Главные выставки декабря
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Декабрь начинается с военного положения в Южной Корее и наступления исламистов в Сирии — право слово, чем новости читать, лучше сходить на выставку. Вариантов больше, чем уведомлений в вашем мессенджере: китайское и бразильское искусство, большая выставка Каспара Давида Фридриха в Эрмитаже, новогодние ярмарки и настоящий миелофон.
«Путевые заметки. Дорога»
«Коллекция никогда не бывает полной», — написал как-то раз Вальтер Беньямин, а организаторы выставки «Путевые заметки. Дорога» взяли да его процитировали, чем весьма расположили к себе редактора культуры The Blueprint. Начав складываться в 1990-х, коллекция предпринимателей Ирины и Анатолия Седых с годами обросла как совриском, так и полотнами Константина Маковского, Василия Поленова, Константина Коровина и Петра Кончаловского. Возможно, Беньямин прав, и полной коллекция не бывает, зато интригующей еще как: эскизы Эрика Булатова, объект Ильи Кабакова, графику Леонида Тишкова объединит с работами молодых художников (Ася Заславская, Дима Филиппов, Саян Байгалиев) мотив дороги. Оная, по словам куратора Моники Норс, является метафорой коллекционирования «...как своего рода путешествия без пункта назначения, бесконечного пути без обратного билета». «Дорога» — это лишь начало цикла «Путевые заметки»; еще три части должны открыться в течение полутора лет.
02.12.2024 – 27.04.2025
Музей истории Выксунского металлургического завода, Выкса
Николай Касаткин. «Зимнее окно», 1971–1975
«История Москвы»
С 03.12
Музей Москвы, Москва
История Москвы — это в первую очередь история москвичей. В Музее Москвы вспомнили об этом и собрали экспозицию не об улицах и зданиях, а о тех, кто по ним ходил и в них жил, — на выставке можно будет выяснить правила езды (и штрафы) для извозчиков, узнать цены на продукты в Охотном ряду XIX века и самостоятельно расшифровать берестяные грамоты. Покопавшись на антресолях, кураторы выудили из своей коллекции 2200 предметов — от мебели стиля модерн до фрагментов московских укреплений времен Юрия Долгорукого — и снабдили их рисунками, картами, видеоинтервью с хранителями музея и научными сотрудниками. Сюжет экспозиции — житье-бытье москвичей на протяжении столетий (коллекция самоваров в наличии). Модное нынче открытое хранение тоже не забыли; в таком формате будут показаны, например, средневековые белокаменные надгробья. Короче говоря, отличная замена учебнику истории под редакцией бывшего министра культуры. По крайней мере, в том, что касается Златоглавой.
«Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX — начала
ХХ века из собрания ГМИИ
им. А.С. Пушкина»
04.12.2024 — 23.02.2025
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал), Нижний Новгород
«Музей года» 2024 по версии Cosmoscow, Волго-Вятский филиал Пушкинского музея, или попросту Арсенал, предлагает взглянуть на французскую литографированную афишу конца XIX — начала XX веков. Интересно это по нескольким причинам. Во-первых, европейская жизнь — та еще запрещенка, а «Калейдоскоп французской жизни» представит... собственно «калейдоскоп французской жизни». Моду, развлечения и искусство во французском обществе глазами лучших рекламщиков эпохи: авторов афиш (Поль Гаварни, Жюль Шере), карикатурщиков (Адольф Вийетт, Гюстав Жоссо) и художников ар-нуво (Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха). Во-вторых, реклама — это прежде всего коммуникативный инструмент. Каждый раздел экспозиции посвящен общению. «Живопись улиц» — диалогу города с рекламой шин и зубной пасты, «Социальная сатира художников анархистов» — связям афиш с политикой, «Соблазны и развлечения Belle Époque» — зазыванию в кабаки, а «Музы коммерции» — разговору о женщинах. Кажется, с тех пор мало что изменилось.
