Blueprint

«Тонкой нитью»

T

Тонкой нитью

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В четверг 22 июня в прокат выходит фильм «Тонкой нитью». Этнографическое исследование на стыке моды, искусства и истории Софьи Горленко и Глеба Кузнецова, которое связывает тонкой нитью несколько регионов России — Карелию, Башкирию, Удмуртию, Коми, а также Вологодскую и Архангельскую области. Герои фильма — современные дизайнеры и художники — пропускают через себя обычаи, обряды и культурный код, чтобы по-новому воплотить их отражение в материальном мире. По просьбе The Blueprint каждый из героев выбрал наиболее значимую вещь в фильме и рассказал, как она помогает понять себя и связать себя со своей родиной.

Алиса Горшенина, художница

⚲  Коми

Вещь-герой — костюм Утицы Чöж

В этом фильме для меня много свободы, импровизации и перевоплощений. Если вспоминать всех персонажей, в чьих обличиях мне довелось побывать в кадре, хочется выделить Утицу Чöж. 


Сюжет легенды об Утице Чöж разнится в разных источниках. Лично мне очень нравится короткая анимация, которая создана на основе одной из версий. Там говорится об Утице, которая плавала в океане бесконечности, снесла шесть яиц, четыре из которых утонули, а из двух родились два утенка — Ен и Омöль. Утица, вырастив сыновей, разбилась об океан и превратилась в Землю, а ее сыновья решили найти остальные яйца. Ен достал яйцо и из него возникло Солнце, Омöль достал второе — из него возникла Луна. Затем они нашли еще два яйца: из одного возникли люди-творцы, из другого — люди, которые разрушают. С тех пор началась история людей и вечная борьба созидания и разрушения.

Специально для фильма я создала костюм Утицы: представила ее белоснежной, с массивными крыльями, на которых еле заметны прозрачные легкие перья. С кружевной маской на глазах, которая, с одной стороны, напоминает большие глаза, с другой, выглядит так, будто это повязка, через которую ничего не видно. Моей Утице не нужны глаза, чтобы видеть и понимать этот мир, она его создательница, она чувствует его всем телом.


В фильме есть момент, где я в образе Утицы забегаю в воду — это как раз отсылка к легенде о сотворении мира. В какой-то момент кажется, что вода превращается в небо, и я плещусь уже в глубоких и темных пространствах космоса. Как художница я тоже сотворяю миры, поэтому чувствую некое родство с этим персонажем, с тем, как она самоотверженно отдает всю себя во имя своего творения.

Паладдя Башурова, художница

⚲  Удмуртия

Вещь-герой —
монисто из камских ракушек

У северных удмурток есть нагрудное украшение — муресаӟ, всегда с мифологическим сюжетом. Предполагается, что пока девушка его шьет, наделяет особыми поверьями и как бы пропитывает их силой. Собственно, вокруг его создания строится весь сюжет моего фрагмента. Но подробнее рассказать хочется о монисто из камских ракушек, которое тоже было в фильме.

Это украшение часть моей серии стилизованных монисто, которые я делала из различных вещей и материалов. Я пыталась переосмыслить свои личные переживания и использовать разнообразные материалы, чтобы создать что-то одновременно свое, но и отсылающее к народному ремеслу и искусству. Сейчас я нахожусь в эмиграции в Армении, и мне очень тяжело без привычной природы вокруг, особенно без воды. Когда я смотрела свой отрывок фильма, почувствовала в себе желание породниться с водой, как поется в одной из удмуртских песен: тело станет землею, волосы превратятся в водоросли и в речную траву, монисто станет рыбьей чешуей и икринками.


Для меня всегда было важно приезжать в Удмуртию и соприкасаться со своим регионом ежегодно хотя бы на время, гулять по родным лесам, посещать свой деревенский дом, видеть Каму. Особенно важны — Кама и лес. Мне этого не хватает. И монисто как раз мой способ слиться с водой воедино. Эта вещь буквально создана из того, что лежало на берегу Камы, которая сама по себе является важной частью мифологии и бытования на удмуртской земле.

