Дивование
2 июля в Музейно-выставочном комплексе Каргополя откроется большая выставка «Дивование. Открытие Севера», созданный при участии сразу четырех музеев: Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного музея театрального искусства, а также Архангельского краеведческого музея. За современное искусство отвечает архангельский центр современного искусства ARKA и независимый куратор Александра Генералова. Это ода Северу и особенно традиционному каргопольскому женскому костюму, его культурным особенностям и значениям. Настя Сотник рассказывает, почему это хороший повод задуматься над путешествием выходного дня всем, кто любит историю костюма, современное искусство и Север как вместе, так и по отдельности.
Лес
Анна Слобожанина
Каргополь находится в особенном месте. Город, про который говорят «душа Русского Севера», будто бы спрятан в лесу. Лес его сила и защита, он не просто окружает город со всех сторон, а окутывает его особой атмосферой.
Неудивительно, что и экспозиция «Дивования» начинается с зала «Лес», где лес показан не просто как декорация, а как место, с которым у каждого жителя Каргополя есть свои отношения и через которое у них формируются особенные отношения с вещами. «Лес — это опасное место. Не случайно исследователь волшебной сказки Владимир Пропп называл его „сетью, улавливающей пришельцев“. Куратор каргопольского музея рассказывала мне историю своей родственницы: она потерялась в лесу и, чтобы выйти к деревне, надела кофту наизнанку — сработало. Каргопольские мужчины пасли скот на лесных опушках, поэтому считалось, что пастухи заключают договор с лешим — втыкали нож в определенное дерево, и скот оставался цел и невредим», — рассказывает одна из кураторов проекта Александра Генералова.
Нередко лес появлялся и в мотивах вышивки, которая украшала женские народные костюмы. Местные травы и ягоды становились не только материалами для самодельных красок, но и источником заработка, уточняет Генералова: «Во время работы над выставкой я прочитала статью этнографа конца XIX века, где рассказывалось о том, как девушки 15–16 лет зарабатывали себе на новый платок или перевязку. Не зная праздников и выходных, они собирали в лесу чернику на продажу. Это был адский труд: девушки по 20 километров шли по болотам с тяжеленными корзинами — понятно, что репеллентов и резиновых сапог тогда не было. Можно сравнить это явление с современными школьницами, которые все каникулы работают ради сумки или кроссовок».
В этом зале также можно увидеть и более современный взгляд на лес и его природу. Ведь в нашей жизни появился новый, символический лес — виртуальное, цифровое пространство. О том, какие опасности оно представляет, рассуждают современные художницы. «Например, в фильме Ульяны Подкорытовой „Тамотка“ есть визуальная параллель между назойливыми комарами и назойливыми всплывающими окнами в интернете, от которых невозможно отмахнуться», — приводит пример Генералова.
Дивный край
Самобытность Каргополя — результат счастливейшего стечения обстоятельств. Эти места не знали ига Золотой орды, здесь почти не было крепостных крестьян, а городские постройки, уничтоженные пожаром 1765 года, были почти сразу же восстановлены за счет казны. В большинстве же случаев горожане справлялись своими силами — в XVI веке город обладал монополией в отношении торговли солью и рыбой из Поморья. Отсюда и богатство, и свобода самовыражения. Многие крестьяне жили зажиточно и могли позволить пригласить профессиональных мастериц, которые создавали самобытные вышивки на платках и кокошниках.
До Каргополя почти не добралась и промышленная революция: его обошла стороной не только железнодорожная ветка, но и крупные стройки советского времени — тут нет крупных фабрик и заводов. Оттого край в хорошем смысле законсервировался и сохранил свою идентичность как в архитектуре, так и в промыслах, например, каргопольской игрушке. Тут, правда, стоит оговориться, что промысел был утерян после революции, но потом возрожден. Законсервировался и особый дух Каргополья. Об этом нам рассказывал еще Фрол Буримский, когда выбрал Каргополь для первого показа своего бренда. Сегодня в этом смогут убедиться посетители выставки «Дивование. Открытие Севера».