Новогодняя арт-ярмарка
За всеми перипетиями социополитической обстановки нетрудно забыть о самом главном — еще несколько недель, и наступит Новый год. Порядочные галереи этот праздник уважают. В Челябинске уже третий год подряд (считай, традиция) проводится арт-ярмарка с художниками из родного города, Екатеринбурга и двух столиц. Особенно рекомендуем присмотреться тем, кто не успел купить подарки всей семье на черную пятницу. Лапочке-дочке замечательно подойдет олененок челябинской художницы Саши Ремезовой из серии Untitled. Сын-подросток останется в восторге от мрачного пастельного «Призрака» москвички Елены Баркиной. Ну а для старших членов семьи не найти ничего лучше марок «Флора Урала» другого художника из Челябинска, Ильи Фролова. Гвоздем программы станет закрытый аукцион, который пройдет уже в следующую пятницу, 13 декабря.
05.12 — 28.12
Larisa Depershmidt gallery, Челябинск
«Введенский»
06.12.2024 – 06.03.2025
Галеев-галерея, Москва
Только мы написали большой гид по non/fiction, как пришла замечательная книжная новость: к 120-летию обэриута Александра Введенского «Галеев-галерея» выпускает его не опубликованные ранее тексты. Одновременно в московской галерее откроется выставка об «авторитете бессмыслицы», на которой через его рукописи будет рассказано о самом поэте и его круге: Николае Харджиеве, Данииле Хармсе, Николае Олейникове и Николае Заболоцком. Важнейший авангардист 1920–1930-х годов, как говорится в анонсе экспозиции, был «настоящим интеллектуальным контрабандистом, нарушителем законов и правил». До нас дошла лишь четверть от всего наследия поэта, и благодаря архивным фондам галерея планирует восполнить этот пробел. Один из фондов, с фотографиями, письмами и автографами, происходит из собрания семьи Введенского, другой — с текстами — из коллекции наследников литературоведа Владимира Глоцера.
↑
А. Введенский, Архив и рукописи
↑
А. Введенский, «Лето» (прижизненное издание), 1941
→
А. Введенский, Архив и рукописи
Ярмарка современного искусства catalog
От литературной ярмарки — к ярмарке современного искусства. catalog запустился совсем недавно, в 2023-м, а уже проходит в третий раз. Весной в Первой образцовой типографии представляют хедлайнеров, зимой — свежие лица; на дворе декабрь, так что Софья Троценко и галеристы Александр Шаров, Алина Крюкова и Дмитрий Ханкин собрали под своими крылами буквально сотни молодых художников. По правилам каждая из 55 галерей-участниц должна показать хотя бы одного, но действительно одним дело ограничивается редко. Демократия обеспечивается жеребьевкой — места распределяются случайным образом, и узнать заранее, где окажутся галерея a—s—t—r—a, Бизоn и Ruarts Gallery, а где Futuro Gallery или, скажем, Sistema Gallery невозможно. Кроме того, обещают лекторий, на котором выступит главный куратор «Галереи Люмьер» Наталья Григорьева-Литвинская и проект поддержки молодых художников Fresh Talents с выпускниками Школы Родченко.
06.12 — 08.12
Типография Сытина, Пятницкая, 71/5, Москва
«Алиса и другие гости из будущего. К 90-летию со дня рождения Кира Булычева»
06.12.2024 — 23.02.2025
Подземный музей парка «Зарядье», Москва
О том, что в 2024-м Киру Булычеву, автору цикла об Алисе Селезневой, исполнилось бы девяносто лет, в начале года напоминал фильм «Сто лет тому вперед», а в конце —выставка «Алиса и другие гости из будущего». Игорь Можейко (настоящее имя фантаста) был не только писателем, но и востоковедом, историком, а еще фалеристом, то есть исследователем медалей и значков, и художником. Обо всем этом через живопись Булычева, эскизы к «Тайне третьей планеты» и всамделишный миелофон из «Гостьи из будущего» будут рассказывать в самом что ни на есть подходящем для этого месте. Вы ведь помните, как флип Коли Герасимова летел над гостиницей «Россия»? Теперь он летел бы над парком по проекту архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro. А в 2024-м москвичи — благодаря экспозиции «Зарядья» — смогут в этом флипе посидеть.
