
культура • интервью
Волно
образно
и
по-
домо
седски
2 марта 2025
текст:
Анна Федина
фото:
Дима Черный
В прокат вышел фильм Максима Арбугаева и Владимира Мункуева «Кончится лето» — снятая в Якутии остросюжетная драма о двух братьях: младший поступил на платное и ему нужны деньги, старший вышел из тюрьмы, вылетел с работы на золотом прииске и считает, что нашел решение всем проблемам разом, но, конечно, ошибается. Младшего играет 23-летний Макар Хлебников, которого мы знаем по сериалу «Дети перемен» и фильму «Снегирь». А старшего — 32-летний Юра Борисов, которого благодаря успеху «Аноры» за последние пару месяцев узнал весь мир. Накануне «Оскара», где Борисов претендует на статуэтку в номинации «лучшая мужская роль второго плана», Анна Федина встретилась с Юрой и Макаром поговорить о премьере, премии и конфликте поколений.
На Юре: костюм Husar Vulgaris; обувь Maison Margiela
На Макаре: рубашка Marni; брюки Amomento; обувь Ushatava
Вы когда последний раз виделись?
Юра:
На фестивале «Маяк». На премьере «Кончится лето».
На самом деле нет — была еще съемка для этого материала, которую мы делали в конце прошлого года. И с тех пор Юрия Борисова из Роскосмоса сняли, а Юра Борисов в космос улетел — это ощущается каждым из вас?
Макар:
Не знаю… Нет.
Юра:
Тоже нет.
Юра, а что вы чувствуете, получая очередную номинацию: от вас ведь в этот момент уже ничего не зависит, но все равно волнительно? Или не о чем переживать? А какое-то напоминание о самом факте номинации вы себе оставляете?
Юра:
Нет, и я скорее переживаю, что мы сейчас обо мне говорим, а не о нас с Макаром.

На Юре: шуба Lime
На Макаре: шуба Lime
О вас с Макаром обязательно поговорим, но так как на «Оскар» еще никто из российских актеров не номинировался, не задать пару вопросов про него было бы преступлением. Красные дорожки, светские рауты — особый мир. Искусство в нем вращаться требуется специально осваивать?
Юра:
Мне светская жизнь не очень интересна. А зачем учиться тому, что неинтересно.
Но это тоже часть профессии. Этой темы внезапно касается и «Пророк», в котором есть мысль, что даже Пушкину, чтобы его книги продавались, нужно поддерживать к себе интерес публики, и мелкому чиновнику зарабатывать на рукописях куда сложнее, чем герою-любовнику, моднику и дуэлянту. Вы оба на себе эту потребность чувствуете?
Макар:
Меня никогда не заряжала прям так сильно светская жизнь. Да, это приятно — приходить на премьеру, где показывают кино, в которое ты сильно вложился, и получать отклик от зрителей. Но не более того.
Юра:
У меня точно так же. Мы в этом смысле на одной волне находимся. Меня никогда не заряжали публичные мероприятия. Они необходимы, чтобы люди узнавали о фильмах, о том, что вот есть такое кино и оно выходит в прокат. Если бы можно было этого не делать, я бы с огромным удовольствием не ходил бы никуда.

На Юре: шорты Sunnei; футболка Archive Dolores; ботинки Ushatava
На Макаре: рубашка и джинсы Arligent; футболка Chernim Cherno; обувь Ushatava
«Если бы можно было этого не делать, я бы с огромным удовольствием не ходил бы никуда»
— Юра Борисов

Как бы вы описали характеры друг друга?
Юра:
Мне кажется, это можно перекрестно сделать. По одному прилагательному... И конечно, в голову сразу лезут существительные!
Меняем правила.
Юра:
Макар — домосед.
Макар:
Юра — честный, искренний, волнообразный.
Юра:
Кстати, да! Макар — волнообразный и ответственный.
Что вы оба имеете в виду под волнообразным?
Юра:
Это ощущение, оно не поддается объяснению. Могу показать. (Встает и изображает всем корпусом и поднятыми вверх руками что-то колеблющееся, то ли «море волнуется, раз», то ли мем из КВН 1990-х «Анжелика, покажи дерево»).
Макар:
Волнообразный, по-другому и не скажешь.
Юра такой же, я правильно понимаю?
Макар:
Если я такой, то Юра — вот (мажет руками и извивается, как уж на сковородке).
И как вы с этими характерами существовали на площадке «Кончится лето»?
Юра:
Волнообразно и по-домоседски. На самом деле у нас много общего в основополагающих вещах и множество поверхностных противоречий, которые мы сейчас начали описывать. Так что мы в созидательном конфликте эти два или три месяца повели.



