T

Самые невероятные суеверия дизайнеров

ТЕКСТ: Ксения Крушинская

Многие дизайнеры верят в приметы и не расстаются с любимыми талисманами. Но если для одних это просто привычка, то другим суеверия помогают находить новые идеи и воплощать их в творчестве. Рассказываем о том, кто в мире моды сильнее всего верит в магию, и кому это больше всего помогает в работе.

Когда показ своей дебютной коллекции для Burberry Рикардо Тиши назначил на 17 сентября, 17:00, мало кто усмотрел в этом нечто большее, чем простое совпадение. Только те, кто следили за его творчеством особенно пристально, догадались, что случайностью это быть не может. Тиши одержим числом 17 уже давно, со времен работы в Givenchy, где он выпускал футболки с соответствующим принтом и часы с соответствующим названием. Перейдя в Burberry, Рикардо не изменил себе — даже дропы он решил выпускать 17-го числа каждого месяца.


17

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":-7,"y":-12,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":112,"y":42,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":280}},{"id":4,"properties":{"x":-33,"y":115,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":720}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":115,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":false}},{"id":5,"properties":{"duration":159,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В чем тут дело? Сам Тиши хранит молчание. Но знающие люди утверждают, что семнадцатый номер носит карта Таро под названием «Звезда», которая сулит успех и процветание. Лучшего талисмана Рикардо, давний поклонник этой символической системы, для себя и придумать не мог.

Верой в магию чисел для Тиши все не ограничивается. Он с трепетом относится к магическим кристаллам (прозрачные кристаллы, которые приносят удачу и помогают предсказывать будущее, согласно философии нью-эйдж) — не случайно в линейке Givenchy при нем были футболки с нарисованными на них огромными зелеными полупрозрачными камнями. А многие сотрудники французского модного дома помнят, как креативный директор разбрасывал по углам офиса соль — чтобы отвести негативную энергию.

Вера в сверхъестественное — явление, простите за каламбур, вполне обыденное. Например, согласно результатам национального опроса, проведенного в рамках National Science Week, 77 % британцев признались, что они «немного суеверны», тогда как 42 % заявили, что суеверны сильно. От простых обывателей мало чем отличаются великие. Так, известно, что Франклин Рузвельт, например, панически боялся числа 13; автор «Франкенштейна» Мэри Шелли не садилась за письменный стол, не обвив вокруг шеи домашнего удава — на удачу. А Сальвадор Дали не расставался с обломком коряги из Испании — этот талисман помогал ему отгонять злых духов. Дизайнеры — от гениев до твердых хорошистов — вполне вписываются в общий ряд. С той только разницей, что их суеверия, забавные фобии и талисманы способны материализоваться в виде принтов и силуэтов и в конечном счете прочно встроиться в ДНК бренда.

ФУТболка Givenchy с кристаллами

За примерами далеко ходить не надо. Габриэль Шанель не случайно назвала свои первые духи Chanel № 5. Коко верила в магическую силу пятерки: показы она старалась устраивать всегда 5.05, а в ее квартире на рю Камбон была люстра, состоящая из цифр 5.



5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":175,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-15}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-15}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-11}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":10}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-21}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-21}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-15}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-15}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":15}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-9}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-6}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-6}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

5

{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0,"scaleY":0,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":16}},{"id":8,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":16}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Но ярчайшая иллюстрация явления, конечно, Кристиан Диор. То, что он был невероятно суеверен, знают даже те, кто понятия не имеет о том, что такое бар-жакет и модель «Королла». Живи он в наши дни, непременно попал бы на сеанс к психотерапевту, который диагностировал бы у него какое-нибудь обсессивно-компульсивное расстройство. Но Диор жил давно, и вместо психотерапевта у него был предсказатель, без которого он не мог шагу ступить (едва ли не единственный случай, когда дизайнер его ослушался, была печально известная поездка на каникулы в Италию, закончившаяся для него фатально).


Кроме того, Диор был буквально зависим от своих счастливых чисел. Одним из них было 13 (мэтр настаивал, чтобы в его показах всегда участвовали 13 манекенщиц), другим — 8. Свой модный дом Диор открыл 8 октября в VIII округе Парижа, а первую коллекцию назвал не New Look (этот термин придумала после показа фэшн-критик Harper's Bazaar Кармел Сноу), а именно «Восьмерка». Собственно, знаменитый диоровский силуэт — тонкая талия, жесткая линия плеч плюс баска или пышный подол — не что иное как очертания той самой сакральной цифры.