↑
Кир Булычев. 1982. Из личного архива Анны Викторовой
→
Кадр мультфильма «Тайна третьей планеты». 1981
«Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия»
08.12.2024 — 13.04.2025
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
250 лет подряд весь мир вглядывается в море тумана, гадая о будущем, и 250 лет подряд эти мысли артикулируют полотна немецкого живописца, лидера кружка дрезденских романтиков Каспара Давида Фридриха. С Россией художника связывали отношения личные и профессиональные — сначала он подружился с Василием Жуковским, а затем по совету последнего работы Фридриха купила царская семья, князья Вяземские и Барятинские. Оттуда полотна разбежались по музеям — так и вышло, что отечественное собрание художника самое большое за пределами Германии. Экспозиция по-настоящему масштабна: более 200 экспонатов, из которых 11 картин и 16 рисунков, включая портрет Жуковского с братьями Тургеневыми и «На паруснике» — автопортрет художника, подаренный Николаем I своей жене (довольно странный подарок, не находите?).
ROTOR
10.12.2024 — 28.02.2025
Generative Gallery, ЦСИ «Винзавод», Москва
Из-за засилья конвенциональной живописи мы успели соскучиться по старым добрым аудиовизуальным инсталляциям-выставкам. Проект студии radugadesign призван спасти иммерсивные эксперименты от вымирания и вдохнуть в них новую жизнь. Каким образом? Загибайте пальцы. Вращающийся механизм со светомузыкой «исследует распространение волн в пространстве». Лайвы музыкантов-электронщиков Александра Василенко (участник открытия «ГЭС-2»), Лиза Шумова (соосновательница кассетного лейбла Weird Nights), мультиинструменталиста Александра Зарипова «соединяются с генеративными визуальными паттернами», оживляя музыку в виде движущихся звуковых волн. А все вместе «открывает новое измерение для аудиовизуального творчества» — это слова креативного директора radugadesign Ивана Нефедкина. Новое измерение или хорошо забытое старое, а побывать во вращающемся роторе, послушать хорошую музыку, да еще и своими глазами ее увидеть дорогого стоит.
«Videobrasil. Перевод не требуется. Сорок лет видео-арта и перформанса»
12.12.2024 — 09.02.2025
ГЭС-2, Москва
Мы уж думали, что больше не услышим фразу «международный партнерский проект», а вот поди ж ты. Впервые фестиваль видео-арта Videobrasil прошел в Сан-Паулу в 1983 году — и на протяжении всех сорока лет своего существования расширял территориальные границы: помимо художников из Латинской Америки в нем принимали участие выходцы из государств Африки, Восточной Европы и прочего «глобального Юга». Именно о постколониальной эволюции видеоискусства этих стран и пойдет речь на четырех разделах выставки — по одной на каждое десятилетие. Первые эксперименты 1980-х, массмедиа 1990-х, 2000-е и цифровизация, 2010-е — нейросети и мысли о будущем. Летопись целой эпохи в искусстве по архивам Videobrasil, работам российских художников и центральному произведению — многоканальной видеоинсталляции бразильца Эдера Сантоса «Экран²».
«Архитектура для людей»
12.12.2024 – 12.01.2025
Центр «Зотов», Москва
Дабы четыре темперамента, общаясь друг с другом, не померли с тоски, вселенная прибавила к ним еще десять эмоций — а чтобы эмоциям было где жить, десять московских архитектурных бюро создали каждой по особому пространству в центре «Зотов». Глазами Asadov, Megabudka, Steel, Pergaev Bureau и еще шести предприятий увидеть собственный эмоциональный диапазон рабочего четверга — от ностальгии и уюта до тревоги и смятения — само по себе бесценно, но эффект десятикратно усилят «места обнуления» между пространствами и культурно-просветительская программа с чемпионатом по дженге и игрой в Lego для взрослых. «В ХХI веке Москва пришла к совершенно новому архитектурному стилю. Я называю его emo-tech — архитектура, основанная на технологиях, вызывающих эмоции», — объясняет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Так что 2007-й нам наконец возвращают, причем на самом высоком уровне.
