Blueprint
T

ФОТО:
АЛЕКСАНДР КАЛИНИН СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ИЗДАНИЯ «СНОБ», АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

От проекта «Художника года» Александры Гарт до дискуссии про сюрреализм сегодня и стихийного хоровода — Иван Чекалов выбрал самые значимые проекты и события трех дней ярмарки.

Александра Гарт, художник года по версии Cosmoscow, рассказывает, что быть художников в 2024-м — это «...одновременно вызов и возможность. Мир меняется быстро, и искусство должно успевать за этими изменениями». Александра явно поспевает, потому что за этот год успела не только подготовить выставку в московской 3L Gallery и тотальную инсталляцию в музее PERMM, но и сделать коллаборации с Befree и MusicAeterna. «Мое детство прошло в небольшом городке, окруженном лесами и полями. Каруселей как таковых не было, но были поля, на которых можно было бегать и представлять себя в самых разных мирах. Природа была моей первой “каруселью”, где я училась наблюдать за деталями и чувствовать связь с окружающим миром», — рассказывает художница Александра Гарт, которая представляет в «Тимирязев Центре» проект «Постоянство веселья и грязи»: ржавую карусель с лошадьми из соленого теста. Название проекта отсылает к одноименному стихотворению Даниила Хармса, финал которого кажется хорошим комментарием ко всей работе: «И в окнах слышен крик веселый, // и топот ног, и звон бутылок».

«ПОСТОЯНСТВО ВЕСЕЛЬЯ И ГРЯЗИ». ПРОЕКТ
АЛЕКСАНДРЫ ГАРТ

В мастерской Александры Гарт. Фото: Александр Калинин специально для издания «Сноб»

Основательница инвестиционной компании ERA Capital, меценат и соосновательница фонда «Новые коллекционеры» Екатерина Лапшина представит на Cosmoscow хайлайты своего собрания: видеоработы, фотографию, живопись и графику. Выставка будет называться «Настоящее продолженное» и сосредоточится на феномене отстраненности от времени — так, не «задумываясь о будущем и не привязываясь к прошлому», о текущем моменте расскажут работы Александры Паперно, Билла Виолы, Александры Гарт, Гленды Леон и других художников.

ВЫСТАВКА «ГЛАЗАМИ КОЛЛЕКЦИОНЕРА»

Ольга Чернышева, «В унисон», 2021

«Более восьми часов художник растапливает большой кусок льда при помощи тепла своего тела», «Художник разбивает фамильный сервиз за 6 минут» — описания работ российского медиахудожника Евгения Гранильщикова звучат весьма жизненно, особенно вот этой, под названием SOAP: «Художнику не удается закончить ни одной фразы, потому что, как только он начинает говорить, перформеры намыливают его рот мылом». По словам Гранильщикова, после эпидемии коронавируса и череды последовавших «катастрофических событий» человек обратил внимание на собственное тело; «травма многое открывает: она настраивает связь с телом и меняет то, как вы ощущаете время и пространство» — ощутить то и другое можно будет в павильоне коллекции Дениса Химиляйне, где в общей сложности покажут 8 видеоработ художника и 5 папок акварелей.

ВИДЕО-АРТ ЕВГЕНИЯ ГРАНИЛЬЩИКОВА

 Family Dinner Set, 2020

Untitled (Ice), 2022

Уставшему путнику будет приятно найти отдохновение под сенью институции года — пермского Центра городской культуры, чей стенд оформлен в виде ротонды. «Эта ротонда — не презентационное пространство как таковое и не спецпроект. Это и есть ЦГК, который мы особым образом упаковали …ее арочные проемы повторяют контуры арок нашего помещения», — рассказывают кураторы. Дух и атмосфера основанного в 2016 году центра раскроются через архивные материалы, связанными с проектами институции, — ротонда смонтирована из подобных «воспоминаний». Охватившую нашу арт-индустрию моду на «открытое хранение» и работу с архивами Центр городской культуры отрабатывает с классицистским шиком.

РОТОНДА ПЕРМСКОГО ЦГК

100-летний юбилей сюрреалистического движения в самом разгаре — лекторий Cosmoscow 2024 будет целиком посвящен теме (нео)сюрреализма. Об интересе к бессознательному, а также об иррационализме и алогичном искусстве,
ставших вновь актуальными в наше время, в пятницу
под модераторством кандидата искусствоведения Дарьи Пыркиной поговорят искусствоведы и художники,
чьи работы представлены на ярмарке.

ДИСКУССИЯ «СЮРРЕАЛИЗМ — НАВСЕГДА»

27 октября, 18:00

«Все // Заканчивал свои стихотворения Хармс // После этого было новое стихотворение // И новое Все», — вот так вот, «...с вспыхивающими абсурдистскими строфами поэзии Хлебникова и Хармса» будет выглядеть экспозиция молодой художницы с Чукотки Маши Ша: ее экспрессивные графические работы, написанные поверх белой или бледно-желтой кальки, сшивают обрывки из стихотворений знаменитых абсурдистов, чтобы собрать из них новое, странное, эфемерное искусство. Покажут все это в специальном павильоне Limonov Art Foundation.

«ВСЕ». МОНОПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАШИ ША

Музеем 2024 года по версии Cosmoscow стал Волго-Вятский филиал Пушкинского музея, он же Арсенал, расположенный в Нижегородском кремле, а точнее арсенале XIX века. В Москве же речь пойдет об издательско-архивной деятельности музея: поможет в этом интерактивная инсталляция, посвященная его библиотеке, насчитывающей более 12 тысяч изданий по истории искусства, — в проекте примут участие архитектурное бюро [MISH] studio, 3D-дизайнеры Ольга Михайлова, Александр Красильников, Артур Софин и художники Синий Карандаш, Сергей Бояринцев, Лев Кайс и Егор Плотников.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ АРСЕНАЛА

Фестиваль неординарных музыкальных событий SOUND UP отвечает на Cosmoscow за павильон принимающей стороны — «Тимирязев Центра», который будет представлять собой одну большую видеоинсталляцию художника Ильи Старилова. Сказочные персонажи на экранах станцуют хоровод под народные песни, собранные в экспедициях по всей России и исполненные фольклорным ансамблем Российской академии музыки им. Гнесиных и инди-этно-проектом Zventa Sventana. Зрителей не предусмотрено — гости «...как в древних обрядовых ритуалах» под руководством режиссера Юрия Квятковского превратятся в участников перформанса.

ПЕРФОРМАНС KOROWOD

26 октября, 16:00 / 18:00

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}