на них».

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":650,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":650,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

$

$

$

$

$

$

$

$

Опять же, если верить статистике, путь — занять освободившуюся нишу собственной продукцией — достаточно распространенный. Так, Минпромторг рапортует: за 2022 год локальное производство спортивной обуви выросло на 65% (причем категория кроссовок, подчеркивают, «стала драйвером роста всей категории обуви в 2022-м»), за первую половину 2023 года — еще на 52%, это 79 млн произведенных пар. Флагманом здесь выглядит обувная сеть Zenden, которая в 2022 году утвердила новую стратегию с упором на развитие собственных торговых марок — на тот момент их доля в ассортименте сети и так составляла более 90%. Управляющий партнер Zenden Александр Сарычев говорит: таков в том числе запрос со стороны государства. А кроме того, согласно данным ЦРПТ (оператор системы маркировки), российское предложение на 20% дешевле импортных аналогов. Впрочем, цены отдельная тема, к которой мы еще перейдем. 

 

Параллельный импорт и собственное производство — не все альтернативные предложения, которые сделал нам российский рынок в санкционных условиях. Так, в FCG, например, отмечают возросшую активность и китайских игроков — например, сети Anta (на текущий момент в России открыто 25 магазинов) или компании Li Ning, чей первый магазин в России открылся в декабре 2022 года; на сегодняшний день их уже пять.


{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":-717,"y":3,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":30,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Очевидна и тенденция партнерского импорта, с которым выступили оптовые дистрибьюторы ушедших брендов («по согласованию с брендами-правообладателями», подчеркивает Лебсак-Клейманс). Проще говоря: на месте бывших монобрендовых магазинов теперь развиваются мультибрендовые. Так, Flo Retailing, турецкий партнер и производитель Reebok, открывает магазины Sneaker Box. В планах — 100 точек с кроссовками в том числе брендов Reebok и Puma. К наследию adidas проявляет интерес Lamoda, которая обещает открыть около 300 офлайн-магазинов со спортивной одеждой и обувью, в том числе на месте бывших магазинов спортивного гиганта. Компания Helly Hansen превратились в мультибрендовую сеть MOVE (13 магазинов) с товарами adidas, Reebok, Puma и, собственно, HH в ассортименте. Оптовый поставщик Nike в России Inventive Retail Group в этом году запустил сеть AMAZING RED — и уже открыл 100 с лишним магазинов по России. «Здоровый образ жизни и спорт — признанные тренды, которые еще долго не перестанут быть актуальными, — комментирует амбициозный рывок директор по маркетингу сети Ольга Симонова. — Поэтому кроссовки как для спорта, так и для повседневной жизни будут пользоваться спросом еще много-много лет. Цепь поставок сейчас намного сложнее, чем еще полтора-два года назад, но в наших магазинах есть [и будут] новые коллекции PUMA, Reebok, Asics, Hoka и не только». 

РАСЦВЕТ РЕСЕЙЛА 

%

%

%

Еще один бесспорный тренд на российском рынке — ресейл, который ярко проявил себя и закрепился как быстрорастущий fashion-сегмент в разгар пандемии и очень пришелся кстати сейчас. В этом смысле, нужно сказать, Россия находится в одной обойме с остальным миром: на сегодняшний день, согласно свежему исследованию агентства LUNAR HARE и ресейл-плафтормы The CULTT, мировой рынок ресейла растет в три раза быстрее, чем fashion-ретейл в целом. Если говорить конкретно о вторичным рынке кроссовок, коллеги из уважаемых зарубежных изданий зовут его просто: «Быстро развивающийся зверь». В России относительно ресейла выбирают формулировки не скромнее: «новая нефть». Их появлению рынок обязан в том числе проектам The CULTT, Oskelly, TSUM COLLECT, Second Friend Store и Nikita Efremov.

