Осторожно, спойлеры!
Уже по доброй традиции в преддверии Нового года The Blueprint выступает в жанре предсказаний — проанализировав мировые тенденции, гадаем, что принесет 2025-й. Кому будут продавать люкс? Отменят ли старость? И что будет с медиа?
Медиа окажутся в опасности (снова)
2025
2025
Алексей Исаков, старший редактор
Дать уверенный прогноз на следующий год не так уж и сложно, надо просто выбирать наиболее вероятные события. Вот, например, Дональд Трамп почти наверняка станет 47-м президентом США (делов-то дожить до инаугурации). А петербургский «Зенит» — 11-кратным чемпионом России по футболу (потому что столетие клуба надо отпраздновать седьмым чемпионством подряд). Румыния и Болгария — войдут в шенгенскую зону, догоняя Хорватию и показывая кукиш Кипру. В остальном остается лишь угадывать и загадывать, надеяться и бояться. Бояться, конечно, есть чего, и я не только про ядерную войну, пандемию и прочие способы массового обнуления населения земли. Есть чего бояться и в моей собственной, многострадальной профессии. Если вы читаете эти строки, значит, вы в принципе — читаете. Умеете читать, возможно, любите это делать и, во всяком случае, не ленитесь, у вас есть аккаунт в какой-либо электронной библиотеке, стопка любимых сайтов в избранном, набор самых интересных телеграм-каналов. Вполне возможно, скоро вы решите обойтись без них, просто потому, что Google и OpenAI прямо сейчас, в этом декабре, внедряют новые системы поиска в интернете — никаких ключевых запросов, никаких переходов по ссылкам, просто подробный рассказ искусственного интеллекта обо всем, что вы захотите узнать. От цен на балетки с мехом до краткого изложения «Махабхараты» — «Гугл», Perplexity, ChatGPT расскажут вам все на свете. Новости моды и погоды, культуры и экономики окажутся у вас под рукой в самом удобном виде: текст, аудио, азбука Морзе. И тогда вы перестанете заходить на сайты СМИ. И все перестанут. И сайты закроются, и последние журналисты и редакторы уйдут из профессии. И когда вы спросите ИИ — а что случилось с журналистикой, он ответит — не знаю. Просто потому, что не осталось никого, чтобы сформулировать ответ. Это то, чего я боюсь. А надеюсь я на вас, дорогие читатели. На то, что вы не будете лениться, будете открывать свои любимые сайты, самостоятельно искать информацию, которая вам по-настоящему интересна. Будете сравнивать мнения журналистов, которые вам нравятся и которые не нравятся. Будете любопытны и открыты к новому, будете скептиками, но оптимистами. Будете задаваться вопросами, на которые мы сможем ответить. Во всяком случае — постараемся.
Появятся новости о том, как отсрочить старость
Анастасия Сперанская,
директор отдела «Красота»
Вы готовы стать лучшей версией себя — красивее, моложе и далее по списку? Главный хайповый фильм года «Субстанция» в очередной раз доказал, что тема старения и бесконечных попыток его отсрочить никогда не потеряет актуальность. Да еще и недавнее исследование ученых из Стэнфорда о том, что мы стареем резкими скачками в 44 года и в 60 лет, всех только раззадорило. В 2025 году реальную молодящую субстанцию, конечно, не изобретут, но мы явно узнаем о процессах старения — и, следовательно, о том, как их замедлить, — еще больше. И без уколов все-таки не обойдется. Подозреваю, что наберет обороты популярность плазменного обмена — это когда у вас забирают кровь, отделяют плазму (которая накапливает в себе токсины и прочие вредности), утилизируют ее, а очищенную кровь возвращают обратно. Сейчас терапевтический плазмообмен используется как один из методов лечения онкологических и неврологических заболеваний, болезней репродуктивной системы, патологий разных органов. Правда, ученые пока сходятся в том, что называть этот метод лечения однозначно рабочим рано, нужно больше исследований. А вот научные работы, показывающие, что плазмообмен способен замедлять процессы старения в организме, уже появляются. Чистая кровь — не единственное, что захотят пускать по вене все биохакеры. В новом году мы еще не раз услышим о модных капельницах NAD+ (никотинамид аденин динуклеотид — органическое соединение, присутствующее во всех живых клетках организма), и не только от Хейли Бибер, которая клянется, что будет ставить ее себе до конца жизни, чтобы никогда не стареть. NAD+ уже пророчат судьбу «Оземпика», Vogue Business предсказывают, что количество поисковых запросов по NAD+ в 2025 году вырастет на 10%, а полноценных исследований его действия на людях все еще нет. Мы, конечно, подождем, но давайте как-нибудь побыстрее.