«Персональная выставка Ма Кэ: Современная живопись Китая»
12.12.2024 — 02.02.2025
МОММА, Гоголевский бульвар 10/1, Москва
«Проект открывается на волне взаимного интереса друг к другу двух стран — России и Китая», — говорится в анонсе персональной выставки современного китайского художника Ма Кэ, и если в автопроме или литературе этот интерес уже вполне очевиден, то в изобразительном искусстве еще нет. Впрочем, в Московском музее современного искусства с этим не согласны — «...обращение к своей идентичности в сюжетах и наряду с этим — пристальное внимание к поискам европейских и американских авторов», по мнению организаторов, объединяет российских и китайских художников; в частности, Ма Кэ, выпускника Тяньцзинской академии изящных искусств, чьи работы хранятся в швейцарском Kunstmuseum, The Hammer Museum в Чикаго и White Rabbit Gallery в Сиднее. Ранние полотна с образами, подсмотренными у Пикассо, трансформирующиеся человеческие фигуры на более поздних произведениях, «Путешествие на запад» и «Восток» продемонстрируют, как национальная традиция сочетается с наработками европейского модернизма, а все это вместе — с современной российской культурой.
↑
«Портрет», 2001
→
«Путешествие на Запад», 2024.
«Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира»
08.12.2024 — 13.04.2025
Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов
До сего дня славный город Серпухов появлялся в дайджестах The Blueprint лишь однажды. Это, конечно, страшная оплошность, которую мы намерены исправить. Тем более что есть повод — в Серпуховском историко-художественном музее до самого мая продлится выставка об истории русского авангарда. Две сотни экспонатов, работы Давида Бурлюка, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, и главная находка экспозиции — коллекция деревянной утвари, тканей, изразцов, повлиявших на художественный язык начала века. Разделы выставки вроде «Кладовой примитива» и «Нового быта» расскажут историю становления авангардистов, затемненную ослепительными скандалами их дебютов. Разумеется, ни для кого ни секрет, что Ларионов и Гончарова вдохновлялись народным искусством и развивающейся текстильной промышленностью, но нынешняя экспозиция рассмотрит в этой перспективе весь жизненный путь отечественного авангарда.
Р. Фальк, «Натюрморт», 1910
«Ольга Муравина. Умиротворение»
20.12.2024 — 09.03.2025
Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург
Ольга Муравина — один из самых известных и успешных современных российских скульпторов. Ее персональные выставки проходили в Испании и Нидерландах, она неоднократно участвовала в коллективных экспозициях «Винзавода» и ЦДХ. «Умиротворение» в питерской «Эрарте» продемонстрирует парадоксальную сущность таланта Муравиной: с одной стороны, экспрессионистский дар, внутреннее напряжение ее скульптуры, с другой — глубокий внутренний гуманизм, заставляющий художницу раз за разом возвращать зрителей в детство. Жестокие грубоватые фигурки животных и детей Муравиной напоминают юродивых персонажей Линор Горалик — мучающихся, преодолевающих. Находящих дорогу в рай. «По мысли автора, — рассказывают кураторы, — все живое стремится к умиротворению, к тихой радости существования». Но никто не обещал, что путь будет простым.
«Валентина Асадова. Ночной эфир»
21.12.2024 — 12.01.2025
Галерея Арт-Лига, Арт-центр «Пушкинская-10», Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге представят работы молодой художницы из Амурской области Валентины Асадовой, творчество которой вдохновляется аналитической психологией Карла Густава Юнга наравне с «Алисой в Стране чудес» Льюиса Кэрролла (взгляните хотя бы на «Зайца»). Таинственные персонажи ее картин кажутся совсем нездешними, будто явившимися на Землю из потустороннего мира. На самом деле Асадова находила каждый образ буквально у себя под ногами: в пятне мазута на асфальте или в разводах от кофе на полу. Проходя через живописную обработку, эти пятна, разводы обретают форму и раскрывают свой внутренний смысл. Кляксы на бумаге, грязь, прилипшая к стеклу электрички, — за всем этим, по мнению художницы, «выглядывает коллективное бессознательное». Выглядывает — и подмигивает.