«Сникер-ресейл-проекты — это отдельная субкультура и большой, перспективный рынок», — подтверждают вышесказанные громкие слова в Fashion Consulting Group. — Лидерами по объемам здесь являются крупные игроки, прежде всего Avito, где можно найти практически все" [в том числе большой ассортимент кроссовок ушедших брендов. — Прим. ред.]. На просьбу The Blueprint рассказать об актуальной динамике продаж в этом сегменте представители платформы докладывают: «В августе-сентябре текущего года кроссовки стали покупать на 43% чаще, чем в 2022 году. При этом наиболее заметную динамику продаж за квартал показывают новые пары кроссовок — на 88% год к году». Сейчас от общего числа продаж кроссовок на Avito новые составляют львиные 57%, это на 11% больше, чем год назад. Впрочем. и здесь нельзя быть уверенными в том, видим мы органический рост ресейла или все же замещение упавших возможностей ретейла традиционного.


Так или иначе на выросшие или неутоленные аппетиты населения местная ресейл-индустрия — причем те ее представители, которых в FCG называют «лидерами по глубокой экспертизе, уникальным предложениям и сервису», — довольно активно откликается. Так, только за последний год в центре Москвы появилось два новых и амбициозных места, отдушины для сникерхедов. Во-первых, отдельное стритвир-пространство проекта TSUM COLLECT, которое открылось в июне 2023 года на первом этаже ЦУМа. Кроссовки здесь стали едва ли не главным предложением — команда проекта собрала и проверенные временем коллаборации вроде Nike x Travis Scott, и новейшие вроде Nike с Tiffany & Co. и Jacquemus. А во-вторых, стритвир-корнер BEEGZ, который прошлой осенью представили у себя в пространстве в Столешниковом переулке Oskelly.


«Идея создания проекта пришла еще в 2020 году, когда streetwear-культура с фокусом на лимитированные релизы набрала большую популярность среди широкой аудитории, — так сооснователи Oskelly Альберт Осканов и Заира Келигова отвечают на вопрос, стал ли корнер BEEGZ попыткой как можно скорее занять освободившуюся нишу. — После событий 2022 года запуск проекта, наоборот, был приостановлен, так как рынок штормило и стоял вопрос о выборе бизнес-модели проекта. Когда мы увидели большой спрос нашей молодой аудитории на лимитированные и редкие streetwear-айтемы, мы начали изучать нишу, продумывать позиционирование и концепцию проекта, хотели сделать его уникальным. Для этого даже создали своего маскота — супергероя по имени Beegz в стилистике вселенной Marvel — и сейчас снимаем мини-сериал для наших соцсетей про его приключения в Москве». Вложенные в него силы детище Oskelly окупает сполна: так, по словам категорийного менеджера BEEGZ Акима Мелешко, проект стабильно показывает положительную динамику по продажам — среднеквартальный темп роста проекта за 2023 год составляет 29,9%.


Интересно, что при этом Oskelly — фактически единственные из опрошенных The Blueprint участников рынка — не отрицают общемировой тенденции угасания интереса к кроссовкам. «Действительно, глобальный рынок проходит фазу перестройки, меняются предпочтения клиентов, меняется структура спроса, — говорят в проекте. — На наш взгляд, одной из причин этого является чрезмерная интенсивность релизов в последние один-два года, аудитория перестала успевать за новостями индустрии и немного потеряла энтузиазм. На российском рынке по понятным причинам условия иные — на фоне ухода зарубежных игроков высвободившийся спрос стал распределяться среди участников вторичного рынка и нашего проекта в том числе».


Наконец, на интерес к кроссовкам в санкционной России всегда готовы ответить байеры-закупщики: как на уровне индивидуальных энтузиастов и предпринимателей, как когда-то начинал Никита Ефремов (об этом резко ставшем модным в России явлении и его подводных камнях мы подробно рассказывали здесь), так и на уровне компаний, например, CDEK.Shopping, которые активно возят кроссовки из Европы, США и Азии. Причем обещают доставить не только кроссовки популярных брендов вроде adidas и New Balance, но и, например, массмаркет-марок вроде Bershka. Обещают даже модели из коллаборации Nike и Jacquemus — всех доступных оттенков и размеров.