Салима Усманова, художник по костюмам

⚲  Башкирия

Вещь-герой — башкирский платок

Мой главный герой фильма — башкирский платок. Его название в народе закрепилось как «француз яулык», французский платок. Дело в том, что в 1812 году башкиры-лучники, возвращаясь с победой из Франции, по пути домой накупили своим женам и дочерям именно такие платки, ярко-алого цвета с «турецкими цветами». И для нас, для башкир, с начала XIX века эта вещь носит значение трофея, она знак богатства и благополучия.


Эта вещь сразу поражает цветом. Красный, алый и коралловые оттенки головных уборов традиционны для башкирских женщин. Красный цвет — символ богатства и вечного светила, солнца. Наконец, женщины у башкир всегда покрывали волосы, от сглаза. Так как волосы — символ достоинства и силы рода семьи. Поэтому наш традиционный костюм подразумевает много головных уборов: это не только платки, но и, например, кашмау, такыя, калябаш. Надевая на себя этот головной убор, сразу чувствуешь себя мудрее, сильнее, красивее.

Маша Андрианова, дизайнер, основательница бренда Masha Andrianova

⚲  Карелия

Вещь-герой — рубаха

Рубаха — база всего. В традиционном костюме рубаха всегда была главной вещью. Человек раньше всю свою жизнь жил с рубахой. В нее одевались каждый день, на праздники, на похороны. Она была оберегом, который защищал тело от злой силы.


Эту рубаху я создала, чтобы она была моей базой, она олицетворяет меня. Старинные рубахи, которые мы чаще всего видим, так называемые поликовые, имеют сборки на горловине. Моя рубаха тоже имеет сборки, которые создает кулиска с завязочкой. Она сшита только изо льна и крапивы, которые и наши предки активно использовали для пошива своих рубах.


В ней уютно и тепло. Она будто меня обнимает. Ее хочется носить сразу после пробуждения и не снимать до вечера. Она будто тоже защищает, защищает от нашего быстрого современного мира. Глядя на эту вещь, я представляю уют. Дом. Тепло.


Фрол Буримский, художник, дизайнер, основатель проекта Flor et Lavr


⚲  Русский Север (Вологодская и Архангельская области)

Вещь-герой — блуза-косоворотка и платье из вологодского кружева

Съемки фильма были наполнены постоянными встречами с удивительными предметами. Это и древние фрески из собора в Сольвычегодске: рассматривая их нереставрированные первозданные изображения, будто переносишься в стародавнюю Русь, Русь сказок и былин. И экспонаты из коллекции местного краеведческого музея: редчайшие шедевры — и церковной культуры, и знаменитого золотного шитья Строгановых — и предметы ювелирного искусства, и традиционный для региона костюм. В Сольвычегодск стоит приехать хотя бы чтобы познакомиться с этой выдающейся коллекцией.

Но отдельно нужно выделить сколки — бумажная схема, технический рисунок, по которому создается коклюшечное кружево — сам процесс создания которых невероятно трудоемок. С одной стороны, они часть материальной культуры, а с другой, наполнены самыми разными смыслами, от житейских до духовных. Ведь в древности все было очень символичным — ни один элемент, даже лепесток, не появлялся в кружевных композициях случайно, почти все имело глубокий духовный смысл. Хотя, безусловно, сюжеты были часто и бытовыми. Сегодня эти узоры переосмысливаются, но процесс их создания и исполнения остается очень кропотливым и, надеюсь, не лишенным глубины. Знаменитым вологодским кружевницам посвящен отдельный эпизод фильма.

Предмет Flor et Lavr, который точно можно назвать моим героем фильма, — это блузка-косоворотка с тонкой вставкой из вологодского кружева. Частью съемок стал своеобразный показ на берегу реки в глуши неподалеку от города Тотьма. Его организация заслуживает отдельного рассказа, но остановлюсь на одной детали: эта косоворотка оказалась на прекрасной девочке Марине из Вологды. В ее лице я увидел какую-то невероятную глубину, мудрость и чистоту — все качества, которые у меня ассоциируются с северной красотой. Есть и особенное платье, тоже с деталью из вологодского кружева, выполненное из тяжелого шелка кади. Мы делали его для моей близкой подруги и музы Хуршиды, по эскизу, но потом оно мне так понравилось, что я решил воспроизвести его в коллекции.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}