материал создан 18.06.2021, обновлен 14.10.2024
Взлет и падение Victoria’s Secret
Спустя почти шесть лет с последнего показа ангелы Victoria’s Secret возвращаются на подиум. 15 октября пройдет шоу, хедлайнером которого станет певица Шер, а «крылья» примерят Джиджи Хадид, Тайра Бэнкс, Тейлор Хилл, Кэндис Свейнпол и другие. В преддверии показа вспоминаем путь бренда: от мечты каждой уважающей себя модели до краха и попыток переосмыслить имидж.
В 1977 году выпускник Стэнфорда Рой Реймонд, смущенный неудачным походом в универмаг за комплектом белья жене, запускает собственную сеть Victoria’s Secret, которая ориентируется на мужской вкус. «Я столкнулся со стойками из махровых халатов и уродливых нейлоновых сорочек с цветочным принтом. Чувствовал себя нежеланным гостем и чуть ли не преступником», — рассказал он Newsweek в 1981 году. Действительно, в предыдущие десятилетия при выборе белья женщин интересовала преимущественно его практичность и долговечность, а сексуальное белье надевали разве что по особым случаям — на свадьбу или годовщину.
Реймонд захотел сделать дворец с бельем, куда мужчинам приятно будет приходить. Он представлял себе викторианский будуар со стендами из темного дерева, приглушенным светом и шелковыми драпировками. Название бренда Victoria’s Secret отсылает к Викторианской эпохе и фантазирует о секретах английской королевы, спрятанных за внешней утонченностью. Таким образом Реймонд стремился создать ощущение респектабельности и добропорядочности бренда.
1977
1980-е
К 1982 году Victoria’s Secret приносила Реймонду около 6 миллионов долларов в год, однако все равно оказалась близка к банкротству. В том же году он продал компанию за миллион долларов бизнесмену Лесли Векснеру, владеющему сетью магазинов The Limited (торговавшей повседневной одеждой вроде рубашек и брюк). Реймонд оставался на посту президента Victoria’s Secret около года, а затем открыл элитный универмаг детских товаров. Но из-за плохого расположения и маркетинговой стратегии, направленной только на обеспеченных родителей, бизнес вскоре обанкротился. В 1986 году Реймонд разорился, а в 1993-м покончил с собой, спрыгнув с моста Золотые Ворота в Сан-Франциско.
Вдохновившись европейским рынком, Векснер стал позиционировать Victoria’s Secret как демократичную версию итальянской марки La Perla — то есть белье, которое выглядит роскошно и дорого, но при этом доступно широкой аудитории. Это сработало: к началу 1990-х Victoria’s Secret становится крупнейшим ретейлером нижнего белья в США, а объем продаж компании превышает миллиард долларов.
1990
1995
В 1995 году проходит первый показ Victoria’s Secret, который на тот момент нельзя было назвать грандиозным шоу — модели выходили в халатах и кардиганах поверх обычного белья. «Мы мало знали о том, как делаются шоу, поэтому в первый год не очень привлекали моделей. У всех были одни вопросы: «Что это?», «Как это будет выглядеть?», «Почему вы это делаете?», — цитирует Harper’s Bazaar маркетинг-директора Victoria’s Secret Эда Разека. Бренд решает дальше развивать имиджевую историю.
Показ Victoria''s Secret, 1995
1996
Спустя год Клаудия Шиффер дебютировала в Million Dollar Miracle Bra, первом бюстгальтере из драгоценных камней линейки Fantasy Bra. Самый дорогой Fantasy Bra появится в нулевых — бриллиантовый лифчик стоимостью 15 миллионов долларов пронесет на себе Жизель Бюндхен.
В этом же году Тайре Бэнкс первой досталась визитная карточка бренда — крылья весом с маленький чемодан. Ради того чтобы носить их с летучей легкостью, моделям приходилось усердно тренироваться. Например, в 2012 году Алессандра Амброзио грациозно прошагала с крыльями весом 14 килограммов, будучи на четвертом месяце беременности.
Клаудия Шиффер
Тайра Бэнкс
В 1999 году шоу впервые транслируется в интернете — это был знаковый момент, хотя большим успехом для компании эксперимент не стал. В эпоху диал-апа и скоростей 24,4 Кб/с полтора миллиона заинтересованных зрителей безнадежно уронили сайт. C 2001 года шоу переходит на телевидение — ABC- и CBS-каналы.
1999
Тайра Бэнкс
2002
Компания запускает «младшую» линию — Pink — и сразу становится важнейшим игроком на не слишком развитом рынке красивого белья для подростков и студенток. На новых рынках магазины Pink становятся первопроходцами, подогревая потребителей перед приходом «старшего» бренда.
