Blueprint
T

Марка с большим будущим:    Fidan Novruzova

Дизайнер из Молдовы Фидан Новрузова покорила мир моды авторской обувью, а последние два сезона выпускает и одежду. На днях стартовали продажи Fidan Novruzova на одной из главных мировых онлайн-платформ SSENSE. По такому поводу мы поговорили с Фидан об учебе в Central Saint Martins, стажировке сразу «в двух Burberry», о том, почему она вернулась в родной Кишинев и как примирила в своих коллекциях традиции Кавказа, культуру Молдовы и сексуальность.

За Fidan Novruzova инсайдеры индустрии следят последние пару лет — с тех пор, как в 2019 году в своей выпускной коллекции дизайнер показала линию обуви, разработанную вместе с кишиневским ателье Trentwood. Тогда же в очередь выстроились и байеры, и стилисты, и просто поклонники моды. «Несмотря на экспериментальный продукт, мы сразу получили щедрые заказы от ретейлеров. Они почему-то поверили в наше видение, это был очень хороший старт для бренда», — рассказывает Фидан. Обувь Новрузовой до сих пор не так-то просто купить: сапоги Fidan Novruzova уже почти разобрали на SSENSE, при том что с появления бренда на платформе прошло всего несколько дней.

Успех обувной линейки можно назвать приятной неожиданностью, ведь в Central Saint Martins Новрузова в первую очередь училась создавать именно одежду. Чтобы отточить навыки и понять бизнес-процессы, параллельно с учебой она много стажировалась. Так, ей удалось поработать в Burberry сразу при двух креативных директорах. «Я застала последний сезон Кристофера Бейли и первый сезон Риккардо Тиши. По ощущениям это были два разных бренда — я как на двух разных стажировках побывала», — вспоминает она о том времени. Еще Фидан проходила стажировку у Simone Rocha. Глядя на сумки в форме женской груди из коллекции бренда весна—лето 2022, мы даже подумали, что сотрудничество Новрузовой и Роша продолжается до сих пор: идентичная сумка была в выпускной коллекции дизайнера. Но нет — версию Роша по нашей наводке Фидан увидела впервые. Впрочем, возможно, перед нами обычное совпадение, не первое и не последнее в мире моды.

Дизайнер и основатель бренда Фидан Новрузова

Fidan Novruzova, осень—зима 2021

Стажировки принесли Новрузовой не только производственный опыт, но и колоссальную насмотренность. «Во-первых, меня научили, что такое хороший ресерч. Были моменты, когда мне нужно было пройтись по пятнадцати сезонам Helmut Lang — когда еще в этой жизни так засядешь за архивные коллекции? Плюс мне доверяли делать более ответственные вещи, например, эскизы, дизайн, что редкость на стажировках», — вспоминает она. Кроме того, время, проведенное в Burberry и Simone Rocha, позволило Фидан понять, что такое современная актуальная мода в принципе. Осталось лишь добавить собственный культурный бэкграунд: Новрузова родом из Кишинева, ее родители — азербайджанцы. «Это народности с ярким колоритом. Когда две такие богатые культуры — часть тебя и твоей истории, сложно быть вне своего бэкграунда», — объясняет она. Так отсылки к народным костюмам, орнаментам и цветам местной природы объединились с современным подходом к дизайну — и получилась выпускная коллекция, которую даже отметило жюри конкурса молодых дизайнеров L’Oréal Professionnel.

Сумка Fidan Novruzova

Сумка Simone Rocha

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}},{"id":3,"properties":{"x":-1,"y":11,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":12}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":11,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

После учебы Фидан продолжила развивать заявленные темы в бренде. В ее новой коллекции — весна—лето 2022 — мы видим много деталей в виде цветка могильника: они проявляются в кроше, кружеве и декоративных элементах, украсивших юбки, платья, аксессуары и обувь. «Это растение можно найти в Азербайджане в любом доме. По обычаям цветок обычно сжигают, а после произносят молитву — это такой ритуал в каждой семье. Еще используют как сухоцвет, который, по поверьям, отгоняет злых духов, или просто как благовоние», — объясняет дизайнер. Важно отметить, что бренду Fidan Novruzova будто удалось объединить отсылки к кавказской культуре, народам Восточной Европы и акценты на феминность, сексуальность. «При этом для меня очень важно, чтобы одежда не просто оголяла тело. Не хочется действовать слишком просто, в лоб. Для меня это инструмент, который помогает выразить чувственность. Еще мне очень важен баланс традиционно феминного и маскулинного. Очень кукольное, местами даже „принцессино“ платье с помощью цвета и укороченной длины мы упрощаем, придавая ему флер girl next door. Плюс обувь — одежда у нас больше феминная, а обувь — маскулинная. Не могу сказать, что это борьба противоположностей, скорее, их симбиоз», — уточняет Фидан.

@fidannovruzovastudio


Кажется, любой другой дизайнер на месте Фидан после выпуска из CSM остался бы в Лондоне или переехал в Милан или Париж, чтобы на волне успеха выпускной коллекции стремительно ворваться в индустрию. Но Новрузова поступила по-своему: она вернулась в Кишинев, чтобы развивать свое дело именно здесь, в родном городе. Еще со времен учебы в Лондоне она сотрудничает с локальными производителями обуви и аксессуаров из кожи, ателье Trentwood. «Сейчас мы делаем гораздо больше партий, но во всех парах все еще много ручной работы: каждая складка собирается вручную, покраску с эффектом омбре тоже невозможно автоматизировать. Мы даже не покупаем готовые краски — получаем особенные цвета, смешивая оттенки своими руками вместе со специалистами ателье», — уточняет она. Производство одежды Фидан тоже настроила в Кишиневе. «Я очень рада, что начала свой бизнес в Кишиневе. Классно, что производство у нас на данный момент тут», — говорит она, поясняя, что ей было важно отплатить таким образом городу, с которого началась ее история как дизайнера: «Рисовала примитивные подобия эскизов до четырех утра».


Но не только в ностальгии дело — на развитие бренда расположение тоже влияет наилучшим образом, поскольку Фидан может самостоятельно контролировать все процессы. Качество вещей и умение организовать производство с логистикой — сейчас самое важное для молодого бренда, а с коммуникациями и налаживанием необходимых связей вполне помогает интернет.


Fidan Novruzova, Collection 0

В ближайших планах Новрузовой — развитие производства в Молдове и планомерный выход на все рынки. Кроме SSENSE она ведет переговоры еще с несколькими важными онлайн-ретейлерами, а также с байерами крупных концепт-сторов. Что касается коллекций, в следующем сезоне она собирается расширять линию одежды — так, чтобы с приставкой it- у Fidan Novruzova была не только обувь.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}