«Кончится лето», 2024
В чем именно сходились?
Макар:
Не знаю, так сложно ответить…
Юра:
Я все время думаю о том, что вообще актеры могут сказать словами.
«Да, вопрос комфорта или ментального здоровья важен,
но если я не представляю собой ничего в плане творчества, то на ... это все нужно?»
На Юре: куртка и шорты Arligent; ботинки Ushatava; майка Lime
На Макаре: шуба, лонгслив и туфли, Lime; костюм House of Leo
— Макар Хлебников
Уж основополагающие-то вещи могут, я думаю.
Юра:
Просто при переводе в слова все это становится патетичным нравоучительным фуфлом, такой демонстрацией хорошести. Так что правильнее будет сказать, что, сойдясь в базовых ценностях, мы дальше делали то, что нам обоим по кайфу, но подходили к этому разными путями. Макар, ты что думаешь?
Макар:
Я согласен, что иначе это превратится в разговор о том, что Юра считает хорошим и плохим, допустимым и недопустимым. А я буду говорить про то, что для меня нормально, а что нет. Но это как будто даже не поколенческие различия, а не знаю...
Про поколенческие различия я тоже хотела вас спросить. Вы чувствовали, что вы — зумер и миллениал?
Юра:
Нам это сложно анализировать, это лучше у других людей спросить про нас. Но я, например, плохо знаю мемы. Практически вообще их не знаю. А Макар отчасти мыслит мемами, он мне их постоянно в пример приводил и приводит. При этом я знаю людей своего возраста, которые в курсе всех мемов. Не могу сказать, что это поколенческое отличие. Еще Макар любит залипнуть в телефон и поиграть во что-нибудь. Ему комфортно какое-то время так просуществовать. У меня такого нет, но я не знаю, насколько тут можно обобщать. Ты что думаешь, Макар?
Макар:
Я поэтому и пытался избежать обобщений. Вот ты говоришь, что я домосед. Так и есть. Я могу идеально провести время, находясь с самим собой наедине в квартире. Я могу себе миллион дел найти. Играть в игры, сидеть в телефоне, читать книгу, смотреть фильм. У Юры как будто было сильно меньше таких занятий, когда мы снимались. Но все равно это такие поверхностные вещи, типа этот экстраверт, а этот интроверт, и вот они стараются друг с другом ужиться.
Юра:
При этом я не могу сказать, что я экстраверт. Я просто люблю быть не дома. И при этом я обожаю общаться с людьми. Но и про тебя, Макар, я не могу сказать, что ты интроверт. Ты любишь общаться с людьми. Но ты не любишь ходить куда-то для этого.


Давайте вернемся к зумерам и миллениалам. У нас был материал, где мы разбирали стереотипы о зумерах и просили представителей этого поколения их прокомментировать. Давайте с вами тоже попробуем. Итак, стереотип номер 3: «отличаются шатким ментальным здоровьем, и это сказывается на работе. Предпочитают оправдывать отсутствие необходимых софт-скиллов ментальными проблемами и считают, что не им нужно работать с проблемой, а коллегам принять их особенность». Что скажете?
Макар:
Я смотрю на своих друзей и ничего такого не вижу. Наоборот, я вижу людей, которые больше озадачены не вопросами комфорта в ментальном плане, а творческой реализованностью и финансовым спокойствием. Это люди, которые готовы пожертвовать чем угодно, лишь бы не быть пустым местом на планете. Для меня это тоже так. Да, вопрос комфорта или ментального здоровья важен, но если я не представляю собой ничего в плане творчества, то на ... это все нужно? Душевное спокойствие? Я его и так получу к сорока годам, как это у всех бывает.
Юра:
Звучит так, будто к 40 годам наступает старость.
Макар:
Нет, но я предполагаю, что к этому возрасту перестану херачить, как заведенная игрушка. Я недавно листал рилсы — ты же говорил, что я люблю в телефоне сидеть, — и встретил твое интервью, где ты говоришь, что твое внутреннее состояние формирует твое отношение к действительности. То есть ты с годами начинаешь относиться ко всему с большим пониманием и принятием. Скорее, это я имею в виду под душевным спокойствием.
Юра, что скажете за зумеров?
Юра:
Вообще словосочетание «ментальное здоровье» из уст зумеров я слышу постоянно. Интересно, что в моей жизни оно возникло, когда мне было лет 25, то есть зумерам в тот момент было лет по 15, — как раз когда ты начинаешь ощущать себя вполне взрослой личностью, это понятие и подъехало. И за последние лет пять-семь оно стало мейнстримом. И это прекрасно, потому что оно подразумевает осознанное отношение к своей жизни, понимание того, что ты хочешь, как ты себя чувствуешь, вообще что ты такое. Это все очень важные вещи, если о них думать и честно в них разбираться. Но вы сказали, что ментальными проблемами можно оправдывать какие-то свои недоработки, и да, могу сказать, что я встречал зумеров, которые говорили: «Нет, я это делать не буду, потому что это наносит вред моему ментальному здоровью». Именно так это вербализуется. Такими конкретными словами. Когда мне было 15, это был 2007 год, 90-е уже закончились, но ни о каком ментальном здоровье речи ни у кого не шло. О здоровье, по большому счету, речи не шло. Вообще, не то что ментальном. О том, как я себя чувствую, что я хочу в жизни, как себя чувствуют люди вокруг меня — ни у кого об этом мысли не было. По крайней мере в моем окружении. Была мысль только о том, чтобы куда-то — куда сможешь — поступить, начать — как сможешь — зарабатывать и в конечном счете начать свою самостоятельную жизнь. Предназначение, ментальное здоровье, комфорт — об этом никто даже близко не задумывался, это прозвучало бы как бред. Я не говорю, что это правильное отношение к жизни, оно грубое и агрессивное. И видимо, тут вопрос в том, что мы в разных обстоятельствах выросли, я мозгами понимаю смысл этих формулировок, и во многом согласен с ними, но внутри что-то сопротивляется все равно... А про миллениалов есть стереотипы?
«Я не говорю, что это правильное отношение к жизни, оно грубое и агрессивное»
— Юра Борисов
Наверняка есть, но с ходу ничего в голову не приходит, а вся мировая пресса предпочитает изучать зумеров. Макар, может, вы вспомните про миллениалов стереотип?

