Тренд на форменную и рабочую одежду на Pitti Uomo 97
Новый стритвир становится все больше похож на униформу или рабочую одежду людей, которые занимаются физическим трудом. Не сдает позиций и близкий ему тренд на одежду в «военном» стиле. Рассказываем, как эти тенденции осваивают дизайнеры — участники недавно прошедшей во Флоренции выставки мужской одежды Pitti Uomo, пробуем понять, есть ли у тренда будущее, в том числе и в наших с вами гардеробах.
Fiskars by Maria Korkeila
В одном из роскошных залов Палаццо Пуччи — дворца XVIII века в самом центре Флоренции — в один из январских вечеров этого года собрались не совсем обычные гости. Под высокими сводами с массивной лепниной на минималистичных черных постаментах стояли большие горшки с растениями, а вокруг них с ножницами и другими рабочими инструментами хлопотали молодые люди, одетые точь-в-точь как садовники: брюки карго или непромокаемые комбинезоны, ярко-оранжевые плащи и панамы. В соседнем зале парни, одетые в комбинезоны, рабочие робы и головные уборы, будто сотканные из ветвей деревьев, вертели в руках грабли, вилы, лопаты и прочие инструменты, так что на первый взгляд было сложно понять, что именно они демонстрируют — одежду или садовый инвентарь. Впрочем, не обратить внимание на прекрасно сшитые комбинезоны и плотные темно-серые плащи было сложно.
В конечном итоге стало очевидно, что в старинный дворец не приглашали озеленителей — просто в Палаццо Питти в рамках выставки Pitti Uomo в тот вечер проходила презентация коллекции финского бренда Fiskars, созданной совместно с дизайнером Марией Коркейлой.
Это сотрудничество кажется не совсем обычным даже в 2020 году, когда коллаборациями давно никого не удивишь. Дело в том, что Fiskars — один из старейших в мире производителей инструментов и кухонных принадлежностей. Фирма, чья история берет начало в XVII веке, сейчас изготовляет буквально все в диапазоне от венчиков для взбивания теста до кувалд. Однако на территорию моды бренд с узнаваемой оранжево-черной цветовой гаммой до сих пор не заходил. Первая, пробная капсула создана молодой и подающей большие надежды выпускницей Университета Аалто Марией Коркейлой. Бренд заявляет, что эта одежда «сочетает в себе противоположности» — функциональность и эстетику. То есть эти вещи ни марка, ни сама Мария Коркейла не позиционируют исключительно как рабочую одежду — в них вполне можно гулять, заниматься спортом и даже ходить на вечеринки. Кое-какие луки даже могли бы оказаться в коллекции какого-нибудь Y/Project. В целом Fiskars by Maria Korkeila — это вполне себе актуальный стритвир из экологичных материалов (Коркейла использовала экокожу, переработанные ткани и непромокаемые материалы без полиэстера) — брюки, комбинезоны, куртки, плащи и панамы, вероятно, окажутся в гардеробах хайпбистов раньше, чем в кладовках садоводов.
Капсула Fiskars, пожалуй, наиболее ярко иллюстрирует один из господствующих трендов девяносто седьмой выставки Pitti Uomo — повседневная одежда становится все функциональнее и все больше напоминает униформу. И если одних дизайнеров вдохновляют рабочие робы и куртки вроде тех, в которых жители сельской местности пропалывают грядки, то другие делают ставку на милитари с его металлической фурнитурой и куда более строгими силуэтами.
Стоило пройтись почти по любому павильону выставки этого сезона (всего павильонов было больше десяти), и как минимум четыре-пять раз вы оказывались у стендов, где можно было найти вещи с крупными накладными прямоугольными карманами — пиджаки, куртки и даже классические рубашки, — брюки карго, пальто и пиджаки-кители с блестящими металлическими пуговицами и декоративными «эполетами». Некоторые дизайнеры — участники Pitti Uomo этого года не скрывают, что их вдохновляют вполне конкретные элементы униформы представителей определенных профессий. Так, в линейке молодого бренда Raglan United (названного не то в честь рукава реглан, не то в честь британского фельдмаршала Реглана, этот рукав придумавшего) есть темно-синий дафлкот с металлическими застежками и — опять же — крупными накладными карманами. Создатели признаются, что отчасти он скопирован с формы английских пожарных. В их мужской коллекции можно найти и другие вещи в похожем стиле — жилеты из непромокаемой ткани с гигантскими карманами как у дорожных рабочих и кожаные куртки как у летчиков. К одежде пилотов отсылают и шапки-шлемы с застежками на шее. Базируется марка во Флоренции, но «классической» элегантности, с которой итальянские модные дома ассоциируются чаще всего, дизайнеры Raglan United предпочитают комфорт и утилитарность, а кроме того, сознательно отказываются проводить четкую грань между мужскими и женскими вещами — выглядят те и другие примерно одинаково: большие карманы, заметная фурнитура, твид, шерсть, кожа и всепогодные материалы вроде нейлона или специально обработанного хлопка.
