Blueprint
T

От классиков до молодежи: 7 главных ярмарок фотографии 2025

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Важнейшая ярмарка фотографии в мире Paris Photo, о которой мы подробно рассказывали тут, пройдет в этом году с 13 по 16 ноября и наверняка уже стоит в календарях всех галеристов и коллекционеров фотографии. Но отправляться туда за новыми именами смысла нет, поэтому для тех, кто стремится пополнить коллекцию не разорившись или просто хочет держать руку на пульсе, основательница галереи Люмьер и член правления Ассоциации галерей Наталья Григорьева-Литвинская составила календарь главных мировых фотоярмарок: от Нью-Йорка до Шанхая.

Photo L.A.

Открывать год должна ярмарка Photo L.A., планировалось, что она пройдет 14–16 февраля в Калвер-Сити, неподалеку от Санта-Моники, но теперь и даты, и место на сайте обозначены как TBC. Так что держим кулачки, что она вообще состоится. Основанная в 1992 году галеристом Стивеном Коэном, ярмарка, переходя от одних владельцев к другим, разрасталась, крепла и стала местом притяжения для любителей классической американской фотографии начала и середины XX века. У каждой фотографической школы свой стиль, и на Западном побережье было больше арта, новаторства, меньше репортажа. Здесь до сих пор и в музейных, и галерейных пространствах хранятся работы Энсела Адамса, Эдварда Уэстона и Билла Каннингема. И ехать за ними надо именно на Photo L.A. В свое время именно благодаря этой ярмарке я смогла начать работать с семьей и наследием Уинна Баллока и проводить его выставки в Москве. Здесь не такая раскрученная фотография, как в Нью-Йорке, поэтому и цены до ковида были порядка 3–5 тысяч долларов, хотя какие-то работы доходили и до 50 тысяч. В пандемию ярмарка куда-то исчезла, но вот недавно объявила, что возвращается. Надеюсь, так и будет.


Haute Photographie

Роттердам, 27–30 марта

Европа откроет ярмарочный сезон фотографии молодой и смелой ярмаркой Haute Photographie. Рой Кахман, коллекционер фотографии и один из самых ярких галеристов Голландии, решил пойти дальше, создав в 2016 году собственную ярмарку. И благодаря его авторитету и репутации уже с первых лет на нее стали приезжать галереи с серьезными именами. При этом концепция и экспозиция сильно отличаются от того, что мы привыкли видеть на ярмарках. Вместо стендов галерей-участников — групповая выставка, а галеристы работают как экскурсоводы, помогая друг другу рассказывать о работах. В одном из первых интервью Кахман сказал:

«Мы создаем ярмарку нового типа. Я рассказал об идее этой ярмарки, когда это была всего лишь идея, Говарду Гринбергу (легендарный американский галерист. — Прим. The Blueprint). Он ответил мне: “Это инициатива, которую ждал мир искусства”». В Роттердам имеет смысл ехать за молодой и доступной фотографией, которую вы никогда не найдете на Paris Photo. А приятным дополнением для тех, кто решится поехать, будет ярмарка Art Rotterdam, которая проходит 28–30 марта.

AIPAD Show

Нью-Йорк, 23–27 апреля

Главная американская фотографическая ярмарка, организованная Ассоциацией международных арт-дилеров фотографии (The Association of International Photography Art Dealers). Ассоциация, организованная в далеком 1978 году, уже через год собрала самых главных галеристов и арт-дилеров фотографии и договорилась о правилах рынка и ценообразования. Ярмарки они проводят с 1980 года, и на моей памяти — всегда в Арсенале Парк-авеню (Park Avenue Armory). Здесь традиционно продаются все голубые фишки вроде Линдберга и Ман Рэя, которыми торгует галерея Гагосяна, а цены начинаются от 20–30 тысяч долларов.

И если уж вы окажетесь в Нью-Йорке, бегите в Международный центр фотографии (ICP) на выставку «Виджи: Общество спектакля» (Weegee: Society of the Spectacle), которая закроется 5 мая. Выставку про известного хроникера гламура и городских происшествий Артура Феллинга курировал ни много ни мало Клеман Шеру, бывший главный куратор отдела фотографии МоМА, а теперь директор Фонда Анри Картье-Брессона.