8

13

В числе других обсессий Диора — бесконечная любовь к ландышам. Он договорился с флористом о том, чтобы тот поставлял ему эти цветы круглогодично, всегда носил один с собой на счастье, а лепестки, говорят, зашивал в подолах платьев. Цветочных мотивов много и в творчестве Диора — сам он говорил, что женщин хочет сделать похожими на цветы. Кстати, Diorissimo, один из самых известных ароматов Dior, созданный еще при жизни основателя, построен именно на ноте ландыша — и это, разумеется, не случайность.

И наконец, нельзя не упомянуть о звездах. По легенде, когда один влиятельный тканевый магнат предложил инвестировать в дело Диора, но дать модному дому свое имя, Кристиан, перед тем как дать ответ, пошел прогуляться по Фобур-Сент-Оноре. Там ему под ноги внезапно упала металлическая звездочка. Дизайнер принял это за знак свыше и ответил партнеру нет, а марке дал название Christian Dior. С тех пор звезда стала одним из счастливых символов Диора.



В наши дни этот мотив охотно использует Мария Грация Кьюри: в ее коллекциях много «звездных» принтов, а инсталляция в виде большой звезды украшает новый бутик бренда в Токио. Другие суеверия мэтра тоже успешно освоены его преемницей. Например, Кьюри очень любит рисунки с изображением символов Таро, еще одного увлечения Диора.




dior сouture, осень-зима 2017

По количеству суеверий среди современных дизайнеров мало кто сравнится с Диором и Тиши. А жаль: все-таки суеверия модельера и то, что их символизирует, как становится понятно из истории, способны стать визитной карточкой бренда не меньше, чем определенный крой и стиль. В этом плане неплохой потенциал у Виктории Бекхэм. Кроме того, что она очень суеверна в быту (по старинной английской примете на удачу здоровается с сороками и никогда в жизни не пройдет под лестницей), миссис Бекхэм, как и Рикардо Тиши, обожает магические кристаллы — особенно розовый кварц и черный обсидиан. Она уверена, что они дарят позитивную энергию и защищают от негатива. Куда бы Виктория ни отправилась, всегда берет их с собой.



Привычка отразилась и на творчестве: в коллекции pre-fall этого года появились брюки классического кроя с небольшими карманами по бокам — как объяснила сама Бекхэм, карманы предназначены специально для того, чтобы носить в них волшебные камни. А если кто-то этим талисманом еще не обзавелся, может купить в Victoria Beckham ремень, к пряжке которого уже прикреплен маленький кристалл. «Я смотрела на свою коллекцию камней и размышляла о том, что нужно моей покупательнице, — рассказала дизайнер в интервью Daily Mail. — Она сильная и успешная, и мне захотелось подарить ей нечто, что поможет ей в карьере и личной жизни; что даст ей поддержку». У самой Виктории, правда, говорят, не все так гладко: кристаллы, увы, не спасли ее бренд от падения продаж — в 2017 году убытки составили 8,5 млн фунтов стерлингов.


victoria beckham, pre-fall 2018

Кто еще из дизайнеров суеверен?

Ив Сен-Лоран

Верил, что любой наряд из новой коллекции, на котором посидит его бульдог Мужик, станет лидером продаж.



Диана фон Фюрстенберг

Хранит как талисман монету в 20 франков, которую ее отец носил в ботинке во время войны. По его примеру сама Диана кладет монету себе в туфлю перед каждым показом.




Эми Смилович,
Tibi

Верит в законы кармы, поэтому незадолго до каждого показа старается оставлять официантам, таксистам и мастерам в салонах красоты как можно больше чаевых.




Альбер Эльбаз

Признается, что невероятно суеверен в быту. Никогда не ставит сумку на пол. Во время работы не передает ножницы из рук в руки. Боится разбитых зеркал. Известна забавная история: однажды в Париже Эльбаз вызвал такси и увидел, что зеркало в салоне треснутое. Он спросил у водительницы, почему она его не заменит, на что она ответила, что это слишком дорого — 170 евро. Тогда он достал из кошелька 200 евро, отдал ей, но в то такси так и не сел.





Даниэль Восович,
ПОБЕДИТЕЛЬ ВТОРОГО СЕЗОНА АМЕРИКАНСКОГО ШОУ «ПОДИУМ»


Для каждой своей коллекции обязательно шьет несколько вещей вручную на старой швейной машинке, которая когда-то принадлежала бабушке его друга. Она очень тяжелая, но всякий раз Даниэль привозит ее с собой из Бруклина, так как уверен, что она приносит удачу.





Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}