Бренды будут создавать собственные социальные сети
Карина Великая, руководитель отдела социальных сетей и дистрибуции
Казалось бы, что с переходом некоторых соцсетей в статус запрещенных, количество площадок для постинга сократилось. Но перспективная ниша для трафика долго пустовать не может, так что сейчас мы наблюдаем, как крупные корпорации протаптывают дорожку к собственным площадкам и формируют комьюнити внутри бренда.
Бренд-медиа, а точнее соцсети, уже есть у Т-банка («Пульс») и «Яндекса» («Яндекс.Ритм»). Маркетплейсы тоже превращают свои приложения в соцсеть — появляются ленты рекомендаций контента, страницы продавцов, наполняемые контентом, полноценные профили пользователей (с доступной всем историей покупок и т.д.). Продается реклама и баннерные места. Уделяется большое внимание UGC (User Generated Content). Теперь туда заходят не только за покупками, но и за поиском информации, вдохновением и развлечением — в общем, всем тем, для чего были созданы и оригинальные социальные сети.
Soft skills
>hard skills
Ирина Завьялова, редактор раздела «Карьера»
Надеемся, вы начали прокачивать свой EQ ака эмоциональный интеллект еще в 2021 году, когда о нем начали активно говорить, так как в 2025-м для развития вашей карьеры он очень понадобится. Все большее количество рекрутеров и эйчаров отдают свои симпатии кандидатам с развитыми софт-скиллами в противовес хардам — в частности, это касается модной индустрии, о чем нам уже рассказали коллеги из BoF. Логика в том, что харды (при их базовом наличии) всегда можно подтянуть, а вот если человек не умеет коммуницировать — каким бы хорошим, например, дизайнером он ни был, работать с ним будет трудно. Конечно, без искусственного интеллекта в этой дискуссии тоже не обойтись — и, нет, мы не думаем, что он заменит человеческий или уничтожит какие-то профессии, но все-таки уже сейчас видим, что он может взять на себя часть хардовой работы (проанализировать файл и составить отчет, написать код, письмо, сгенерировать изображение и разработать дизайн). А вот объединять людей и вести за собой, использовать стратегическое и критическое мышление при принятии решений, адаптироваться к условиям постоянно меняющейся реальности и другим важным софтам ему еще нужно учиться. Но и нам — тоже.
Авто
фикшн
найдет почву
под ногами
Иван Чекалов, редактор отдела «Культура»
После выстрелившей в 2021 году «Раны» Оксаны Васякиной в России начался настоящий бум литературы «новой-новой» искренности, в которой дистанция между автором и его альтер эго практически ликвидирована: героя, скорее всего, зовут точно так же, и наверняка он переживает те же события, через которые когда-то проходил писатель. Примеров множество: «Дислексия» Светланы Олонцевой — о провинциальной учительнице из Москвы, «Год порно» Ильи Мамаева-Найлза — о переводчике порнографических фильмов, даже недавняя «Средняя продолжительность жизни» Максима Семеляка. Впрочем, российский автофикшн, в отличие от мирового, сковала политическая омерта — как говорить искренно, если запрещены любые мысли о СВО, ЛГБТ, да вообще обо всем, «оскорбляющем чувства»? На самом деле можно — и учиться этому следует не у Анни Эрно и Рейчел Каск, а у американского ботаника Робин Уолл Киммерер, писателей Оливии Лэнг и Георга Винфрида Зебальда. Рассказ о себе у всех этих авторов оказывается не целью, а приемом; синекдохой гораздо более значимой истории: культурной ли (Зебальд) или биологической (Киммерер). Даже «Сад против времени» Лэнг — литературная версия журнала «Садовод и огородник» — в конце концов подводит к анализу человеческих версий утопии. Таким образом, снимаются сразу два камня преткновения: эгоцентризм оборачивается художественным тропом, а «то, что нельзя называть» прорывается через метафоры само собой. Хочется думать, в будущем году отечественный (и мировой!) автофикшн наконец найдет почву под ногами. Последняя книга Васякиной — «О чем я думаю» — вселяет на это надежду; свои собственные проблемы писательница пропускает через призму рассуждений о поэтессе рубежа XIX–XX веков Елене Гуро.
