Выходи из комнаты
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Последнюю неделю июня проводим, размышляя о взрослении, — на выставке «В моем детстве или прямо сейчас» Тани Рауш, постановке «Трех сестер» Андрея Маника и фестивале «Архстояние Детское».
ВЫСТАВКИ
«В моем детстве или прямо сейчас»
20.06
26.07
Галерея «Тираж 1/1», Москва
Петербургская художница Таня Рауш, чья персональная выставка открывается в галерее современного искусства и коллекционного дизайна «Тираж 1/1», начинала с исследования иконописи, в том числе барочной. Поэтому лица на ее живописных работах — чаще всего детские — напоминают лики святых. Девочки и мальчики Рауш — вневременные герои, которых художница пишет, посматривая то на иконостасы, то на собственные семейные фотоархивы. Последние и стали основой одной из серий новой экспозиции «В лесу, в эвакуации» — о детях Ленинграда, спасавшихся от войны.
«Династия Минь: Восток в Полутора комнатах»
19.06
19.08
Музей «Полторы комнаты», Санкт-Петербург
Предпоследней китайской империи петербургский музей посвятил не только закусочную «Пища династии Минь» (в которой мы уже побывали), но и экспозицию. У писателя с Китаем были особые отношения — его отец служил в Маньчжурии и вернулся домой с тремя ящиками «трофеев», от которых, по словам самого Бродского, их «маленькая кладовка, буфеты и стены сильно выгадали». В тех ящиках была и печатная машинка, с которой писатель начал свое писательство (возможно, на ней он и написал свое стихотворение «Письма династии Минь»), и чемодан, сидящим на котором он заснят перед отъездом из СССР 4 июня 1972-го. Правда, на выставке их не увидеть — основу экспозиции составили скульптуры эпохи Минь из собрания коллекционера Кирилла Данелии.
Фестивали
«Гастевские выходные»
20.06
26.07
«МИРА центр», Суздаль
Если бы у Алексея Гастева в 1920-х был аккаунт в инстаграме, то в его описании стояло бы «публицист, анархист, авангардист и революционер». Но инстаграма у него не было — да и тратить время на просмотр «рилсов» и «сторис» Гастев, по совместительству идеолог рациональной организации труда и основатель Центрального института труда (здание которого, к слову, располагается на Петровке, недалеко от редакции The Blueprint), вряд ли бы стал. Вот и суздальский «МИРА центр» призывает на выходных отвлечься от «рилсов» и «сторис» походом на ежегодный фестиваль, посвященный Гастеву и авангардному искусству 1920-х. В программе, например, показ старой доброй комедии «Моя бабушка» Котэ Микаберидзе, презентация книги «Азбука авангарда» «МИРА центра» и центра «Зотова», а также сеанс группового рисования «Протокол темпоральности» — при участии художницы Ульяны Агбан и актеров Сельского театра драмы и комедии в Фомихе.
«Архстояние Детское»
28—30.06
Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
Архстояние
Еще один способ провести грядущий уикенд — отправиться с детьми на детскую версию «Архстояния», первого в России фестиваля современного искусства, созданного для всей семьи (который в этом году еще и празднует десятилетний юбилей). В насыщенной программе значатся театральные постановки «Петрушка и Чуу» «Электротеатра Станиславский» и «Когда дует ветер» «ГЭС-2», музыкальные выступления Петра Налича и Шыши, показы «Крокодила Гены», «Винни-Пуха» и других «Союзмультфильмов» с пленки «Кинопередвижки», а также творческие мастерские центра «Зотов», Музея архитектуры им. Щусева и «Министра глупых идей». И все это на фоне новых и воссозданных старых инсталляций художников Романа Тавасиева, Нины Королевой, Андрея Бартенева, Нади Лихогруд, Михаила Хвалебнова и других.
Motherland
29–30.06
Москва
Сезон летних музыкальных фестивалей набирает обороты, а один из главных — Motherland — кажется, уже не нуждается в длинном представлении. Скажем лишь, что в этом году фестиваль независимой музыки пройдет на четырех сценах: на Первом государственном подшипниковом заводе, площадках Main Stage и Summer Stage, а также в клубе ARMA. Среди хедлайнеров как герои The Blueprint 100, а именно «Обстоятельства», «Бонд с кнопкой», «внимание брусника!» и «нееет, ты что», так и просто герои The Blueprint — например, «Сироткин», Элли на маковом поле и «Несладко». В общем, мы уже с билетами — пора и вам.
КИНО
«Горизонты: Часть 1»
27.06
???
