Далеко ходить не надо
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В отечественном кинематографе импортные сапоги долго работали недостижимой мечтой или как минимум синонимом мещанского благополучия. В наше время заграничной обувью никого не удивишь, а вот отечественная может удивить — и приятно. Нелли Асриян нашла чертову дюжину брендов, выпускающих российские лодочки, лоферы, балетки и даже валенки.
Ekonika
Кажется, самая известная российская марка женской обуви, основанная в Москве еще в 1992-м Андреем Илиопуло и Сергеем Саркисовым — тогда выпускниками Государственного университета управления, а сейчас президентом и вице-президентом группы «Новард». В нее-то помимо прочих девелоперских и управленческих компаний и входит бренд Ekonika (или, до случившегося в 2023-м глобального ребрендинга, «Эконика»). Для Илиопуло и Саркисова эта марка стала, по сути, первым крупным бизнесом — правда, начавшимся с продажи обуви не собственного, а стороннего производства. Так, первую контрольную закупку они провели за три года до официального основания «Эконики» — в 1989-м. Шалость не удалась: начинающие предприниматели не смогли привлечь покупателей в одолженное у их знакомых помещение, переоборудованное в магазин. Но сдаваться не стали и, поднакопив, решили произвести собственную партию обуви — в Италии. На этот раз волшебство случилось: в 1995-м «Эконика» открыла свой первый бутик в ГУМе. Сейчас таких у нее более 150 по всей стране. Обувь отшивается уже не только в Италии, но и в России (еще в Китае и Бразилии), а придумывается в том числе в сотрудничестве с другими российскими модными брендами — в портфолио Ekonika уже есть коллаборации, например, с Ushatava, Ruban и 2mood. А еще с Аллой Пугачевой.
rxbshoes
Тем временем в бренде rxbshoes (раньше Razgulyaev х Blagonravova — в 2023-м ребрендинг настиг не только «Эконику»), как говорится, все поженилось. Ведь в основу концепции марки, придуманной в 2007-м в Санкт-Петербурге, ее создательница Людмила Разгуляева-Благонравова (кстати, выпускница кафедры «автомобилей и автомобильного хозяйства» Тульского государственного университета) заложила традицию своих дедушки и бабушки. Каждую годовщину свадьбы супруги дарили друг другу собственноручно сшитые домашние тапочки. Похожие сшила и сама Людмила, когда не нашла в продаже подходящие для гостей своего нового дома. Впрочем, сейчас кожаные тапочки ручной работы с картинами Малевича и Кандинского, Матисса и Гогена (сшитые в том числе в коллаборации с «Пушкинским») составляют лишь малую часть ассортимента бренда — и стоят в ряду с самыми разнообразными лодочками, балетками, мюлями и кедами, в которых, уверены, комфортно, как в тапочках.
Homies
Вывел на улицу домашнюю обувь и дизайнер Виталий Поляков — в качестве эксперимента в 2020-м, когда из-за карантина тапочки стали продолжением наших ног. Сам Виталий начал карьеру обувщика еще во время учебы в одной из российских школ дизайна — его дебютной сделанной самостоятельной парой стали японские таби. Потом работал штатным художником по окрасу на петербургском производстве люксовой мужской обуви Goodyear Welt, а после переезда в Бельгию — внештатным конструктором Антверпенской академии: помогал студентам реализовывать их курсовые и дипломные обувные проекты (первым «клиентом», кстати, стал Санан Гасанов). Вернувшись в Санкт-Петербург, оказался на производстве бренда мужской одежды и обуви Grunge John Orchestra. Explosion, а позже — в марке кожаных аксессуаров Artskill Store. В общем, к созданию Heel Socks, первых унисекс-лоферов из натуральной кожи своего бренда Homies, подошел с внушительным багажом. И понеслась: публикация в российском Vogue (в том же 2020-м), коллаборация с Jenëk и все больше разных «хомисов» (так в бренде ласково называют свою обувь).