Мир
станет чуточку лучше (скрестили пальцы)
Илья Дегтярев, старший редактор новостного отдела
Новостной отдел каждый день получает, читает и пишет десятки новостей. Часто мы пишем хорошие, но также есть и плохие, о которых мы тоже обязаны сообщать читателям. В 2025 году хотелось бы, чтобы плохих новостей банально было меньше и чтобы произошла одна хорошая, написав о которой, мы бы выдохнули наконец. И не только мы.
Также очень хотелось бы написать, что вакцина от рака «ЭнтероМикс» успешно показала себя в рамках клинических испытаний, с последствиями экологической катастрофы в Анапе удалось справиться, а законопроект о домашнем насилии снова внесли на рассмотрение и, наконец, приняли.
Что же касается новостей моды, красоты и культуры, мы были бы рады рассказать, например, о том, что Джону Гальяно вернули его именной бренд John Galliano; Федерация высокой моды в Париже запретила использование натурального меха; Большой театр установил единый порядок приобретения билетов на новогодние показы «Щелкунчика» не со средней стоимостью в ежемесячный платеж по ипотеке; модная индустрия перестала навязывать нездоровые стандарты красоты, а LVMH и Kering перестали менять креативных директоров своих домов моды как перчатки. А то мы уже устали.
Все
станет проще и медленнее (ура!)
Настя Сотник, старший бренд-менеджер
Маркетологи всего мира уверяют, что в 2025 году нас ждет тренд на упрощение контента. Причем контента в широком смысле — речь не только о том, что бренды выкладывают в соцсети, но и о поводах для их постов (и репостов). Креативные рассылки, подарки, мероприятия. Все то, что достигло апогея в 2024-м. Когда чтобы лучше продать новый гель для умывания, его рассылали блогерам внутри огромной бомбочки для ванны. А чтобы запустить новогоднюю коллаборацию одежды и аксессуаров, специально для гостей отстроили цирк внутри исторического ресторана. Инфлюенсеров больше невозможно удивлять, разные мероприятия сливаются в одно большое — и бренды теряются в этой гипернасыщенной коммуникации, а значит, от попыток произвести вау-эффект эффекта нет никакого. Поэтому в следующем году предсказываем возвращение к простым форматам. Классические показы для узкого круга людей вместо насыщенных перформансов, лаконичные приглашения, написанные от руки на хорошей бумаге, — вместо часто бесполезных (и крайне неэкологичных) подарков. Фокус на качестве продукта, а не на том, как он преподносится. Учитывая экономическую ситуацию, которая неизбежно повлечет сокращение маркетинговых бюджетов, уверены, все станет проще и на локальном модном рынке, что не может не радовать.
Качество несовместимо со спешкой. А значит, нас ждут более осмысленные, глубокие — медленные продукты. Slow the fuck down and build something worth remembering — пишет глава отдела по работе с соцсетями и контенту лондонского маркетинг-агентства VCCP Ник Льюис в колонке для международного издания о маркетинге The Drum, призывая всех, кто работает с брендами и контентом для них, замедлиться и сфокусироваться на создании чего-то стоящего. Вещи, которые пользователи будут хранить и передавать из поколения в поколение. Фотографии и видео, к которым будут возвращаться, чтобы пересматривать. Мероприятия и проекты, которые станут особенными воспоминаниями на всю жизнь. Отсюда же — фокус на досуге, который позволяет переключиться из спешки в спокойный режим, побыть друг с другом без суеты, будь то чтение, бердвотчинг или хайкинг. Чем дольше проводишь время друг с другом, не отвлекаясь, тем крепче связь — с брендами тоже. Для нас как для сооснователей проекта Reading Camp, пропагандирующего осмысленное медленное чтение, это определенно хорошие новости.