В кинотеатрах страны
Первая за два десятка лет режиссерская работа Кевина Костнера (напомним, что его дебютный фильм «Танцующий с волками» собрал сразу семь «Оскаров» в 1990-м) и первая часть его «американской саги» из двух фильмов — вестерн о семье, дружбе и любви в условиях Дикого Запада во время Гражданской войны 1861-1865 годов. Главные роли в нем сыграет как сам Костнер, так и боевая подруга Chloé Сиенна Миллер, звезда «Голодных игр» Джена Мэлоун и Сэм Уортингтон (он же один из «Аватаров»).
Театр
«Русалка»
26–28.06
МАМТ, Москва
225-летие со дня рождения Александра Пушкина Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко празднует оперой «Русалка» Александра Даргомыжского, написанной в 1855-м по одноименной неоконченной драме русского классика. За самую масштабную для 105-го сезона театра постановку сюжета о дочери мельника Наташе, брошенной князем и бросившейся в воды Днепра, отвечает главный режиссер МАМТа Александр Титель. Он предлагает взглянуть на подводное царство, в котором обитает обратившаяся в русалку и мечтающая о мести князю Наташа, как на проекцию внутреннего мира человека. Помогать ему в этом будут автор сценографии и костюмов Владимир Арефьев и дирижер-постановщик Тимур Зангиев.
«Дуо»
25.06
«Зарядье», Москва
Список авторов уже известного балета «Дуо», премьера которого случилась год назад на сцене БДТ им. Товстоногова, напоминает бинго — за его постановку отвечает хореограф Павел Глухов (недавно отгулявший «Свадебку» в «Новой Опере»), за исполнение балерины Диана Вишнева и Дарья Павленко, за музыку композитор Алексей Ретинский, а за костюмы дизайнер Светлана Тегин. Вместе они и создали спектакль, формой отсылающий к театральным вечерам XIX века, на которых соседствовали опера и балет. В нем нет конкретного сюжета, есть лишь дуэт двух прим Мариинского театра, который, как подчеркивает Глухов, открывается по-новому — таким, каким на сцене его еще не видел ни зритель, ни даже сам хореограф.
«Три сестры»
27–28.06
Пространство «Внутри», Москва
Молодой режиссер Андрей Маник, ставивший для «Современника» «Крум» и «Что вы делали вчера вечером?», добрался до чеховской классики. Его три сестры — Ира, Маша и Оля, дочери строгого военного человека, который «точно знал, как им нужно устроить жизнь». Отца не стало, жизнь не устроена — драма одного дома. Единственным местом, в котором девушки могут чувствовать себя спокойно, становится подвал, укрывающий сестер от принятия каких-либо серьезных решений. Вместо этого они шутят и поют, пытаясь отпугнуть надвигающуюся тоску и, вероятно, набраться сил, чтобы выйти из комнаты и совершить ошибку.
концерты
«Декады»
28.06
Московская филармония, Москва
Музыканты творческого объединения «Притяжение» дают новую программу под руководством дирижеров Алексея Рубина, Федора Безносикова и Николая Цинмара. В нее вошли произведения, например, Штокхаузена, Дебюсси и Шнитке — всего 13 сочинений, созданных разными композиторами в период с 1904 по 2024 год. Это набор, который представляет историю академической музыки последних 120 лет — пестрящую и импрессионизмом, и сериализмом, и джазом. При этом откроют и закроют программу «Грустные вальсы»: первый принадлежит Яну Сибелиусу, а второй специально для концерта написал скрипач и композитор Иван Наборщиков.
«Тристан-проект. Федор Безносиков. МАСМ»
25.06
Дом культуры «ГЭС-2», Москва
Музыкальная программа «Что современно?» Дома культуры на Болотной набережной, идущая с конца января, подходит к финалу — концерту дирижера Федора Безносикова, Московского ансамбля современной музыки, пианиста Сергея Каспрова и певицы Лилии Гайсиной. Они исполнят произведения, специально написанные для «ГЭС-2» композиторами Сергеем Петренко, Марком Булошниковым и Алексеем Сысоевым. И заодно представят разные стратегии взаимодействия с музыкой Рихарда Вагнера (название программы и отсылает к его «Тристану и Изольде») — «от ее присваивания до растворения в ней».
«SOUND UP ultra: Рюити Сакамото»
27.06.
Хлебозавод №9, Москва
Фестиваль актуальной музыки Sound Up решил отдать дань почтения Рюити Сакамото — главному японскому композитору, написавшему саундтреки к фильмам Альмодовара, Де Пальмы и Оливера Стоуна. В рамках ретроспективного концерта композиторы-пианисты Игорь Яковенко и Риад Маммадов исполнят знаковые сочинения Сакамото в авторских версиях для фортепиано: прозвучат транскрипции хитов Yellow Magic Orchestra, интерпретации треков с сольных альбомов 80-х и 90-х, знаменитые темы из фильмов (например, из «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» и «Последнего императора») и ключевые пьесы финальных альбомов композитора async и «12».