%

%

%

%

цена

вопроса

Неугасающий в отличие от Запада интерес к стритвир-культуре, чисто коллекционный интерес или интерес к так называемому активному образу жизни и спорту — все это понятно. Но есть еще одна, довольно прозаичная причина, которой объясняется высокий прирост оборотов сегмента кроссовок в России. Это продолжающийся рост цен на обувь. По данным FCG, стоимость спортивной обуви в стране стабильно растет. И если в 2022 году цены выросли на 4-5%, то по итогам 2023 года, прогнозируют аналитики, рост цен составит до 20-25% при официальном прогнозе инфляции в 7,5%.

Изменение цен на позиции за последний год подтверждают все опрошенные The Blueprint участники рынка, согласившиеся ответить на этот вопрос. «Помимо усложненной логистики большую роль играет курс доллара, который значительно вырос с начала прошлого года, соответственно, многие модели выросли в закупке», — объясняют ситуацию в AMAZING RED. «Так как наш ассортимент формируется импортными товарами, то цена на полке очень чувствительна к колебанию курса доллара, — подтверждают в Streetbeat. — Если мы сравним два периода [этого года], весну и осень, то за полгода цены выросли от 8 до 10%. Это меньше, чем изменился курс». «Экономическая ситуация, безусловно, влияет на цены, в первую очередь это связано с ростом курса, — вторят Lamoda. — Но мы стремимся к тому, чтобы наши цены были в рамках рынка и справедливыми для клиентов». Смягчать повышение цен здесь готовы «приятной системой лояльности, а также высоким уровнем сервиса».


По данным FCG, средняя стоимость одной пары кроссовок в 2022 году составила 4,7 тыс. рублей — соответственно, в конце этого года можно ожидать разбег от 5,6 тыс. рублей до 5,9 тыс. рублей. Если говорить о вторичном рынке, то, например, Avito фиксирует сейчас следующие расценки: «Средняя стоимость пары женских кроссовок на платформе составила [в августе-сентябре 2023 года] 4,2 тыс. рублей, в то время как мужскую спортивную обувь б/у можно приобрести в среднем за 5,3 тыс. рублей».


Что касается цен на кроссовки, представленные в нишевых ресейл-проектах, то это, как выражается Никита Ефремов, «кардинально отличающийся мир». «Это один из самых волнующих аудиторию вопросов, — говорит основатель Nikita Efremov. — Ценообразование все же коммерческая тайна [про коммерческую тайну The Blueprint сказали и в Streetbeat]. Но отмечу, что какой-то бешеной наценки у нас нет. Мы только недавно установили формулу расчета стоимости: в нее в том числе входят затраты на логистику, аренду, зарплата сотрудников. Ресейл — отличающаяся индустрия. Почти каждая пара [которая закупается у ретейлеров], не считая дизайнерских коллабораций, стартует от 90 до 150 долларов. И дальше рынок [ресейла] устанавливает правила ее увеличения. На модели, которые мы привозим, высокий спрос не только в России, но и по всему миру, поэтому даже их закупочная стоимость в мире ресейла выше, чем многие хотели бы думать». Помимо калебания курса среди причин повышения цен на модели Никита называет еще и новые релизы популярных брендов. «Например, последние пару месяцев мы несколько раз меняли цены на „Трэвисы Оливки“ [речь идет о кроссовках Nike Air Jordan 1 Retro Low OG SP Travis Scott Olive, сейчас на сайте NE цена на модель стартует от 112 000 рублей ], но исключительно из-за выхода новой модели этой „линейки“ и роста доллара».