Продажи люкса продолжат падать
Алена Важенина и Нелли Асриян, старший и младший редакторы отдела моды
«Надежды люксовых брендов на зумеров не оправдались: они подросли, но так и не стали потребителями люкса — между покупкой сумки Louis Vuitton и оплатой счетов за аренду выбирают второе», — писали мы в материале, где пытались разобраться, продают ли в 2024-м инфлюенсеры. Оказалось, выхлоп от них уже не тот, что раньше. Впрочем, в 2025-м люксовые бренды все равно продолжат целиться в поколение зумеров — с помощью не только маркетинга, но и дизайна. Самый яркий пример: попытка Chanel «омолодиться», пригласив в кресло креативного директора Матье Блази. В способностях дарования сомневаться не хочется, а в ценовой политике бренда — приходится: вряд ли молодые поклонницы Блази смогут себе позволить его по ценам Chanel. А консервативные клиентки, прирученные Карлом Лагерфельдом и Виржини Виар, едва ли без долгой прелюдии раскупят его первую коллекцию и даже вторую. В итоге осознание и признание, что главная аудитория люкса — как раз эти консервативные клиентки, станет болезненной необходимостью. А зумеры, конечно, рано или поздно вырастут и разбогатеют — и почти наверняка станут консервативнее. Пока же низкие показатели продаж придется объяснять Дональдом Трампом — мол, время такое, нестабильное. А когда не?
ИИ
заменит операторов
Игорь Андреев, креативный директор
Предсказания на будущий год было сделать легко. Сегодня на пьедестал почета входит искусственный интеллект, который развивается стремительно, словно ребенок в начальной школе. Раньше все радовались Гарри Поттеру, ожившему с помощью Midjorney то во вселенной Андерсона, то в «Баленсиаге», и все, что мы могли видеть, —
это липсинки. Сегодня же можно позабыть про видеографов и скосить косты на видеопродакшн. Достаточно освоить следующие программы: Luma, Runway, Pika и Kling. Правда, думаю, скоро это надоест. Ну а пока работает, советую не скупиться на подписку.
Все самые модные ребята снимают сегодня на телефон, да так, что хочется на курсы по фотографии на телефон записаться. В ход идут старые аппараты, VHS, первые айфоны (передаем привет Шарне Осборн и Насте Клычковой, которая еще в 2019 году делала с фотографом Тимом Гутом обложку американского Office). Есть ощущение, что игры с цветом а-ля Лиза Породина, Сильвестер Мако уже начинают мозолить глаз, но до России этот тренд так и не дошел, поэтому учимся делать красивый цвет, как Юра Таралов. Если с цветом не в ладах, вспышка в лоб под Юргена Теллера — то, что вам необходимо. Однако быть Юргеном дело непростое, нужно научиться использовать бытовые объекты не только в сет-дизайне, но и в стайлинге.
А еще невозможно больше видеть съемки на циклораме! Надеюсь, больше людей будет выходить на локации или хотя бы бетонные стены в качестве фона использовать — как уже делали в весенних лукбуках.
Рынок продакшн будет только крепнуть
Настя Терехова, директор спецпроектов
The Blueprint, продакшн-директор Blue LAB
Продакшн комьюнити продолжит усиливаться, уже сформировавшийся совместный креатив будет развиваться еще масштабнее. Все больше мы будем видеть и творческих проектов, инициированных и талантами и продакшенами, потому, что механическая работа на заказ не интересна уже ни заказчикам ни исполнителям.
Все больше брендов усиливают свои внутренние команды специалистами из продакшн -индустрии, и здорово, когда внутри бренда есть люди, которые разбираются в съемкам, в креативном и арт-дирекшене.
Колоссальное количество контента, который сейчас производят локальные бренды станет еще больше, если кто-то не устанет первым . А чтобы различать один бренд от другого при похожих подходах и днк, бренды будут пробовать все новое и новое и кто во что горазд. Так что советую увеличивать бюджеты и выбираться на крутые локации, которых и в России хватает.
Соц сети продолжат «подсвечивать» талантов и например, ранее ребята, которые стали популярны за счет своих рилзов и подходов к ним будут становиться коммерческими талантами, та же история и с фотографами.
И конечно клиентам потребуется от продакшна что-то большее, чем просто производство контента. Все важнее будет причастность к комьюнити, к бренду продакшна, способность продакшна закрыть все боли клиента самостоятельно. Но мы это уже умеем.
20 ДЕКАБРЯ 2024
0