Razumno
Еще одна марка обуви с семейными традициями во главе угла. Все потому, что у ее руля стоят Алена Лозовская и ее папа — обувщик с более чем 50-летним стажем Михаил Лозовский. Вместе они запустили Razumno (ставший резидентом The Blueprint 100) в 2020-м как бренд женской обуви, но с недавнего времени в нем нашлось место и для мужской. Всю обувь, кстати, полностью производят вручную из кожи, которую Алена и Михаил Лозовские выбирают лично во Франции на тех же дубильнях, что и Hermès, и привозят во Владимир — на небольшую фабрику обувного бренда Per Nobile, на которой трудится вся семья Лозовских. «Мы образно вернулись на сто лет назад с точки зрения внимания к ремеслу и простоты дизайна», — рассказывала нам Алена, автор лекал тех самых балеток, названных в честь Майи Плисецкой, и босоножек, посвященных Людмиле Гурченко, за которыми охотится вся модная Москва как минимум поголовно.
Mark Levillen
Читая название бренда, недавно представленного на очередной презентации Dot Days, которую для молодых и талантливых устраивает агентство Dot Сomms, можно подумать, что перед нами просто имя основателя. Впрочем, на самом деле марка есть, а Марка — нет. Levillen — псевдоним дуэта создателей Елены и Дмитрия, а Mark — в переводе с английского «знак». «Но все дружно ищут какого-то Марка. Мы уже и не сопротивляемся...», — рассказывает Елена Ложкина о семейно-дружеском деле, начатом в 2018-м на балконе квартиры. В настоящий момент у бренда своя мастерская в Санкт-Петербурге: женские обувь и сумки отшивают вручную из натуральной итальянской кожи. Размерного ряда, к слову, нет — каждая пара создается «по требованию» в размере от 33-го до 43-го. Ну а самые примечательные модели — остроносые туфли Marlet из микса кожи разной текстуры и цвета и не менее острые Line с небольшой «строчкой» стразов на мысе.
Два мяча
Культовые кеды «Два мяча» — первое китайское импортозамещение, — которые в 1970-х высоко ценил каждый советский физкультурник. Появились на прилавках они в 1965-м, задолго до того, как родился создатель нынешнего бренда спортивной обуви «Два мяча» Евгений Райков. Впрочем, это не помешало ему увлечься советской эстетикой и в итоге дать тем самым кедам вторую жизнь, а именно восстановить их в мельчайших деталях. Вплоть до того, что производятся реинкарнированные кеды в Китае — на том же оборудовании, что и оригинальные. Да и почти из тех же материалов: канваса плотностью 435 граммов на метр, 100%-ного хлопка и резины с таинственным позывным «ДМ-0.3». Единственное материальное отличие от праотцов — в получении этой самой резины из каучука методом горячей вулканизации (переводя на человеческий — нагрева под давлением), в ходе которого материал становится более эластичным и прочным. Получается, избавиться от воскреснувших «Двух мячей» удастся, только закинув их на электрические провода, а не износив.
N.early N.aked
У основателя и дизайнера бренда женской обуви N.early N.aked Ирины Кукшевой и Елизаветы Буйновой на двоих богатый опыт. Первая инженер по образованию и балерина по призванию. Вторая же — дизайнер обуви и по образованию, и по призванию: в прошлом училась в Polimoda, работала в Ann Demeulemeester, а сейчас ведет телеграм-канал shoes&drinks. Собственно, благодаря такому симбиозу в 2019-м мы и увидели первую коллекцию N.early N.aked из классических и, кажется, самых комфортных и универсальных лодочек, в которых можно прожить день «от звонка до звонка», — из кожи, на гибкой подошве, с анатомически правильными каблуком и стелькой. Как нам уже рассказывали соосновательницы, производится каждая пара на небольшой семейной фабрике в Италии, которая специализируется на обуви для танго и на поиски которой ушел примерно год. И время это потрачено не зря — учитывая, что Кукшева и хотела создать обувь, не уступающую в удобстве танцевальным туфлям.