2006
Шарен Терни, с 2000 года руководившая прямыми продажами Victoria''s Secret, получает под контроль весь бренд. В первую очередь Шарен берется за каталог: «Грудь, которая переваливается через край черных и фиолетовых лифчиков с принтом под рептилию? Узкие джинсы и туфли на шпильке? Не в мою смену». Она решает сделать каталог «скорее похожим на Vogue, чем на Playboy», чтобы привлечь более обеспеченных клиентов. За девять лет работы Шарен продажи выросли на 70%.
Показ Victoria''s Secret, 2006
Показ Victoria''s Secret, 2007
Терни внезапно уходит в отставку, чтобы больше времени уделять семье (в результате через два года она обнаружит себя в кресле генерального директора российской компании Gloria Jeans). Векснер решает сосредоточить все силы на белье, убрать каталог и купальники, разделить компанию на три части — Victoria’s Secret Lingerie, Victoria’s Secret Beauty и Pink. Он также сокращает 200 сотрудников.
Женщины отказываются от неудобного белья: блогер и модель Чидера Эггерю выкладывает фотографии в разных нарядах без лифчика и запускает хештег #SaggyBoobsMatter (#ОбвисшиеСиськиВажны) в поддержку кормящих матерей. «Женщины теперь одеваются для себя, а не для мужчин», — говорит Чидера журналу Grazia в 2016 году. «C тех пор как женщины разочаровались в образах Victoria’s Secret, самым продаваемым продуктом M&S стал бюстгальтер без косточек», — продолжает Grazia.
2016
Показ Victoria''s Secret, 2016
Бывшая сотрудница Victoria’s Secret Мишель Грант создает собственную компанию удобного нижнего белья LIVELY. «Бренд Victoria’s Secret всегда был про ангелов и фантазию, они давили на женщин, чтобы их тела соответствовали маркетинговой кампании. Вдохновить женщин быть Кэндис Свейнпол невозможно. Я хотела создать продукт от женщин и для женщин», — говорит Грант. Бодипозитивных брендов, таких как Aerie и ThirdLove, становится больше.
Бренд игнорирует тенденцию на комфорт и не спешит переходить от пуш-апа к спортивным лифчикам. «У Victoria’s Secret есть проблема, и это не секрет — спорт убивает бизнес бюстгальтеров», — пишет Хадиджа Сафдар в The Wall Street Journal. Но цифры все еще на стороне пожилых белых консерваторов из руководства бельевого гиганта — бренд показывает выручку в 7,7 млрд долларов, а акции материнской компании L Brand поднимаются на историческую высоту в 100 долларов за штуку.
2017
В 2017 году темой ежегодного шоу Victoria’s Secret становятся образы, вдохновленные традициями коренного населения Южной Америки. После показа в Шанхае пользователи соцсетей обвиняют бренд в культурной апроприации. Особенно их возмущает, что модели вышли на подиум в традиционных головных уборах индейцев. Это не первый подобный случай для марки — во время показа в 2012 году на Карли Клосс был такой же головной убор. Тогда бренд в ответ на бурную реакцию зрителей поспешил извиниться и удалил образ из коллекции и всех рекламных материалов, но спустя пять лет, видимо, забыл об этом.
Шоу Victoria''s Secret, 2017
Рыночная доля Victoria’s Secret в США падает с 33 до 24%. Покупатели жалуются, что качество нижнего белья снизилось. Молодежная линейка Pink отчаянно предлагает скидки. Родители подростков недовольны рекламой Victoria’s Secret, потому что она показывает женщин чрезмерно сексуальными. «Мы думаем, компанию вот-вот ждет крах», — комментирует рекламные акции Pink финансовый аналитик Рендел Коник.
В ноябре 2018 года маркетинг-директор Victoria’s Secret Эд Разек, отвечающий за ежегодное шоу, сообщает, что не планирует делать показ более инклюзивным. «Транссексуальные модели в нашем шоу? Нет, я не думаю. Шоу — это фантазия. Это особое 42-минутное представление», — говорит Разек в интервью британскому Vogue. Он также высказался по поводу плюс-сайз-моделей, подчеркнув, что для этого проводится отдельный показ с маркой белья Lane Bryant для определенной аудитории: «Мы продаем тем, кому продаем, а не всему миру». После критики пользователей Разек приносит вот такие извинения в официальном аккаунте Victoria’s Secret: «Мы бы взяли трансгендерную модель на шоу. Они приходят на кастинги, но не проходят отбор, как и многие другие. Это никогда не было связано с гендером. Я уважаю их желание понять, кто они есть на самом деле». Спустя неделю после комментариев Разека генеральный директор Victoria’s Secret Ян Сингер уходит в отставку.
2018
Реклама Victoria’s Secret
2019
В марте 2019 года акционер и активист Barington Capital Джеймс Митаротонда пишет Векснеру письмо, в котором называет имидж бренда «устаревшим» и «глухим», так как он «не соотносится с развивающимися взглядами женщин на собственную красоту, разнообразие и инклюзивность». Акционеры Barington Capital видят проблему в том, что из 11 членов совета директоров Victoria’s Secret девять — мужчины.