Макар:
Да нет, как будто все крутится вокруг того, что миллениалы не понимают зумеров и наоборот.
Тогда давайте еще один стереотип про зумеров разберем, авось и про миллениалов что-то поймем. Стереотип номер 5: «считают, что даже без опыта работы могут рассчитывать на высокую зарплату».
(Юра смеется).
Макар:
Не знаю, мне почему-то все время в голову приходит пример моего друга хорошего, который постоянно пьет и веселится, и у него какого-то рожна всегда есть деньги. Для меня это парадокс, потому что другие мои близкие и знакомые очень много вкалывают, работают, учатся, а отдача ноль.
Юра:
Я бы переформулировал, если это возможно. Мне кажется, что для зумеров совершенно неочевидно, что необходимо получать высшее образование, что оно в жизни как-то поможет. Макар, вот ты как считаешь?
Макар:
Смотря какая специальность.
Юра:
Любая. Просто, когда я рос, было мнение, что это must-have абсолютный.
Макар:
Мне кажется, если ты учишься на врача, инженера или архитектора, высшее образование необходимо. А где-то ведь получают корочку просто чтобы было. При этом я сам сейчас доучиваюсь в МШК и параллельно учусь на актерских курсах. Но все равно знаю множество людей, которым образование не дало ничего.
На Юре: костюм Husar Vulgaris; обувь Maison Margiela

Юра, вам дало? И все-таки я бы вернулась к вопросу про деньги. Образование дает возможность рассчитывать на солидную стартовую зарплату?
Юра:
Мне кажется, это пирамида: образование, а затем работа, накопление опыта и, наконец, деньги.
Сработало?
Юра:
В моем случае? Да. И я верю в то, что и для других это работает. При этом, понятно, что окончание института тебе не гарантирует высокую зарплату ни быстро, ни потом. И на короткой дистанции можно даже выиграть без университета, потратить эти 4-5 лет на то, чтобы пройти самые низшие карьерные ступеньки. Но на мой взгляд, куда важнее, что в вузе формируется комьюнити, с которым ты дальше будешь двигаться всю жизнь. Это твой ближний круг, с которым вы соединены общим направлением. Это не как в школе, где у каждого свои интересы. Тут вектор общий, и дальше вы будете коллегами, друзьями, свидетелями на свадьбах и крестными детей друг друга. 70–80% самых близких мне людей в жизни — это те, с кем я учился в институте. И мне кажется, ты этого лишаешься, если не получаешь высшее образование.