Sintezia
Еще одни инженеры — Саша и Рита Кутуковы — переквалифицировалась в дизайнеров в 2016-м. Тогда в Санкт-Петербурге супруги открыли небольшое ателье по пошиву всякого разного: от свадебных платьев до ботинок. Бизнес начинался буквально с одной швеи, но вскоре параллельно с ним запустили и бренд Sintezia. Обувь производили серийно на разных российских фабриках — на деньги с индивидуальных заказов ателье, от которых смогли отказаться уже через год. Так, придуманные ими кожаные ботинки Seg, сандалии Cut и туфли Ditta быстро захватили соцсети — в том числе благодаря съемкам с ногами актрисы Розы Хайруллиной и художницы Елены Шейдлиной. Вообще, визуальной составляющей бренда, или, по словам самих Кутуковых, «художественному маркетингу», в Sintezia уделяют особое внимание, их фантазийные съемки — проявление чистой любви к искусству, в частности модерну и конструктивизму, которыми и вдохновлены черевички марки.
Raden
История же другой московской марки Raden начата в 2016-м Денисом Родионовым — тогда он придумал первые лодочки бренда, по мнению дизайнера, самую универсальную модель женских туфель. С тех пор лодочек «на все случаи жизни» (от рождения, крещения и свадьбы до, по закону жанра, похорон) в ассортименте только прибавилось: из натуральной кожи и меховых, на высоком каблуке и низком. Помимо них, впрочем, можно засмотреться и на сапоги с говорящими названиями — золотые Carmen и алые Samanta (вероятно, посвященные Саманте Джонс).
duet.by.me
Бренд женской обуви из натуральной кожи duet.by.me основан тоже в 2016-м и тоже в Москве — дуэтом (отсюда и название) Армана Хачатряна и Александры Ганкевич. Правда, их первыми основными моделями стали ботинки и лоферы, сейчас представленные в самых разных итерациях — рядом с мюлями, кедами и сапогами. Вообще, Арман Хачатрян — сын Виктора Хачатряна, некогда главного дизайнера ереванской обувной фабрики «Масис», — так что знакомство Армана с обувной промышленностью прошло в цехах на улице Варданяна. Сейчас же у Хачатряна и Ганкевич свой цех, в котором обувь изготавливается либо небольшими партиями, либо по индивидуальным заказам: клиенты из регионов снимают мерки по инструкции самостоятельно, а москвичи — в шоуруме, с использованием 3D-сканера стопы.
Vanlim
В 2016-м тренд на запуск обувных марок не оставил равнодушной выпускницу факультетов финансов и кредитов (МБИ) и телерадиожурналистики (МИТРО) Татьяну Олейник. Ей просто «захотелось что-то создать», и выбор пал на обувь. Заручившись советами из интернета, Олейник сконструировала первые ботинки, а еще придумала название (написав на листочке понравившиеся названия двух брендов — Phillip Lim и Dries Van Noten — и соединив их) и завела инстаграм-аккаунт под реализацию. И если первое время все процессы, от закупок материалов и договоров с мастерами до создания контента и доставки товара, она вела самостоятельно, то сейчас, когда бренд окреп, — делегирует. И кроме ботинок предлагает челси, казаки, лоферы и лодочки из натуральной кожи ручной работы.
Dea
Московская марка обуви ручной работы, что целится в любителей Бейонсе в кантри и кантри в Бейонсе. Казаки в жизни ее основательницы — дизайнера и стилиста Ольги Улановой — появились благодаря ее дедушке. Он привез их из Америки, когда Улановой было четыре года — «серые с белыми вставками». Подобных, правда, в ассортименте пока (или уже) нет, но зато есть, например, серебристые и алые казаки Furry, или темно-синие челси Great. Многие модели, кстати, могут быть изготовлены в цеху бренда по индивидуальному заказу — выбрать можно и размер, и материал, и цвет.
Snegi
Идея осовременить валенки пришла петербургскому ресторатору Кириллу Васильеву (пиццерия «Тесто» его рук дело) примерно в 2010-м. Еще два года Кирилл восстанавливал заброшенную валенковую фабрику «Снегири» в Псковской области, искал мастеров, изучал технологию и перепридумывал дизайн. И хотя первая партия успеха не сыскала, следующая — с правками в мыс, теперь напоминающий мыс клог, — ушла в одни руки. Все 500 пар выкупил владелец корнера в одном из петербургских ТЦ, у которого их «смели» туристы из Финляндии. Валенки-то оказались удаленьки — и теперь есть и высокие, и низкие, и с пяткой, и без.