Заигрывать с трендом на «рабочую» одежду пытаются — и вполне успешно — и китайские дизайнеры, которым на Pitti Uomo отдали целый павильон. Например, шанхайская марка Trickcoo делает крайне утилитарные пуховики «кислотных» цветов с прозрачными нашивками, внутри которых — мигающие лампочки (в комплекте к ним идут батарейки) — явная отсылка к светоотражающим жилетам дорожных рабочих. Такие лампочки есть и на ультралегких рюкзаках марки — их ручки украшены пластиковыми браслетами с мигающими зелеными огнями. И пусть все это не слишком экологично (а значит, не вписывается в тренд на sustainability, который на выставке можно назвать едва ли не доминирующим), но вызывает какую-то почти детскую радость. Да и вообще в куртке с мигающей лампочкой куда безопаснее, например, переходить дорогу по вечерам.
Японцы тоже не остались в стороне от тенденции. Токийский дизайнер Козабуро Акасака, выпускник колледжа St. Martens, экс-сотрудник Tom Browne и финалист конкурса VFiles 2016 года, приехал на Pitti Uomo со своей маркой Kozaburo, в чьей линейке есть, например, грубые перчатки из искусственно состаренной кожи, в которых легко представить пилота или водителя, а плащ из такой же кожи украшен контрастными по цвету ремнями с лого бренда большими буквами — оммаж уже скорее не военной, а курьерской униформе.
Коллега Акасаки — Фуми Танака, у которой отсылки к workwear были и в женской линейке в прошлом сезоне (взять хотя бы графичные платья-плащи с нашитыми карманами), зашла на поле милитари и включила в осенне-зимнюю коллекцию кожаные портупеи. Они продаются отдельно, а носить их можно поверх ярких пальто со строгим силуэтом и четкой линией плеч. Танака не единственной из участников решила адаптировать этот элемент военного обмундирования для повседневной носки. То же сделали дизайнеры итальянской марки Baebclub. Их «харнессы» идут в комплекте с вельветовыми удлиненными жакетами ярких цветов. Кстати, концепция у бренда не совсем обычная — его команда создает одежду не только для людей, но и для собак, а идеальный клиент Baebclub — собачник. Поэтому в их линейке есть, например, неоново-синие худи из водонепроницаемого материала. Сзади у них застежка, к которой можно крепить ярко-красный поводок — и гулять с собакой, оставляя руки свободными.
Baebclub
Фуми Танака
Что касается подиумных показов на Pitti Uomo, то здесь отсылок к workwear нельзя было не заметить у Jil Sander. Люк и Люси Мейер включили в осенне-зимнюю коллекцию удлиненные куртки, похожие на рабочие робы. А молодой дизайнер из Нью-Йорка Телфар Клеменс, чей бренд Telfar стал специальным гостем выставки, предлагает нам будущей зимой носить широкие присборенные ярко-синие брюки из гладкого материала, похожие опять же на элемент обмундирования садовника или строителя.
Нет, разумеется, в этом царстве победившего «пролетариата» осталось место старому доброму портновскому искусству. В конце концов, брендам, выступающим за «традиционную» элегантность, на выставке, как обычно, был отведен главный и самый большой павильон — Padiglione Centrale. Здесь можно было найти стенды Van Laack и Cerruti 1881 (а вернее, их линейки галстуков — Cravatte), полюбоваться (и попробовать наощупь) свитеры из тончайшего кашемира Pashmere и оценить классические кожаные лоферы с «шотландским» принтом Fratelli Rossetti.
Jil Sander
И все-таки не заметить экспансию рабоче-крестьянской армии было трудно. Да, многие эксперты провозглашают скорый всеобщий триумф тейлоринга и возвращение моды на отутюженные брюки и идеально сидящие по фигуре пиджаки в противовес моде на ветровки и брюки карго. О том, что стритвир доживает последние дни, не так давно заявил один из главных его популяризаторов Верджил Абло — а это значит, действительно запахло жаренным. Но с другой стороны, стритвир, маскирующийся под рабочую одежду, оказывается крайне удачной реинкарнацией «обычного» стритвира, а вещи в стили милитари и вовсе грозят стать идеальным компромиссом — удобно, функционально, при этом элегантно.