Показ Flor et Lavr Couture в Каргополе
Кураторам проекта было важно максимально бережно отнестись к наследию Каргополья, поэтому даже отбор работ современных художниц происходил совместно с каргопольскими музейными кураторами. «В XX веке национальный костюм превратился в набор штампов: красный сарафан, красные сапожки на каблучках, картонный „кокошник“. У нас разорвана связь с традицией. Несколько поколений не носили традиционную одежду и, соответственно, не знают ее. Традиционный костюм — это целая вселенная стиля, вкуса, оригинальных конструктивных решений, высочайшего мастерства исполнения. Задача музеев — дать возможность познакомиться с подлинниками и специалистам, и самому широкому кругу зрителей, вернуть верное представление о традиционном костюме», — объясняет миссию проекта Екатерина Перова, младший научный сотрудник Каргопольского историко-архитектурного музея.
Анна Слобожанина
Отправной точкой для экспозиции как раз стала коллекция предметов народного костюма Каргопольского историко-архитектурного музея, на которых кураторы сосредоточили все внимание посетителей. «Хотя Каргопольский музей выгодно отличается от многих краеведческих музеев, но в одном зале одновременно представлены очень разноплановые вещи: и вышивка, и прялки, и мебель. Когда в музей заходит человек неподготовленный, незнакомый с культурой Каргополя, то быстро пробегает залы, не особо даже вчитываясь в экспликации. Когда нет эмоциональной связи с предметами, их историей, то в голове ничего не остается. Это большая проблема организации краеведческих музеев, которые начали создавать в конце XIX века, а сейчас удержать внимание зрителя намного сложнее. Поэтому наша задача — „подсветить“ каждый предмет визуально и с помощью „человеческих“ текстов», — рассказывает Александра Генералова. В фокусе проекта — головные уборы и костюмные комплексы, поэтому «лишние» предметы, например, мебель, задрапировали микалентной бумагой, — это идея архитектора Юрия Сучкова, который часто работает над сценографией выставок Музея театрально-музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Александра Генералова объясняет, почему это выбор не случаен: «Микалент — тот материал, который используется в хранилищах, чтобы экспонаты не портились.Я видела в местном фондохранилище фантастические золотные платки, которые лежали в специальных шкафах, покрытые этой полупрозрачной бумагой. Поэтому мы решили использовать микалент в пространстве выставки — благодаря этому ходу все получилось как будто бы припорошенным чем-то белым, полупрозрачным и хрустящим. Создается в некотором роде магическое впечатление».
Женский
костюм
Микалентом в музее в итоге покрылось все, кроме почти 70 предметов женского костюма, в частности, головных уборов. «Мы хотели оставить только женскую жизнь — мир, который выражается через кокошники, венцы и перевязки. Мы показываем не просто уборы и платки — через них мы рассказываем об укладе женской и девичьей жизни, о судьбах каргополок», — уточняет Александра Генералова. Особое место, по ее словам, здесь занимает каргопольский кокошник, ведь он имеет особое символическое значение для жителей города: «Это сложно объяснить, но это правда так. Во многих семьях здесь хранятся истории про кокошники, которые были обязательным элементом свадебного обряда. При этом широкая публика не всегда видит разницы даже между девичьими и женскими уборами. Девушка носила такой головной убор, который открывал косу, то есть волосы ее были видны. А женщина носила кокошник, благодаря которому волосы были полностью закрыты», — объясняет Генералова.
Кроме того, кокошник опять же важный символ в портрете жительниц Каргополья, которым кураторам хотелось отдать должное в экспозиции. Кокошник, по словам Генераловой, «неотъемлемое женское имущество, неотъемлемая часть ее приданого, того, с чем она приходит в новую семью. Разводы были редкостью, но если вдруг, кокошник всегда оставался с женщиной». В качестве доказательства этого тезиса в экспозиции можно найти документы аж из XVIII века. «Муж одной каргополки оказался должен крупную сумму, изъяли в том числе кокошник жены. Несколько лет она через суд добивалась возвращения предмета — и в итоге выиграла дело», — рассказывает Генералова.
Кроме кокошников в историко-костюмной части будет еще на что посмотреть. Это и другие девичьи головные уборы — перевязки, расшитые речным жемчугом и перламутром. «Мы постарались сделать емкую подборку, которая раскрыла бы традицию каргопольской жемчужной и золотной вышивки, а также познакомила зрителей с характерными головными уборами разных северных регионов. Отдельно все же хочется сказать о старинном головном уборе каргопольских девушек — подчелке, который сейчас находится в собрании Государственного Эрмитажа. Такие подчелки воспринимались как „старина“ уже полтора века назад. На данный момент всего два музея выставляли подобные предметы. Подчелок из Эрмитажа будет впервые показан именно в Каргополе», — уточняет Екатерина Перова. Также в экспозиции есть золотные платы, плотно расшитые золотыми нитями, и цельные костюмные комплексы.