Сам ICP несколько раз менял локацию, сейчас он на Ладлоу-стрит, но мои отношения с ним начались, когда они еще базировались на Шестой авеню и смогли организовать одну из лучших фотографических школ в мире, обучающую не только фотографов, а тех, кто вообще работает с фотографией: печатников, продюсеров, кураторов. Не скрою, что при открытии Центра фотографии на «Красном Октябре» мы заимствовали их лучшие достижения.


PHOTOFAIRS SHANGHAY

Шанхай, 8–11 мая

Китай, особенно до ковида, очень сильно вкладывался в развитие своей фотографии. Отправлял студентов учиться в Америку и Европу, а главное — возвращал их на родину. Делал коллаборации с лучшими европейскими фестивалями вроде фестиваля в Арле, привозя их выставки и показывая вместе с лучшей мировой фотографией свою. Очень активен в этом смысле арт-центр «Три тени» (Three Shadows Photography Art Center) в провинции Сямэнь. Бум китайской фотографии сейчас поутих, на Paris Photo я фотографов оттуда почти не вижу, поэтому поеду посмотреть, что происходит в Шанхае. Ярмарке уже десять лет, она молодая и достаточно активная на мировом арт-рынке. Экспансия в Нью-Йорк несколько лет назад, правда, оказалась неудачной, но с тех пор она успела открыть проект в Гонконге. Тем временем в самом Шанхае открылся филиал музея Фотографиска, у него уже шесть отделений по всему миру и слава самого модного фотографического проекта. Когда-то мы с его основателями Яном и Пером Бруманами, наблюдая за кораблями, проплывающими мимо их штаб-квартиры в Стокгольме, обсуждали возможности открытия филиала и в Москве. Но это было в прошлой жизни, когда любой арт-проект с легкостью передвигался из точки А в точку Б и был ограничен лишь твоими возможностями. Арт-рынок продолжает развиваться, несмотря ни на что, так что как минимум важно держать руку на пульсе.


Photo London

Лондон, 15-18 мая

Главная британская ярмарка, которая молода, но претендует на то, чтобы стать местной Paris Photo. Она всегда проходит в Сомерсет-хаусе, в прошлом году там был пожар, но вроде с ярмаркой все в порядке. Там много галерей, которые участвуют и в Paris Photo, но важно, что там есть и английские фотогалереи, которых в целом не так уж и много, и в том же Париже их особо не увидишь. Есть там и американские галереи, которые не могут себе позволить участие в парижской ярмарке. Paris Photo стала очень дорогой, и участие в ней окупается только для одной трети галерей, для остальных это чисто статусная история. А здесь все-таки вход дешевле. И от Парижа близко, так что сюда и европейцы едут, и американцы летят. Я вижу каждый год, как разрастается состав участников, так что дела явно идут хорошо.


Photо Basel

Базель, 17–22 июня

Ярмарку в 2015 году организовали совершенно потрясающие ребята во главе со Свеном Айзенхут-Хугом, они пишут в каждую галерею, приглашают, помогают. Делают так, что не приехать невозможно. По атмосфере похоже на наш |catalog|, но его все-таки делает ассоциация, а тут в команде на сайте указаны четыре человека. При этом они делают международную ярмарку. Она проходит одновременно с Art Basel, где сидит тяжелая артиллерия, а тут, в десяти минутах ходьбы, все моложе, дешевле и веселее.


UNSEEN

Амстердам, 18–21 сентября

Эта ярмарка, конечно, мощнее роттердамской. Хорошая, большая. Меньше, чем Paris Photo, но она и моложе (Unseen основана в 2012 году, Paris Photo — в 1997-м. — Прим. The Blueprint). Тут все хорошо с амбициями, и при этом есть ярко выраженный голландский почерк. Он даже в атмосфере чувствуется, этот воздух и настроение хочется завернуть и увезти с собой. Но, конечно, тут очень сильно представлены Скандинавия и Северная Европа. Это срез местного фотоискусства, и, что приятно, местные активно его покупают (увы, про Россию того же не скажешь). Здесь только современная фотография, никакой черно-белой классики ХХ века. И прекрасный масштабный книжный сектор, вот уж что точно не уступает Парижу. И конечно же, в план поездки занесем два фотографических музея Foam и Марсельский дом, государственный и частный, которые приятно конкурируют друг с другом, выдавая отличные проекты.


Наталья Григорьева-Литвинская   →

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}