В апреле 2019 года Векснер назначает двух женщин-директоров, никак не связанных с миром моды или красоты: Сару Неш, руководившую до того компанией по производству силиконовых уплотнителей, и Энн Шихен, председателя совета инвесторов государственной Комиссии по ценным бумагам. В августе трансгендерная модель Валентина Сампайо становится лицом рекламной кампании молодежной линейки Pink. В тот же день Векснер объявляет, что Разек подаст в отставку в середине августа. В октябре Victoria’s Secret совместно с британской маркой Bluebella снимает бодипозитивную кампанию и приглашает сотрудничать первую плюс-сайз-модель Али Тейт Катлер.
Валентина Сампайо
В мае 2019 года Векснер направляет служебную записку сотрудникам Victoria’s Secret, в которой предлагает «переосмыслить» ежегодное шоу. Он сообщает, что телевидение больше «не подходит» для модного показа, и предлагает «сфокусироваться на новом формате мероприятий».
По имиджу бренда ударяет дружба Лесли Векснера с американским финансистом Джеффри Эпштейном, в которой также уличили принца Эндрю и Дональда Трампа. Эпштейн покончил с собой в тюрьме после обвинений в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и торговле людьми. Он управлял финансами Векснера на протяжении многих лет, пытался влиять на кастинги и выбирать моделей для шоу. По словам жертв, Эпштейн использовал свою связь с Victoria’s Secret, чтобы принуждать их к сексуальным действиям. Векснер обвинил Эпштейна в присвоении 46 миллионов долларов его личного состояния и признался, что очень разочарован.
Кампания Victoria’s Secret совместно с британской маркой Bluebella
21 ноября 2019 года ежегодное шоу официально отменили. Финансовый директор L Brands Стюарт Бургдорфер сообщил, что компания «продолжит коммуникацию с клиентами, но показа мод такого масштаба больше не будет». The Guardian связывает это с падением рейтингов на телевидении, да и акции L Brands за три года упали в цене в пять раз.
2021
В конце 2020 года у Victoria’s Secret появился новый креативный директор — бывший топ-менеджер Condé Nast Рауль Мартинез, который раньше контролировал съемки американских изданий Vogue, GQ и Vanity Fair и работал плечом к плечу с Анной Винтур. В июне 2021-го он представил принципиально новую стратегию бельевой марки: у Victoria’s Secret больше не будет «ангелов». Теперь бренд будут представлять семь женщин: футболистка Меган Рапино, журналистка Аманда де Кадене, трансгендерная модель Валентина Сампайо, лыжница Эйлин Гу, актриса Приянка Чопра Джонас, а также модели (и активистки) Адут Акеч и Палома Эльсессер. В их задачи будет входить не только реклама продукции VS, но и дела поважнее: в частности, участие в разработке новой стратегии марки. И это, похоже, только начало изменений. «За последние полтора года мы разговаривали с женщинами, чтобы понять, где мы сбились с пути как бренд и как нам нужно вести себя в будущем, — сказала Марта Пиз, директор по маркетингу Victoria’s Secret. — Ответы, которые мы получили, были связаны с другим отношением к женщинам. Также важно показывать больше разных женщин, чтобы все они могли ассоциировать себя с брендом».
2023
В октябре 2023-го вышел полуторачасовой фильм Victoria’s Secret: The Tour ’23. Назвать его документальным — сложно, хотя вставки архивных шоу занимают в нем не последнее место. Частично это диджитал-показ, частично — музыкальный клип. В этой мудреной структуре зрителю помогает разобраться Джиджи Хадид: в начале модель рассказывает, что нас ждут четыре новеллы по следам путешествия, в которое бренд отправился в 2021-м — заезжая по пути в Лагос, Боготу, Лондон и Токио (почему маршрут был выбран именно такой, ни Джиджи, ни создатели фильма не объясняют). В каждом из городов Victoria’s Secret выбрали по пять женщин-творцов: одну дизайнерку и трех артисток (в самом широком смысле — от иллюстратора до хореографа), которые создавали совместную коллекцию, а также одну режиссерку, чтобы документировала этот процесс. Так бренд реализовал свою миссию, намеченную еще в 2020-м, — продвигать женщин-художниц по всему миру.
Однако Victoria’s Secret Tour 23 — не просто сборник новелл. Частично действие происходит в доме скульптора Хавьера Корберо в Барселоне. Здесь Джиджи Хадид озвучивает зачин фильма, здесь проходят показы тех самых коллекций, созданных в процессе путешествия бренда по миру, и здесь же происходит обязательная часть программы любого шоу Victoria’s Secret: выступление суперзвезды — на этот раз Doja Cat. На фоне же архитектурного памятника проходит само шоу: модели, от Адут Акеч до Наоми Кэмпбелл, ходят по кругу, подсвеченные софитами. В финале Джиджи говорит: «Кажется, мы увидели мое любимое шоу Victoria’s Secret», но с ней сложно согласиться.