Художники
Когда в первой трети XX века художники обратились к народному искусству, Русский Север стал важным источником вдохновения для многих из них. Так, с экспедицией сюда приезжал, например, Константин Коровин. «Коровин ездил по Архангельской области и дальше на территорию Коми, потом в Швецию, Норвегию — и оставил очень восторженные отзывы об этих землях. После этой поездки он оформлял павильон „Крайний Север“ на нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке. Поездку, кстати, оплачивал меценат Савва Мамонтов», — уточняет Генералова.
Дух Севера, местные жители и в особенности девушки и их костюмы — все это отразилось в театральных костюмах и декорациях авторства Коровина, Татлина и Бакста. Они объединяли их с современными художественными течениями — кубизмом и ар-нуво. В результате получались поразительные эскизы, которые тоже дополнили экспозицию «Дивования».
Современный взгляд
Сегодня эксперты замечают новый виток интереса молодых художников к русскому фольклору и традициям — особенно их вдохновляют традиции Севера. Кураторы сосредоточились на женском взгляде — и выбрали пять художниц, которых так или иначе интересовало Каргополье. Среди них — Анна Самойлова, Анна Слобожанина, Ульяна Подкорытова, а также две юные художницы из Архангельска — Соня Кислякова и Ульяна Каль. Важно было остановить выбор именно на тех, кто хотел работать с традициями Севера и посвятить время изучению каргопольской специфики, поэтому обратились за экспертизой в том числе к Кристине Дрягиной, куратору центра современного искусства Arka в Архангельске. «Для музейных кураторов из Каргополя, для сотрудников музеев было важно, чтобы художницы работали не просто с „русским“, а с „каргопольским“. Чтобы не получились, например, какие-то головные уборы, которые на самом деле характерны для Костромской губернии, а никак не для Каргополя. Это тоже был такой болезненный момент, ведь в Каргополе очень специфическая, своя форма кокошника. Он похож на шлем, однорогий кокошник», — рассказывает Александра Генералова.
Ульяна Каль
Анна Слобожанина
Анна Самойлова
Анна Самойлова, которая в своих работах часто переосмысляет клише, характерные для восприятия русского народного костюма в массе, создала свою версию Архангельской повязки, девичего головного убора. Его художница украсила жемчугом из коллекции своей бабушки, чтобы показать преемственность в женских линиях и то, как она важна для традиционной культуры. А Аня Слобожанина проявила авторский взгляд в том, что ее «однорогий кокошник» украшен не жемчугом, а еловыми иголками. А Соня Кислякова создала свадебный костюм на основе каргопольских: он одновременно и саван, поскольку свадьба — это переход из одного мира в другой. Частью экспозиции также стал фильм Ульяны Подкорытовой «Тамотка», который впервые показывали в «ГЭС-2»: действие современной сказки по мотивам северного фольклора происходит на берегу Белого моря, который будто бы превратился в Сахару, а также в магическом лесу. Костюмы к фильму сделаны из деревянных пластин в форме лемеха, которым раньше покрывали купола церквей. Все художницы так или иначе переосмысляют традиционный женский костюм Каргополья через роль женщины как в прошлом, так и в настоящем.
«Тамотка»
Как рассказывает Александра Генералова, крайне важно было показать в Каргополе в том числе работы этих художниц, поскольку современная культура обогащает наше понимание прошлого. При этом старались сделать это так, чтобы местные жители не восприняли это как враждебное вмешательство, а отнеслись к проекту как к продолжению диалога Каргополья со внешним миром искусства, участники которого наполняют друг друга. «Классические этнографические выставки, безусловно, нужны. Однако стоит смотреть правде в глаза: они интересны все же довольно небольшому кругу интересующихся. Красоту традиционного костюма бывает трудно разглядеть, нужно помочь людям проложить к нему путь. Поэтому стоит искать новые форматы экспонирования, новые способы привлечь внимание к этнографическим коллекциям. Это мы и попытались сделать в нашем проекте», — объясняет Екатерина Перова, как современное искусство оказалось в данном проекте. «Нам важно было показать современное искусство, но при этом не травмировать людей им — мы до сих пор не знаем, как они его воспримут», — объясняет Александра.
Мы тоже не знаем, но очень хотим устроить путешествие выходного дня, чтобы посмотреть. Присоединяйтесь — билеты тут!