На Юре: джинсы Levi’s; туфли Lime; рубашка Uniqlo; куртка ATELIER PT; ремень Vintage
На Макаре: кардиган Marni; брюки Lime; ботинки Camper Lab, Studio Slow; футболка Comme Des Garçon
Про что для вас «Кончится лето»? Про то, что мы все герои трагедии, в которую нас втянули против нашей воли? Про то, а что мы все-таки можем решать сами независимо от окружающих людей и обстоятельств? Про что-то еще?
Юра:
Юра: Вот мы сейчас вроде говорим о вещах, совершенно не связанных с фильмом, но на деле связанных. Каждый из нас на площадке был адвокатом своей роли, и я думаю, что мы подсознательно вели себя в рамках парадигмы своих поколений. Вот мой герой, выросший там-то и в таких-то обстоятельствах, должен делать так и вот так. И для меня совершенно логично, что он ведет себя во многом грубо, агрессивно, прямолинейно. А соответственно Макар действовал сообразно своему пониманию своего героя и его обстоятельств.
Макар:
У меня какая-то сформированная линия наметилась, пожалуй, только к середине фильма. Сначала это были просто преданность и принятие, а потом в герое стали ощущаться какие-то изменения, над которыми было безумно интересно работать. Я помню момент, когда подумал: «Клево, вот теперь можно по-другому крутить всю эту историю!». Но да, Юра правильно говорит про адвокатов роли. У нас про это было много разговоров.
«Юра — честный, искренний, волнообразный»
— Макар Хлебников
Юра:
Это правда было интересно, потому что мы очень много времени провели в спорах обо всем в жизни. Когда живешь в якутской избе с туалетом и баней на улице и надо разобраться, кто носит дрова, кто разжигает, все это побуждает налаживать диалог. В конечном счете услышать друг друга — вот что самое крутое. Услышать и мне каким-то образом понять, почему зумеры не хотят получать образование и так внимательны к ментальному здоровью. А Макару — понять, почему нам это чуждо и почему мы менее чувствительны к себе, чем они. И если у обоих сторон это получится сделать, то возможен продуктивный диалог.
Макар:
С тем, что нужно друг друга слышать, я не могу спорить. Это очень важно.
И наконец, стереотип номер 7: «зумеры считают, что работать должно быть всегда интересно, и если пропадает мотивация или ощущение высшей цели, стремятся найти другое место работы или профессии». Как у вас с мотивациями и высшими целями?
Юра:
Давай, Макар, а то что я один говорю.
Макар, вам слово.
Макар:
Про смену работы, если она превращается в рутину и при этом никакой ответственности на тебе не лежит, я считаю, надо попытаться. Наверное, сказать жене «прости, сейчас я все деньги, что мы откладывали на учебу детей, потрачу на покупку фермы, потому что, мне кажется, я буду офигительным фермером» — это не очень хорошо. Но когда у тебя безответственная молодость, почему бы не попробовать?
На Юре: костюм House of Leo; майка и туфли, Lime; очки Fakoshima
На Макаре: брюки Chernim Cherno; рубашка House Of Leo; ботинки Camper Lab; пиджак Ushatava
Юра и Макар на фоне работы Игоря Самолета «Архитектура отношений»

У вас сейчас она самая, я полагаю?
Макар:
Я надеюсь, что надо мной никогда не будет сильно довлеть финансовая ответственность за выбор работы. Что это не будет краеугольным камнем в моей жизни. Я даю себе возможность, скажем так, быть не инфантильным, а более свободным.
Что вы имеете в виду под «финансовой ответственностью за выбор работы»?
Макар:
Ну, что нет ответственности за кого-либо и я никого не подведу. В данный момент. Что мне не нужна регулярно большая сумма на жизнь. И это дает мне право более свободно экспериментировать. Например, рискнуть и попробовать стать режиссером. Короткий метр — это от полумиллиона до миллиона. И все деньги, которые я заработаю, я могу вложить в свое кино. Может, что-то получится, а может, и нет. Главное, чтобы мне самому результат работы нравился.
На Юре: рубашка Raf Simons
На Макаре: брюки Marine Serre;
футболка Comme Des Garçons;
ботинки Camper Lab, Studio Slow
Юра и Макар на фоне работы Игоря Самолета «Архитектура отношений»
Фильмом «Кончится лето» вы довольны?
Макар:
Я был безумно рад, когда его увидел. А я ж на «Маяк» опоздал. Проспал свой рейс и приехал на премьеру через десять минут после начала фильма. Но я в безумном восторге от того, что получилось.
Даже не знаю, можно ли опоздание на премьеру собственного фильма причислить к стереотипам про зумеров.
Макар:
Да, блин, у меня в том году было шесть проектов, и это была жесть сводить все эти графики. Я и проспал потому, что ехал с других съемок. Это не оправдание даже. Я никогда не просыпал, а тут такая важная премьера — и на тебе. Что поделаешь.
Вычеркиваем из списка стереотипов.
Макар:
Да не, пусть будет.

Редакция благодарит «Дом Наркомфина»
за помощь в проведении съемки

КОМАНДА
МАГАЗИНЫ
Husar Vulgaris
Ushatava
Москва, улица Петровка, 17с1
House of Leo
Санкт-Петербург, Столярный переулок,
д.10-12, 3 этаж, кв.16
Lime
Москва, улица Кузнецкий Мост, 14
Chernim Cherno
Москва, улица Мясницкая, 22 стр.1
Arligent
Москва, Цветной бульвар 15, стр.1
Archive Dolores
Москва, Столовый переулок, 4