КАКИЕ БРЕНДЫ ДЕЛАЮТ КАССУ

%

%

%

%

В начале этого текста мы обозначили, что мировому рынку кроссовок пророчат новую фазу. Так вот среди ее условий эксперты (в частности, аналитик NPD Group Мэтт Пауэлл) выделяют тот факт, что мастодонтам вроде Nike и adidas теперь все чаще придется соревноваться за внимание публики с «новичками» и нишевыми марками. В частности, речь идет о таких аутдор-брендах, как Asics, Salomon и Mizuno, а также швейцарском бренде On, чьи беговые кроссовки стали активно носить в неспортивных целях. Эти марки все чаще мелькают на полках модных магазинов, подиумах и даже красных дорожках. И хотя последние исследования рынка говорят о том, что Nike, Jordan и adidas — все еще тройка самых популярных брендов прямо сейчас, наиболее быстро развивающимся, в том числе на ресейл-рынке, аналитики признают именно аутдор-сегмент. «Беглый взгляд на любой сайт перепродажи скажет вам, что именно этот стиль [аутдор] вызывает наибольший ажиотаж в категории кроссовок, — пишут, например, BoF. — На американской платформе StockX самыми быстрорастущими брендами кроссовок в 2023 году с точки зрения продаж были On (правда, прирост в 15 000% рассматривать как тенденцию сложно), Salomon (+202%) и Asics (+72%). Эти бренды по-прежнему отстают от Nike, adidas и New Balance по общему объему торговли на платформе. Но Asics и Salomon — пятые и шестые по популярности бренды соответственно». 

А что в России? Собранные The Blueprint данные подтверждают общемировую статистику: большинство опрошенных выделяют Nike, adidas и New Balance как те бренды, что обеспечивают им основной оборот. Точно такую тройку называют Avito, BEEGZ (также в проекте выделяют Jordan), Lamoda и «Яндекс Маркет» (маркетплейсы также подчеркивают большой спрос на Puma и Reebok). Самыми кассовыми Nike, Jordan и New Balance называет Никита Ефремов. В Streetbeat топ-3 совсем иной — из-за специфики ассортимента: это Puma, Vans и Converse. Абсолютным бестселлером Puma называют и в AMAZING RED. Возросший интерес к аутдору опрошенные игроки тоже отмечают, но не все. Так, в мировую повестку точно вписываются, например, Inventive Retail Group: «Мы тоже видим возросший спрос на кроссовки аутдор-брендов, прежде всего для нас это Salomon, который представлен в нашей сети Hiker, — говорит Елена Боровикова. — Продажи этого бренда отличные. По Asics тоже есть всплеск спроса, но здесь повышенным спросом отличаются именно отдельные более успешные модели, а не весь ассортимент». В сети группы RED AMAZING это подтверждают: «Мы абсолютно точно чувствуем тренд — кроссовки Asics или Hoka, представленные в нашей сети, пользуются большой популярностью. Хотя по объемам продаж вряд ли пока смогут побить спрос на те же Nike и PUMA, например». В числе успешных брендов Asics также называют в Avito (по популярности на платформе аутдор-бренд занимает четвертое место) и в Peak. Последние также подтверждают хороший спрос на кроссовки Salomon и Mizuno. На маркетплейсах интерес к аудтору проявляется, скорее, в сегменте одежды, замечают в Lamoda.

Если говорить о конкретных позициях, что пользуются спросом наиболее всего, то и здесь российский рынок почти не отличается. По крайней мере, те проекты, для которых реагировать на сникер-тренды чутко и быстро — важнейшая часть самопозиционирования, BEEGZ и Nikita Efremov, среди самых востребованных моделей выделяют adidas Samba и adidas Gazelle: их как раз окрестили главными it-кроссовками года. Кроме того, кассу проектам стабильно делают модели Jordan 1 Low и New Balance 1906 и 9060, New Balance 2002R и New Balance 530. Те же модели разлетаются и на Lamoda: «Кроссовки New Balance 2002R или adidas Samba раскупают за считаные часы», — делятся в маркетплейсе.


В общем, по всем данным российские покупатели кроссовки не разлюбили, а российские продавцы все еще готовы обеспечить самое широкое предложение. Просто немного дороже. Но ничего, мы и в туфлях походим.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}